Новые имена. “В ближайшей перспективе – политология религии” – интервью с участником конкурса “Вера и религия в современной России” Максимом Богачёвым : Некоммерческая Исследовательская Служба "Среда"

Новые имена. “В ближайшей перспективе – политология религии” – интервью с участником конкурса “Вера и религия в современной России” Максимом Богачёвым

Дата публикации: 28.01.2014

Служба “Среда” продолжает серию интервью с победителями конкурса исследовательских работ молодых учёных “Вера и религия в современной России”. Каковы научные интересы призёров, чему они посвящают свободное от науки время и какими видят свои профессиональные перспективы? Сегодня мы знакомимся с Максимом Богачёвым, представителем редкой еще в академическом поле специальности – политолог религии.

Bogachyov_foto_2Богачёв Максим Игоревич

Магистрант факультета прикладной политологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Сотрудник научно-учебной лаборатории исследований в области бизнес-комммуникаций НИУ ВШЭ.

Научный руководитель: Сорвин Кирилл Валентинович, кандидат философских наук, доцент, заместитель декана факультета социологии НИУ ВШЭ.

Научный путь

Глубокий вопрос, на самом деле. Начать, наверное, стоит с того, что существенное влияние на меня оказали преподаватели как школьные, так и университетские. Они показали мне, что собой представляет исследовательская деятельность, которая оказалась жутко интересным процессом. Ты получаешь много новой и занимательной информации, когда самостоятельно что-то исследуешь, открываешь…. Пожалуй, главное, что мотивировало меня и повлияло на мой «научный путь» – это жажда поиска, драйв, который ты получаешь от самостоятельного изучения окружающей действительности.
Со школьной скамьи мне довелось участвовать в разных конкурсах исследовательских работ исторической направленности. Вначале мне в этом помогала моя классная руководительница – Ольга Юрьевна Ершова. Именно она поспособствовала тому, чтобы я занимался историческими исследованиями, что-то писал и публиковал. Потом в городе Тула меня заинтересовал один из исторических объектов, если быть точнее, то на территории Всехсвятского кладбища было обнаружено захоронение венгерских военнопленных, погибших во время и после Второй Мировой войны. Меня это заинтересовало. Я стал разбираться, исследовать, и у меня получилась достаточно интересная работа. Весомую поддержку мне тогда оказал Павел Валентинович Понарин. Позднее я поступил в НИУ ВШЭ, где продолжил внимать своему внутреннему зову исследователя.
.

Исследователи религии – кто они?

Сообщество исследователей религии в значительной степени разнообразно. В рамках религиоведения есть такие субдисциплины как социология религии, история религии, психология религии, а также философия и феноменология религии. В обще виде исследователей религии можно разделить на тех, кто занимается изучением религий и религиоведческих процессов профессионально (в рамках академической науки) и «любителей». К последним можно отнести студентов, журналистов и других граждан, для которых научное исследование религии не является основной деятельностью. Если стратифицировать сообщество по мотивам его представителей, то можно выделить исследователей, занимающихся изучением религии ради научного интереса, и тех, кто использует «исследовательскую деятельность» в прозелитических целях. Есть и такие…

«Почему исследование религии?»

Моё проникновение в среду исследователей религии началось еще до встречи с моим научным руководителем – Кириллом Валентиновичем Сорвиным, доцентом, заместителем декана факультета социологии НИУ ВШЭ и до прослушивания его курса по социологии религии. Увлекся я этой темой на первом курсе, когда от одного из преподавателей услышал, что существует достаточно много исследований по взаимоотношениям Ислама и политического, а вот работ, подобным образом анализирующих связи православия и политического, практически нет. С того дня я начал углубленно заниматься проблемой взаимосвязей религиозного и политического, исследовать ее, писать о ней.

“Я занимаюсь не столько религиоведением и не столько социологией религии, сколько тем, что за рубежом сегодня называют политологией религии”

Эта дисциплина, появившаяся в конце XX в., изучает взаимосвязи между религиозными и политическими феноменами и процессами. К сожалению, в России термин «политология религии» пока не прижился, а поднимаемые этой субдисциплиной проблемы в недостаточной степени исследованы. Однако я надеюсь, что в ближайшем будущем ситуация несколько изменится и возможно мне удастся внести свою лепту в этот процесс.

Впечатление о конкурсе

В режиме постоянной занятости в университете пока не получилось ознакомиться с работами всех конкурсантов, но среди присланных на конкурс исследований есть много интересных. Я выделил для себя те исследования, которые мне бы хотелось изучить более детально. Осталось найти для этого время. Конечно же, особенно приятно было увидеть работы моих коллег по университету – Софьи Рагозиной и Анны Кульковой.

Мне известно не так много конкурсов молодых исследователей, которые занимаются изучением религий, поэтому конкурс «Среды» очень важен и полезен. Очень хорошо, что такой конкурс есть. Он предоставляет площадку для молодых и не очень исследователей религии, которые могут познакомиться с работами своих малоизвестных коллег по цеху, сравнить уровень исследований, понять, что их труд не напрасен и интересен другим людям. Немаловажно, что конкурс проводится независимой исследовательской организацией. По моему мнению, если бы больше людей узнало об этом конкурсе, то спектр исследовательской тематики был бы гораздо шире.

Трудности молодых ученых

Насколько мне известно, большинство исследований проводимых молодыми учеными создаются в рамках их курсовых, дипломных или диссертационных работ. То есть, по сути, это своего рода самодеятельность, которая подстегивается рамками университетской жизни. Но после того как молодые люди заканчивают обучение, когда перед ними в полной мере встают проблемы жизнеобеспечения, многие способные выпускники забрасывают исследовательский промысел. Конечно же, если бы существовал ярко выраженный общественный интерес к данной тематике, явно очерченный общественный запрос на объективные исследования религиозных процессов, то, возможно, с материальной стороной вопроса было бы несколько проще. Но пока что этого запроса нет.

“Главная проблема – экономические ресурсы. Они важны в плане мотивации”

Устроиться на университетскую кафедру молодому исследователю тоже не просто. Это обусловлено не только экономическими факторами, но и различиями в исследовательских (а иногда и в мировоззренческих) подходах ученых разных поколений. На сегодняшний день многие направления науки в значительной степени страдают от нехватки «свежей крови», нового поколения ученых, свободно ориентирующихся в мировой англоговорящей и динамично развивающейся науке, и применяющих последние достижения академического мира при изучении российских реалий. Нехватка молодых кадров – это важная проблема, которая сейчас существует.

Перспективы и планы

Планов очень много, а вот с перспективами несколько хуже. Пока я остаюсь в рамках исследования взаимосвязей политического и религиозного в России. В частности, я планирую провести исследование о влиянии воцерковленности на политические предпочтения православных россиян. Тема в достаточной степени не исследована. Надеюсь, что в результате моих усилий в этой области у меня получится добиться хороших научных результатов. Если исследование удастся, то не исключено, что в следующем году я также отправлю свою работу на конкурс «Среды».

Пожелания участникам конкурса

Прежде всего, не бояться того, что можно не выиграть; не стесняться того, что работа окажется проведенной на недостаточно высоком уровне. Не стоит бояться замечаний – благодаря ним мы улучшаем наши умения и навыки. Мы учимся….

Подготовил Роман Ледков