«Массовое православие»: есть оно или нет, и если да, то, что это значит? – Репортаж из ПСТГУ

Дата публикации: 09.04.2014

2 апреля 2014 года в рамках «Дня науки» ФСН ПСТГУ прошла конференция «Массовое православие». Что такое «массовое православие»? Сколько верующих в нашей стране? Как объективно их посчитать? На эти другие и другие вопросы искали ответы опытные исследователи религии, социологи, а также студенты факультета социальных наук ПСТГУ.

И.П. Рязанцев (декан факультета социальных наук, профессор, д.э.н.). Вступительное слово.

Тема «Массовое Православие» нам очень близка: она напрямую связана с нашим факультетом. Наши исследования очень часто посвящены тем процессам, которые происходят на границе между Церковью и обществом.

«В российской социологии давно идет дискуссия относительно двух цифр: 1-5% или 75% православных в России»

Конечно, в нашем сознании, может быть, не до конца четко сформулировано представление о Церкви и о современном российском обществе. В российской социологии давно идет дискуссия относительно двух цифр: 1-5% или 75% православных в России. Первый показатель говорит нам о людях, в жизни которых довольное большое место занимают религиозные практики. Вторая цифра демонстрирует количество людей, которые являются носителями православной идентичности.

С одной стороны, существует много исследований, методик, ведутся дискуссии, как измерить религиозное поведение. С другой стороны, мы не наблюдаем ни одного серьезного исследования относительно тех 75% наших граждан, которые именуют себя православными.

Очень часто приходится слышать мнения разного рода экспертов, о том, что эта цифра не реальная, что эти люди только номинально православные. Однако, если у нас в стране всего лишь 1-5% православных как же тогда объяснить феномен, связанный с поклонением к поясу Богородицы, когда в разных городах России поклониться поясу пришли миллионы? Как тогда быть с тем, что книга «Несвятые святые» разошлась миллионными тиражами? Как объяснить популярность среди населения фильма «Остров»? Есть еще масса примеров, которые не показывают, что у нас в стране православных верующих несколько больше, чем 5%.

М.А. Тарусин (социолог, политолог, публицист, руководитель сектора социологии Института общественного проектирования): «Массовое Православие. Существует ли оно, если да, то, что это такое?»

 

«Есть ли  у нас достаточное количество православных в стране или их единицы?»

Сейчас в информационном пространстве звучат две цифры относительно  православных верующих в России: 1-3% и 70-75%. Это конечно информационное лукавство, которое тиражируется СМИ для создания атмосферы некоего спора: есть ли  у нас достаточное количество православных в стране или их единицы.

Цифры в районе 1-3-5% получаются в ходе использования методики определения количества православных В.Ф. Чесноковой, которая была создана в конце 1980-х гг. В рамках этой методики последовательно задаётся много вопросов, первый из которых: «Считаете ли вы себя верующим человеком, и если да, то к какой религии себя относите?». В конце периода советской власти и начале новой российской жизни, отвечая на этот вопрос, православными идентифицировали себя примерно 30% и эта цифра постоянно на протяжении последних 20 лет росла. Сейчас она составляет порядка 75%, т.е. у нас в стране три четверти взрослого населения считают себя православными верующими.

«По моему мнению, редкое участие в таинстве причастия православного человека совершенно не говорит о его малой воцерковленности»

Далее по этой методике задаются вопросы, которые позволяют говорить уже об основных характеристиках верующего человека. Выясняется, что 20-25%, из тех 75%, практически не ходят в храм, разве что на Пасху и Рождество, но это не составляет их регулярную религиозную практику. Из тех, кто ходят, еще примерно 10% ходят несколько раз в год, на основные большие православные праздники или когда что-то случается  в их личной жизни. Еще примерно 15% ходят в храм 1-2 раза в месяц. Затем есть ядро- 6-9% тех, кто ходит регулярно. Также в данной методике присутствуют вопросы относительно участия в церковных таинствах. Однако, по моему мнению, редкое участие в таинстве причастия православного человека совершенно не говорит о его малой воцерковленности.

Необходимо заметить, что методика Валентины Федоровны тоже далеко не идеальна, но я считаю, что ничего более логичного, более адекватного на сегодняшний день не существует. Действительно, там все просто и понятно, и можно исследовать и отдельные социальные группы, и общество и получать вполне себе адекватные результаты и сравнивать их с тем, что было 20-10 лет назад.

«7-9% – это ядро православных воцерковленных верующих у нас в стране»

Поэтому цифра 1-3-5% тоже правомерная, но надо понимать, что она означает. И, конечно же, это не 1-3%, а примерно 7-9%. Это ядро православных, воцерковленных верующих у нас в стране, то есть  тех, кто посещает богослужения каждую неделю, не менее 1 раза в месяц исповедуется и причащается примерно четыре раза в год или чаще.

75%  – это тоже православные люди. Какое у нас есть право утверждать, что это не так? Никакого. Мы, социологи, верим тому, что говорят нам люди, это во-первых. Во-вторых, надо понимать, что Православие в душе человека – это некий мировоззренческий базис его существования, та национальная основа, которая формировалась в душах людей веками. И то, что людей 75 лет отрывали от родных корней, не могло пройти бесследно, но при этом надо также понимать, что этот базис никуда не делся, он в душах людей остался.

Я думаю, что цифра в 75%, может, будет немного изменяться, расти. Сегодня она почти достигла своего максимума, и главное, что будет происходить, это изменение качества православных внутри этой цифры. Потому что сегодня ядро православных людей довольно небольшое, но у нас строятся новые храмы и мы видим, что сегодня эти храмы не пустуют, в них ходят люди.

«Главное, что будет происходить, это изменение качества православных внутри цифры 75%»

Я могу сказать как социолог, что у нас портрет верующего человека существенно изменился за последние 20 лет. Если раньше соотношение женщин к мужчинам на приходах было 9 к 1, и женщины были в основном пожилого возраста, то сегодня это примерно уже 7 к 3, а то и 6 к 4, т.е. практически мы  приближаемся к портрету просто среднего россиянина, потому что и возраст верующего значительно уменьшился, и уровень образования вырос, иными словами, верующий человек стал обычным гражданином без специфических признаков.

А.Ю. Багрина (к.полит.н., руководитель независимой исследовательской службы «Среда»): «Дорога к храму. Образ Церкви: что имеем, что хотим?»

 

Я вообще хотела рассказать о специфических чертах россиян, которые себя называют православными, но, похоже, перед этим надо разобраться с несколькими основными понятиями.

Вообще, что такое массовое православие? Как посчитать верующих, и сколько их? Я бы хотела поделиться соображениями, с которыми мы столкнулись, работая над нашими проектами: Арена – Атлас религий и национальностей, опрос священнослужителей, опрос прихожан московских храмов и т. д. Когда мы спрашивали прихожан: «Как вы определяете православных?». Ответы были такими: пожилые люди чаще смотрят на внешний вид, поведение;  молодые больше акцентируют внимание на мировоззрении, убеждениях,  установках. Интересным был момент, что среди наших респондентов, были люди с ученой степенью, и все они как один говорили о самоидентификации. С другой стороны, самый популярный ответ  на вопрос «Как определить православного?»  был ответ «никак». Вообще не определять православных. Что же касается цифры в 75% православных, то мы такой цифры не получили. Мы экспериментировали с разными видами опросов, с разными опциями. Когда мы вставили вопрос-опцию: «я в Бога верю, но к вероисповеданию не принадлежу», т.е.  вера без религии, то мы получили довольно интересный результат. Вот эта опция у нас сходу забирает 25% россиян, четверть говорят об этом. Дальше, кого же, в конце концов, считать православным? Когда говорят про 1-5% необходимо все-таки пояснить, что эта цифра демонстрирует. Вот есть стандартный вопрос, которым на исследованиях вымеряют уровень религиозности населения, это вопрос: «Были ли вы в последнее воскресенье на богослужении?». У нас такой вопрос ставить нельзя, потому что при стандартной, репрезентативной выборке, ответ будет меньше, чем погрешность, т.е. попросту не информативен.

«Я в Бога верю, но к вероисповеданию не принадлежу» – четверть россиян говорят об этом»

Мы проводили исследование «Арена» там было опрошено 57 тыс. чел., это нам позволяло исследовать малые группы, потому что понятно, что для того, что бы анализировать группы численность  3%, нужны уже многотысячные выборки, иначе там уже лукавство начинается, особенно когда динамика изменилась на 2%, а выборка 1200 была. Поскольку во всероссийской переписи нет  вопроса о вероисповедании, мы хотели по возможности честно посмотреть на число православных в России. Дальше мы думали, кого же считать  православным? Есть несколько типов методик, связанных с религиозным поведением. 1-методика В.Ф.Чесноковой, она основана, прежде всего, на религиозном поведении, т.е. то, что действительно измеряемо, можно конкретно посчитать и сказать. Однако мы знаем кто такие мытари, кто такие фарисеи, насколько религиозное поведение отражает веру человека. Также необходимо учитывать 70-летнее доминирование атеистического режима, небольшое количество храмов, учитывать, что была дореволюционная традиция с обязательным причастие раз в два года, и т. д. Поэтому такой критерий религиозного поведения для нас может быть не совсем актуальным. Дальше мы говорим о втором подходе: религиозное сознание. А как его измерить? Измерять можно религиозное знание, знание догматов, церковной истории, но не сознание. В конце концов, мы решили, что оптимальным будет критерий: «Исповедую православие и принадлежу к Русской Православной Церкви». Людей, выбравших эту опцию, мы считаем церковными людьми, так как это не просто выбор религии, но и определенная институциональная принадлежность. Таких людей у нас 41%. Эта цифра оказалась не очень радостной для тех, кто считает, что в России от 1% до 5% православных, и она же оказалась не слишком понятной для тех, кто говорит, что у нас 75-80% православных.

«Если есть «Массовое православие», то, что, есть еще и «немассовое православие»?»

Что касается самого термина, который сейчас звучит, это «массовое православие», я по дороге сюда думала, что же это такое? Если есть «Массовое православие», то, что есть еще «немассовое православие»? Что же тогда такое это «немассовое православие»? Это какое-то эксклюзивное, элитное православие? Это при условии, что мы выходим на средний уровень. Если же мы выходим на микро уровень, то тогда оппозицией будет, скорее всего, индивидуальное православие, т.е. есть массовое, а есть индивидуальное. Я считаю, если «Массовое православие» есть, то оно как раз «Массовое индивидуальное православие». Этому и посвящена моя презентация.

В рамках нашего исследования «Образ Церкви» мы сделали для себя несколько интересных находок. Мы подели опрошенных на две категории – прихожане (8%) и просто верующие (92%). Какой же образ Церкви видят не-прихожане, и какой хотят видеть:

  1. Приверженность традициям, охранение прошлого 30%/18%
  2. Помощь людям, приходская и социальная работа  30%/38%
  3. Великолепный обряд, красота и пышность богослужений 22%/7%
  4. Открытость для всех, понятность и приветливость 21%/31%
  5. Важная часть российской государственности, государственное ведомство 17%/11%

Аналогичные данные по прихожанам:

  1. Приверженность традициям, охранение прошлого 47%/23%
  2. Помощь людям, приходская и социальная работа  44%/47%
  3. Точное следование канонам 29%/19%
  4. Открытость для всех, понятность и приветливость 28%/38%
  5. Четкая иерархия 21%/9%

Вывод: россияне хотят видеть Церковь:  помогающей, аскетичной, открытой и… полезной? На мой субъективный взгляд, это очень опасная тенденция. Первым, кто требовал от Церкви быть полезной был Петр I, ничего хорошего, как известно, это не принесло.

К сожалению, в образ Церкви не входит духовная мистическая жизнь, она остается невостребованной прихожанами.

Р.Н. Лункин (к.ф.н., ведущий научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН): «Православие и общество: из чего складывается влияние Церкви на региональном уровне».

Я, в силу своей исследовательской деятельности, часто езжу по России, и как ученый-полевик имею очень много контактов с реальными верующими людьми. Я считаю, что довольно любопытно, обсуждая такие широкие понятия как «Массовое Православие», будет прислушаться к мнению россиян, причем к мнению не только горожан, но представителей глубинки.

Во время  нашей полевой работы мы общались с малыми народностями Камчатки, и я думаю, их взгляд на данную проблему будет интересен. Как рассказывали нам местные коряки, к ним приезжала группа московского духовенства с миссионерством. Они крестили некоторую часть местных жителей, провели несколько тематических вечеров, посвященных «духовной» проблематике, а потом уехали. Но люди то остались, и их жизнь никаким образом не изменилась. У них не появилось храма, с ними не остался священник для элементарного воцерковления и катехизации.

«Миссионеры крестили некоторую часть местных жителей, провели несколько тематических вечеров, посвященных «духовной» проблематике, а потом уехали. Но люди то остались»

Но это только одна сторона медали. Это люди, которые принимают Крещение, но есть также множество представителей малых народностей, которые не хотят исповедовать «русскую веру». Они не хотят принять «русского Бога», им непонятны идеи централизации власти. Зато эти люди видят огромную пользу от социальных проектов, проводимых протестантскими общинами.

То же самое происходило не только на Камчатке, но и на Севере страны, на Дальнем Востоке, в Якутии. Однако после того как якутскую кафедру возглавил епископ Роман (Лукин), ситуация кардинально изменилась: началась реализация социальных проектов, сотрудничество с другими религиозными организациями и т.д.

По-другому обстоит ситуация в европейской части России. Так, большое влияние на общество оказывают крупные православные обители Ивановской, Курской, Владимирской областей. Сперва местные жители с недоверием относились к монахам, однако после того как монастырь стал заниматься хозяйственной деятельностью и появились рабочие места, то отношение местного населения изменилось. Так что, по моему мнению, прежде чем делать такие глобальные обобщения, как «Массовое православие», имеет смысл побывать в российской глубинке и посмотреть, как там люди живут – является ли для них Православие влиятельным или нет?

На пленарном заседании были вручены памятные дипломы основным докладчикам, а также отмечены благодарностями за научную работу лучшие студенты кафедр социологии и экономики.

В конце заседания И.П.Рязанцев предоставил слово студентам – ребята показали свой любительский фильм о практике, проходившей в Никольском благочинии г.Москвы при поддержке информационно-аналитического центра факультета социальных наук.

После обеденного перерыва участники «Дня науки» разошлись по своим секциям:

«Социология», работу которой возглавил декан факультета и заведующий кафедрой общей социологии, д.э.н, профессор И.П.Рязанцев, и

«Экономика», которой руководил заведующий кафедрой прикладной экономики, к.э.н., доцент В.И.Гуров.

В репортаже использованы материалы с сайта факультета социальных наук http://ortho-socio.ru/

Репортаж подготовил Дмитрий Горевой