27 июня 2013 г. cостоялся очередной семинар Исследовательского комитета «Социология религии» Российского общества социологов

Дата публикации: 10.07.2013

996801_407263079389697_811096445_n27 июня 2013 г. в МГИМО прошел очередной научно-практический семинар Исследовательского комитета «Социология религии» Российского общества социологов. Его тема — “История и современное состояние социологии религии в России и за рубежом”. В работе семинара участвовали ученые, занимающиеся социологией религии, из разных городов России: Тулы, Нижнего Новгорода, Красноярска, Владимира и, конечно, Санкт-Петербурга и Москвы. На семинаре была представлена разносторонняя информация об исследовательской тематике современных зарубежных социологов религии, а также детально обсужден новый проект Исследовательского комитета — российский энциклопедический словарь по социологии религии.

С докладом на тему «Анализ современного методологического дискурса в рамках западной социологии религии» выступила руководитель семинара Ирина Георгиевна Каргина. Она рассказала о том, какими темами интересуются западные коллеги-социологи и проанализировала программу международной конференции «Rethinking community: religious continuities and mutations in late modernity», которая проходила в день семинара в городе Турку (Финляндия) (скачать программу конференции в Финляндии). Ирина Георгиевна отметила, что в нынешних трудах западных социологов религии устойчиво присутствуют исследования, требующие междисциплинарных подходов (религия и политика, религия и гендер, религия и семья). Так, например, на конференции в Италии в августе (скачать программу конференции в Италии) запланированы секционные заседания, посвященные исследованиям в сфере религии и спорта, религии и миграционных процессов, религии и семьи, религии и культуры. Среди других актуальных тематических направлений выделяется изучение так называемого «южного христианства», выработки новых стратегий в изучении религиозности, концептуализации понятия «религиозное сообщество», также отмечен рост исследовательского интереса к различным процессам в среде современного православия в странах Западной Европы. И.Г. Каргина также отметила, что в рамках западной социологии религии в настоящее время сформировалось две базовые парадигмы, через призму которых анализируется состояние религиозного комплекса в условиях современного сложного социума – это так называемая «рыночная парадигма», интерпретирующая процессы, происходящие в религиозной с точки зрения законов функционирования рыночной экономики, и неосекулярная парадигма.

Что же касается статуса социологии религии в России, то он еще продолжает формироваться, и семинары Исследовательского комитета являются одной из немногочисленных площадок для научной дискуссии и выработки консолидированных позиций российских социологов религии.

Предыдущий семинар прошел 30–31 января 2013 г. и был посвящен теме “Исследование современной религии: методы и методология”. Предметом детального рассмотрения на очередной встрече стал проект Энциклопедического словаря по социологии религии, который по праву можно назвать общим делом российских ученых, занимающихся социологическим изучением религии в России.

       «Копать – не перекопать». Презентация проекта российского энциклопедического словаря по социологии религии        Обсуждение и предложения участников семинара по проекту        Итоги семинара        Фоторепортаж

«Копать – не перекопать». Презентация проекта российского энциклопедического словаря по социологии религии

В январе 2013 г. на семинаре исследовательского комитета «Социология религии» РОС “Исследование современной религии: методы и методология” Михаил Юрьевич Смирнов выступил инициатором создания коллективного энциклопедического словаря «Социология религии» и взял на себя ответственность по координированию проекта. На семинаре 27 июня 2013 г. он рассказал о том, какая работа проделана по проекту за это время и какие задачи еще предстоит решить, прежде чем коллективный труд появится на свет.

В течение нескольких месяцев шло заочное обсуждение будущего издания, которое не прекращалось даже накануне семинара. За несколько дней до презентации в МГИМО коллеги, которые не смогли присутствовать на семинаре (В. С. Глаголев, Р. А. Лопаткин, М. Г. Писманик и др.), высказали очередные рекомендации относительно проекта.

К слову, заочное обсуждение позволило помимо прочего сделать интересное наблюдение, касающееся современного состояния научного сообщества отечественных социологов религии, а именно: Михаил Юрьевич отправил приглашение к участию 63 коллегам по всей России, из них отреагировали 47 ученых, с которыми и велось заочное обсуждение концепции Словаря. Таким образом, сформировался круг потенциальных авторов.

Энциклопедический словарь — многоуровневый проект

Проект энциклопедического рассматривался на трех уровнях: целевом, концептуальном и техническом.

Целевой уровень

Стратегическая цель энциклопедии — консолидация российских исследователей, которые в той или иной степени занимаются проблематикой, относимой к социологии религии.

Эта консолидация, по мнению Михаила Юрьевича, должна представлять собой некое неформальное объединение на основе совместно осуществляемых научных проектов. Он отметил, что подобные попытки уже предпринимаются. Так, белгородские и московские коллеги создают интернет-портал «Социология религии» с форумом «Социальная сеть социологов религии», который будет готов уже в начале учебного года, примерно сентябре-октябре. Общецерковная аспирантура и Синодальная библейская комиссия совместно с американским Обществом христианских философов реализуют проект «Религия, наука и общество», который включает социологический сегмент. Гильдия экспертов Портала «Религия и закон» инициировала создание в Москве библиотеки социологии религии.

Консолидация ученых предполагает достижение согласованности научных смыслов и исследовательского аппарата внутри своей среды и более-менее идентичное восприятие зарубежного опыта социологии религии. «Это поможет сделать научное самовыражение взаимно понятным и оперировать общеразделяемыми смыслами», — считает Михаил Юрьевич.

Статус социологии религии в России

Энциклопедический словарь и перечисленные инициативы призваны повышать статус социологии религии в России. По примерным подсчетам М. Смирнова, в стране не более полутора сотен энтузиастов, которые в какой-либо степени профессионально исследуют религиозную жизнь с социологических позиций. Большинство из них кажутся Михаилу Юрьевичу «бойцами в одиночном окопе, когда ни локтевая, ни даже огневая связь с коллегами не ощущается». Для уверенного существования социологов религии в России не надо никуда напрашиваться или ждать внимания, а нужно самим представлять из себя что-то заметное, авторитетное, побуждающее считаться с научным знанием. Доступный способ достичь этого — это коллективные научные разработки, в том числе обсуждаемый энциклопедический словарь.

Концептуальный уровень

Концептуальный уровень предполагает определить жанр (энциклопедия, энциклопедический словарь и пр.) и название издания, а также его назначение и аудиторию.

Зачем нужен этот труд? М. Смирнов выделил следующие функции энциклопедического издания: 1. Информационная (из издания все интересующиеся могут получить знания о мире профессиональной работы социолога религии). 2. Для социологов религии энциклопедия — это арсенал средств, которые можно использовать для решения собственных исследовательских задач. 3. Энциклопедический словарь — это способ выражения консолидированного отношения российских социологов религии к основным процессам религиозной жизни общества.

Наряду с теоретическими концептами в энциклопедический словарь планируется включить материалы о практике исследовательской работы социолога религии (описание эмпирических и прикладных социологических исследований, включая методы, примеры, техники).

Сейчас в словнике около 280 статей, посвященных предметной области, терминологическому аппарату, организациям и исследованиям в социологии религии. Отдельного обсуждения требуют статьи по персоналиям. По убеждению Михаила Юрьевича, «не бывает науки без ученых. Наука такова, какой её делают эти ученые, поэтому нельзя обезличивать социологию религии». В этом направлении работы есть намерения найти авторов из ближнего и дальнего зарубежья, которые могли бы предоставить обзорные материалы по тем странам, о состоянии социологии религии в которых мало информации. Если Вы можете порекомендовать кого-либо из зарубежных коллег, готовых помочь, свяжитесь с нами по адресу info@sreda.org.

Технический уровень

Технические моменты определяются издательскими требованиями, в том числе продиктованными типом статьи. Труд будет опубликован издательством Русской христианской гуманитарной академии (РХГА, Санкт-Петербург), которая имеет большой положительный опыт религиоведческих изданий.

Постскриптум

Пока еще принимаются пожелания и предложения насчет терминов, которые следует включить в словник. В скором времени начнется распределение статей по авторам, которое завершится к октябрю 2013 г. В рабочую группу, которая призвана координировать работу по сбору и первичному редактированию статей, вошли Ирина Георгиевна Каргина, Мария Мирановна Мчедлова, Елена Михайловна Мирошникова, Елена Николаевна Васильева, Ксения Александровна Колкунова, Сергей Дмитриевич Лебедев (коллеги поздравляют Сергея Дмитриевича с предзащитой докторской диссертации. «Ну наконец-то!» – облегченно вздохнули некоторые из них, услышав радостную весть) и сам Михаил Юрьевич. К июню 2014 г. планируется сбор статей, затем – утверждение и работа научной редколлегии. P.S. Добросовестные ответственные волонтеры приветствуются:)

Обсуждение и предложения участников семинара по проекту

6941_407240169391988_1715653353_nВ ходе дискуссии участники предлагали различные дополнения. Так, Евгений Игоревич Аринин, «коллекционер определений религии» из ВлГУ, считает важным проговорить базовые термины, такие как религия, религиозность, а также показать региональную работу – где что исследуется, публикуется, какова конкретная работа конкретных людей.

себАндрей Евгеньевич Себенцов, в недавнем прошлом председатель Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, отметил, что ориентироваться нужно на то, что это издание рано или поздно будет выложено в Интернете.

17510_407264759389529_114724658_nЕлена Михайловна Мирошникова (ТГПУ, Тула) считает значимым отразить в словаре, что такое полевое исследование, как его проводить, какова методика эмпирического социологического исследования в области религии.

1010654_407240099391995_1057190193_nРоман Викторович Ледков (КГПУ) обратил внимание на маргинальные группы внутри религиозных сообществ (потребители наркотиков, вич-инфицированные и пр.). Так, примерно в половине харизматических церквей основное миссионерское направление – это реабилитационные центры, которых в стране около 2000.

11502_407267432722595_1154366395_nЕвгений Викентьевич Дубограй (кафедра социологии медицины Первого МГМУ им.И.М.Сеченова) рекомендовал рассмотреть понятие «потенциал религии» или «ресурс религиозности». Он отметил, что медики и военные достаточно активно используют некий потенциал религии или ресурс религиозности для достижения институциональных и организационных целей. «Вы сейчас не найдете ни одного отделения реанимации или интенсивной терапии, где не было бы иконок, во многие больницы и даже поликлиники принято приглашать священнослужителей. IMG_5927Сами врачи говорят, что беседы пациентов с приглашенными религиозными деятелями плодотворно сказываются на излечивании пациентов», – рассказал он.

Ольга Ивановна Сгибнева (ВолГУ) считает, что энциклопедия обязательно должна быть доступна органам власти и нужно учесть правовую сторону темы.

«Энциклопедия – проект о социологии религии в России, как она есть, – говорит Людмила Ильинична. «Какой она хотела бы быть», – поправляет Михаил Юрьевич. Людмила Ильинична Григорьева, Красноярский государственный педуниверситет

7987_407240019392003_243397907_nЭто издание должно быть лицом современной российской социологии религии. Энциклопедия нужна для того, чтобы в ней можно было найти то, чего нет в Интернете. Из этой энциклопедии мы и зарубежные коллеги должны иметь возможность узнать направления исследования и экспертов, которые его разрабатывают, найти коллег по своей исследовательской теме, экспертов по определенному вопросу. Это даст представление об исследовательском поле: где, кто и что изучает, и окажется, что в каком-то регионе, например, Андреем Павловичем Забияко уже все пропахано, а Якутия будет белым пятном, где полевых исследований нет, а религия изучается геродотовским методом.

Несколько лет назад местные красноярские чиновники из мэрии, глубоко невежественные в вопросах религии, издали книжку о “деструктивных культах” и начали ее распространять. В ней в кучу свалили всех протестантов, новые религиозные движения и некие “фантастические” организации. Назревал судебный скандал. Мне, по обращению ряда организаций, пришлось вмешаться. Этот “справочник” мы смогли отозвать при вмешательстве администрации края и законодательного собрания и провести серию профессиональных консультаций. Смысл в том, что мы можем и должны быть полезными государству как профессиональные исследователи социологи религии, а не как истерично политизированные “борцы с деструктивными сектами”.

«Это издание должно быть полезно в первую очередь для студентов и аспирантов» Андрей Андреевич Игнатьев, РГГУ

1006254_407252979390707_510645562_n«Социология религии» обозначает три разные области исследования. Во-первых, это мониторинг того, что в известной традиции называлось религиозными ситуациями. Во-вторых, религия может рассматриваться как объясняющий фактор: через религию объясняют политику, экономику, рождаемость. Например, Вебер изучал экономику, а Дюркгейм – отклоняющееся поведение, но оба они объясняли своё через религию. В-третьих, религия может объясняться через какую-то социальность. Эти три области нужно иметь в виду и не пытаться мимикрировать под один их этих вариантов.

Еще важно ответить на вопрос, зачем и кому адресовано это издание. По моему мнению, это издание должно быть полезно в первую очередь для студентов и аспирантов. Когда студенты просят у меня учебник по социологии религии, я в качестве учебника предлагаю социологический словарь penguin. Есть словарь по социологии религии (читать рецензию ) Михаила Юрьевича, но только у меня, а у студентов РГГУ его нет.

«Надо унифицировать понятия, чтобы не было диссонанса» Ирина Георгиевна Каргина, МГИМО

992995_407240016058670_343945010_nСпасибо за огромный труд, который уже проделан! Мои предложения таковы. С моей точки зрения, это должен быть энциклопедический словарь, предметное поле которого – это социология религии. Нужно ограничивать себя этими рамками и четко концептуализировать, что это такое. В словаре должно быть также отражено то, что сегодняшний взгляд на религию и религиозное поле плюралистичен. Необходимо показать разные понимания религии, которые сегодня имеют место быть, надо уйти от этого одномерного взгляда на религиозность. Что такое сегодня религия? Это не всегда связь с сакральным, это выход за границы сакрального. Кроме того, как пользователю словаря, мне всегда интересно знать не только то, что обозначает сам термин, но и основные библиографические ссылки постатейно – это богатство любого энциклопедического издания.

«Словарь должен быть рассчитан на бóльшую аудиторию» Мария Мирановна Мчедлова, ИС РАН

1044893_407251482724190_1754763281_nВидно, что по словарю уже была проделана колоссальная работа, но необходимо скорректировать его под те задачи, которые мы ставим. Словарь должен быть рассчитан на большую аудиторию, и отдать его потом нужно будет в образовательные учреждения. Я бы добавила междисциплинарный ракурс и включила исследовательские поля разных гуманитарных дисциплин, а также добавила бы термин «эсхатология» или «эсхатологическое настроение». Посмотрите, ведь мир пропитан эсхатологическими интенциями – у нас каждые полгода объявляют конец света!

«Необходимо представить самоопределение социологии религии» Игорь Николаевич Яблоков, кафедра философии религии и религиоведения МГУ

Яблоков_Игорь_Николаевич.jpegПри работе над энциклопедическим изданием важно учесть методологические вопросы. Например, необходимо представить самоопределение социологии религии. Оно есть, оно сложилось, например, в трудах Ремира Александровича Лопаткина, Виктора Ивановича Гараджи и др., хотя вряд ли жестко формализовано, но этого и не может быть в социальных науках.

Для подготовки совместного труда нужен некоторый консенсус, который касается особенностей социального познания и заключается в том, что объективность – это результат интерсубъективности, и достигается она в ходе научного диалога.

Социология религии и «пустые понятия»: как не остаться в уютном прошлом Алина Юрьевна Багрина, координатор исследовательской службы «Среда»

9aK-2GWre4wБольшое спасибо за замечательный доклад, за возможность встретиться и обсудить сегодня очевидно востребованный и перспективный проект Энциклопедического словаря социологии религии. Несколько наблюдений в этой связи.

Первое наблюдение. Анализ материалов трех наиболее представительных конференций 2013 года в области социологии религии (Мировая, Европейская и Американская ассоциации социологов религии) оказывается довольно любопытен. Прослеживается общая тенденция. Несколько заостряя, ее можно сформулировать следующим образом: «Социологи религии исследуют все, кроме самой религии». Мы видим, как создается и брендируется на научном рынке все большее число сущностей: «Религия и власть», «Религия и гендер», «Религия и кросс-культурная политика», «Религия и социальные институты», новое сегодня веяние – «Религия и спорт». Можно ожидать: «Религия и косметика», «Религия и способ парковки»… Религия используется как фильтр, через который смотреть можно на что угодно. Но на что обращен взгляд? Нет акта видения, замечания, узнавания того, что составляет суть религии. Например, полностью потеряно эсхатологическое измерение. Упущены другие осевые феномены религиозного космоса. Речь не идет о богословии или религиоведении. Понятно, что исследованию для социологов подлежат в первую очередь социальные проекции.. но чего?… Рынка? Индустрии услуг? Культурно-политической пропаганды? Или все-таки – религиозных феноменов? Интересно, почему это вытеснение происходит. Секулярный редукционизм, невидимость предмета для используемых методов, проявляющий себя феномен «пустых понятий» (о котором замечательно рассказывала в своем докладе в МГУ Марина Мирановна Мчедлова) в «текущей современности»?

3jKfPlUhO50Иллюстрация. Вот у нас сегодня – умышленно или нет? – на столах перед присутствующими стоят бутылки с питьевой водой, на них слово «Троица». Смотрю в раздаточный материал, словник для планируемого «Словаря социологии религии» – такого понятия нет. Что происходит, маркетологи Троицу видят, а социологи религии – не видят?

Не нахожу в словаре таких понятий, как Исповедь, Причастие, Литургия, Монастырь, Патриарх, Благословение. Можно продолжать. Смотрю со стороны христианства. Может быть, коллеги-социологи, разбирающиеся в исламе или буддизме, так же не нашли бы каких-то важных, опорных понятий, необходимых для адекватного представления об этих вероисповеданиях, обладающих эмпирической социальной размерностью.

Второй момент, о котором хотела сказать. Мы, «Среда», на старте, перед запуском нашего мирянски-гражданского научного проекта, в 2011 году проводили экспертный опрос социологов религии – о том, кому и как исследовать религиозный мир. Материалы опроса в открытом доступе на нашем сайте, очень благодарны всем участникам. До сих пор периодически возвращаемся к результатам, пользуемся коллективной экспертизой как guidelines. Так вот, там самым перспективным методом исследований была названа ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. Где она? Где эмпирическая феноменология? А ведь она как раз могла бы помочь наполнить смыслом те самые «пустые понятия», которые сейчас отбрасываются разумом из-за «невидимости», тварной неотмирности. Может быть, как раз в этом направлении можно поискать ответ на призыв Президента Европейской Ассоциации социологов религии Карела Доббелара «расширять поле исследований»?

В этой связи хотелось бы еще упомянуть о том, что христианство в силу своей воплощенности насквозь эмпирично. К сожалению, это эмпирическое измерение Домостроительства теряется, остается недоосмысленным, ни в науке, ни в социуме, ни в общественно-культурном дискурсе; ни, может быть, в самой Церкви. Почему? С научной стороны все еще стоит cordon sanitaire (О’Donovan), «страх испачкаться богословскими понятиями», теологией? Но это сегодня уже не совсем актуально, это вчерашний день в контексте современных тектонических изменений в парадигматике гуманитарных наук. Неужели социология религии, которая могла бы быть на фронтире изменений, стать новым передовым отрядом научного – критического/самокритического – мышления, добровольно останется в «уютном прошлом», отказывая себе в плюрализме подходов и взглядов, упорно из века в век опираясь на модель Homo Respondentus?

Третье соображение. Мы живем в России. В России у религиозного мира есть своя специфика. Нравится это или не нравится кому-то, но наша культурно-историческая, религиозная социальная реальность это прежде всего православие. Как было отмечено Ириной Георгиевной в докладе, с чем совершенно соглашусь: растет внимание «извне» к изучению православия. Чем это вызвано? Могут быть разные объяснения, как мирные, так и не очень (например, подготовка к витку холодной войны и изучение врага). Почему исследования православия и российской религиозности ведутся на зарубежные деньги? Это касается в том числе нескольких крупных проектов внутри России. Очевидным стратегически правильным инвестором в данные исследования является государство, не побоюсь сказать: в том числе из соображений национальной безопасности. Может быть, как раз исследовательский акцент на национальной специфике религиозности, более того, создание национальной школы изучения веры и религии в России – это адекватная вызовам современности задача? Разрабатываемый словарь может стать важным, фундаментальным научным шагом в этом направлении. Если захочет стать. Спасибо за внимание.

Итоги семинара

Первый этап в работе над энциклопедическим словарем завершен, и, как считает инициатор проекта М. Смирнов, «это очень продуктивный этап, так как он разбудил мысль, заставил вдуматься и перейти от суетного к серьезным вещам. Это сформировало парадигмальные рамки, в которых мы начинаем друг к другу прислушиваться и примерно понимать смыслы, которые наполняют границы нашего пространства». Второй этап начинается сейчас, это распределение статей, определение авторов и экспертов. Третьим этапом будет сведение и научное редактирование полученной информации, что потребует серьезной конвенциональной работы, когда надо будет согласовать базовые и частные смыслы, терминологию.

Обсуждение обозначило ряд проблем, вызвавших оживленную дискуссию. Прежде всего: необходима ли в этом издании чёткая демаркация собственно социологии религии с тем, что именуется социальной антропологией, культурантропологией, этнологией, социальной философией, разными направлениями религиоведения? Возможна ли вообще такая демаркация? Если необходима и возможна, то какими критериями руководствоваться при различении? Не менее значима и проблема интеграции конфессиональных понятий в дискурс социологии религии. Должно ли исследование социальных проекций религиозных институтов и практик оперировать их вероучительными смыслами или социология религии выстраивает свою аналитику на языке науки?

«Инициировав все это дело, я пошел на большой риск. Знающие люди мне сказали: «Ты что делаешь, с ума сошел! Здесь не обсуждать надо, а по-диктаторски: ты пишешь? – давай! ты не пишешь? – гуляй». Я пошел по демократическому пути и рискнул вынести словарь на обсуждение профессионального сообщества. Если мы действительно профессионалы, специалисты, сообщество, то должны проговаривать все это вместе и формировать эту самую научную парадигму» (М. Ю. Смирнов)

Руководитель семинара, Ирина Георгиевна Каргина, предложила продолжить обсуждение, развивая поставленные вопросы, и темой следующей встречи в январе 2014 г. сделать «Концептуализацию и операционализацию основных понятий в рамках социологии религии». Об этом и других событиях в сфере изучения религии можно следить на странице Календаря событий .

Свои предложения и замечания по статье и обсуждаемой теме Вы можете присылать на адрес info@sreda.org

Фоторепортаж

На семинарах по социологии религии скучно не бывает:) 996801_407263079389697_811096445_n Елена Михайловна и Ольга Ивановна обсуждают возможные словарные статьи UZlLSYrxGy0 Артефакты семинара: Теологический энциклопедический словарь под редакцией Уолтера Элвелла вышел в свет в 2003 г. Руководителем Проекта по созданию на русском языке энциклопедического теологического словаря была И.Г. Каргина ZntLMQppIOY Гости из Красноярска KDr8-ZWCTFY Артефакты семинара: все присутствовавшие, а также их студенты и аспиранты были приглашены к участию в Конкурсе исследовательских работ -EN9ZRDFb-E Участники дискуссии не упустили из виду ни одну, даже самую мелкую, деталь KKfcKQROsmY А как там у них, в Финляндии? Презентация И.Г. Каргиной «Анализ современного методологического дискурса в рамках западной социологии религии» KmoYyFcd4Rs Ксения Колкунова (ПСТГУ) рассказывает о зарубежном опыте составления подобных энциклопедических словарей Игнатьев-Багрина-Колкунова-Сафронов-Пруцкова Семинары – это не только полезно, но и вкусно ScSAjQXowzM Делаем энциклопедический словарь по социологии религии вместе rwzZM7qYVNw За следующими семинарами можно следить в Календаре событий 1VG7W5F1Q90

Другие фотографии можно посмотреть в Facebook и вконтакте. Автор фото: Мария Кузьмичева

Текст подготовила Ксения Медведева