Журнал “Политическое образование”: В Центре Карнеги прошел семинар на тему «Образ православного верующего в современной России»

Дата публикации: 15.05.2012

В Московском Центре Карнеги 8 июня 2012 года в рамках программы «Религия, общество и безопасность» был проведен семинар на тему: «Образ православного верующего в современной России» под руководством политолога, доктора исторических наук Алексея Малашенко.

В работе семинара приняли участие специалисты и эксперты в области религиоведения, в том числе представитель журнала «Политическое образование», доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Александр Перенджиев.

С докладом на семинаре выступил руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-Центра», заместитель главного редактора журнала «Вестник общественного мнения» Борис Дубин. Докладчиком был отмечен неуклонный рост в нашей стране количества людей, считающих себя православными. Так в 1987 году к православным себя причисляли около 30%, а к неверующим – 65% граждан нашей страны, то есть почти 2/3 от всего населения. В настоящее время «пирамида» кардинально изменилась: 70% россиян считают себя православными верующими, и только 20% относит себя к неверующим.

При этом Б.В. Дубин выделяет два периода интенсивного роста количества приверженцев православно-христианской веры – с 1993 по 1995 год и с 2000 по 2008 год. Так в 1994 году – 56% православных, 39 неверующих. После 2008 года показатель количества православных верующих не только замер, но и начал медленно снижаться до 65% и только в последние полтора-два года снова увеличился до 70%.

Отношение к православию меняется в разных социальных группах. Подавляющее большинство православных верующих составляют женщины, люди старшего возраста, жители малых городов и лица, не имеющие высшего образования. Но в тоже время рост числа православных как раз и происходит за счет увеличения сторонников православной веры среди мужчин, молодежи, представителей управленческого аппарата среднего уровня.

Но и внутри православных верующих нет единых взглядов на окружающий мир. Эти взгляды весьма противоречивы по отношению к церковным канонам. Так 40% приверженцев православной веры считают, что бог есть, 25% – сомневаются в существовании бога, а 25% полагают, что … бога нет. Среди православных верующих 40% верят в загробную жизнь, существование дьявола, а 50% – верят в сглаз, порчу, результатам гадания и т. д. Кроме этого, только 40% из них считают себя религиозными людьми, а 60% – нерелигиозными.

У более половины православных нет никакой православной литературы. Только у 25% приверженцев православной веры есть молитвенник, 80% не приходят на причастие в церковь, 55% не посещают службы в храмах, 90% не принимают участие в деятельности Церкви (для сравнения приверженцы традиционной религии в других странах не участвуют в деятельности «своей» Церкви: во Франции 30%, а в США – 40%). Только 15% православных верующих посещают пасхальные службы в храмах. Ежедневно молятся и постятся только 10% православных верующих нашей страны.

Отношение российских граждан православной веры, по мнению Б.В. Дубина, очень схоже с отношением всех граждан России к своему государству:

1) словесная принадлежность – да, реальное участие в деятельности – нет;

2) выполнять ни к чему не обязывающие действия (например, верить, креститься) – да, нести ответственность за состояние дел, как в государстве, так и в Церкви – нет.

Для чего нужна православная вера российским гражданам? Основные ответы могут быть сведены к следующим постулатам:

а) вера помогает мне в понимании смысла жизни;

б) религия помогает в адаптации к чужим людям и жизненным обстоятельствам;

в) вера помогает переносить жизненные трудности, то есть помогает сделать жизнь переносимой.

В своём докладе руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-Центра» уделил внимание оценке граждан России действиям группы «Pussy Riot» и критическим материалам в СМИ в отношении иерархов РПЦ. Так 50% россиян считают, что лишение свободы для участниц группы на 7 лет – это нормально, 10% против какого-либо суда над ними. 12-13% относятся резко отрицательно к критике руководства РПЦ, 10-12% уверены, что эта критика – проделки врагов. Но в тоже время безоговорочное одобрение всех действий иерархов Церкви не преобладает среди россиян: 16% россиян считают, что в Церкви не лишены мздоимства, а 25% уверены, что РПЦ обслуживает интересы власти в России.

Заместитель главного редактора журнала «Вестник общественного мнения» обратил внимание участников семинара на роль Церкви в политике, в формировании политического имиджа государства, руководителей страны и других политических лидеров. Слияние РПЦ с высшей российской властью придает имиджу России внутри страны образ Великой Державы. Много значит и придание церковно-политического образа тому или иному политику – Спаситель страны, Разрушитель и Губитель страны и т. д. Большую роль православная вера и церковь играют в идентификации граждан в политической сфере, в том числе, и на международной арене. Рост числа православных верующих в нашей стране связан с желанием российских граждан относиться к большинству и не быть в меньшинстве.

В развернувшемся обсуждении доклада были уделены внимание роли православия в современном развитии России, ее модернизации. Так было отмечено, что РПЦ не может выделить из своих рядов лидеров-модернизаторов, как в свое время на Западе стал Мартин Лютер Кинг. Представитель журнала «Политического образования», доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г.В. Плеханова Александр Перенджиев обратил внимание собравшихся на возможную роль РПЦ как квазиполитической партии в отстаивании интересов верующих перед высшей государственной властью. По мнению Б.В. Дубина, население России не видит в Церкви своего защитника перед государством. «РПЦ, взаимодействуя с властью, отстаивает свои интересы, но не православных. И это верующие хорошо понимают. Народ не дурак!” – заключил Борис Дубин.

Кроме этого, участники семинара обратили на противоречивую роль других религий, по отношению к РПЦ. Если православие сливается с российским государством, то ислам (а заодно, возможно, и католицизм, баптизм, иудаизм и др.) противостоит государству и порою становится символом контргосударственности. В настоящее время Церковь и государство не знают, что делать с самоорганизацией общества, а другие религии стремятся к этой самоорганизации.

По мнению Александра Перенджиева, семинар способствовал поиску решения проблем в сфере взаимодействия религии и политики, влияния религии на эффективность общественного развития нашей страны.

кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова