«Средний класс», «интеллигенция» и «предприниматели»

Дата публикации: 17.05.2012

 

Результаты Всероссийского опроса, проведенного по заказу Службы СРЕДА (полевые работы: ФОМ-Пента, 1500 респондентов, 2012 г.)

Респондентам были заданы вопросы “Согласны ли Вы с утверждением…”:
1. “Я отношу себя к среднему классу”
2. “Я отношу себя к интеллигенции”
3. “Я способен начать свое дело, вести самостоятельный бизнес”

Является ли Россия страной с рыночной экономикой? Работают ли рыночные механизмы или российский рынок – это «рынок по самоидентификации»? Какова природа этого рынка: капиталистическая, административная, эксполярно-бартерная? Пока продолжаются споры, служба Среда решила посмотреть на классовую (а заодно и сословную) российскую социальную структуру не глазами экспертов, а глазами россиян. Кто из нас, по самооценке, является представителем среднего класса, кто  – интеллигенции, а кто – инноваторов?

СРЕДНИЙ КЛАСС –  54%^

Более половины опрошенных россиян (54%) идентифицируют себя со средним классом. При этом, к среднему классу себя отнесли не только руководители,  специалисты и служащие, но и более трети неработающих пенсионеров (38%). Как оказалось материальный доход не является для россиян определяющим фактором при отнесении себя к среднему классу. Так, почти половина респондентов (46%), отнесших себя к среднему классу, не имеет средств для покупки бытовой техники, лишь 4% могут позволить себе покупку автомобиля и ни один опрошенный – покупку квартиры или дома. В то же время, на принадлежность опрошенных к среднему классу оказывает некоторое влияние сфера занятости: в среднем, чаще относят себя к среднему классу работники сферы здравоохранения и промышленного производства, реже – военные. Работники культуры и искусства чаще всех затрудняются с ответом.

Отличительной чертой «среднего класса» оказывается разборчивость к соседям: ни с наркоманами, ни с пьющими людьми, ни с ВИЧ-инфицированными, ни с людьми нетрадиционной сексуальной ориентации, ни с имевшими судимость они жить рядом не хотят, более трети – не хотят жить рядом с приезжими из Средней Азии. При этом в среднем по России, процент респондентов, не готовых проживать по соседству с вышеперечисленными категориями лиц, ниже.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ –  33%^

Треть опрошенных россиян (33%) относят себя к интеллигенции, – таковы данные всероссийского опроса. Чаще причисляют себя к интеллигенции женщины (две трети от всех опрошенных, отнесших себя к этому сословию), респонденты в возрасте от 18 до 24 лет и от 55 до 64 лет и работники сферы образования. При этом, наличие высшего образования отнюдь не является обязательным атрибутом интеллингеции: его обладателями являются 37% интеллигентов. Наконец, по показателям дохода интеллигенция не имеет никаких различий со средним классом: распределение достатка в этих группах одинаково. Интересно, что представители интеллигенции, высоко оценивая степень своей принадлежности к месту, в котором живут (Вопрос: “Оцените по восьмибалльной шкале, насколько Вы ощущаете свою принадлежность / причастность к…“), а также к русской культуре и традиции, при этом чаще других групп называют себя “гражданами мира”.

Представители интеллигенции также чаще занимаются делами благотворительности и чаще называют себя патриотами.

 ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ –  13%^

ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ СРЕДНИЙ КЛАСС” – 23%^

Почти каждый четвёртый опрошенный россиянин (23%) относит себя одновременно и к среднему классу и к интеллигенции:
– высшее образование имеют 38%, среднее или среднее-специальное – 32%
– 52% в состоянии обеспечить себя лишь продуктами питания и одеждой, 26% могут позволить себе покупку бытовой техники
– 22% являются специалистами, 18% – неработающие пенсионеры
– 27% проживают в городах-миллионниках.
Доля православных, принадлежащих к Русской Православной Церкви, в данной группе несколько выше, чем по выборке в целом.

ВЕРА И ДОВЕРИЕ^

Хотя “средний класс” является непосредственным результатом рыночной экономики и теоретическим носителем либеральных идей (в политике – демократия, в экономике – частная собственность, в культуре – отсутствие цензуры), российский самоидентифицированный средний класс оказывается достаточно консервативным.  Его представители несколько чаще соглашаются с утверждением “прошлое важнее, чем будущее”, склонны к коллективизму, в то время как интеллигенты,  напротив, несколько более индивидуалистичны.  Российский средний класс доверчив:  уровень его доверия Церкви, Патриарху Кириллу, Владимиру Путину и даже современной медицине несколько выше, чем в среднем по России. Респонденты, отнесшие себя к среднему классу, также чаще считают Русскую Православную Церковь современной, идущей в ногу со временем. По их мнению, смысл сегодняшней Церковь заключается в красоте богослужений и оказании помощи людям, при этом Церковь должна быть открытой.

Что касается интеллигентов, то они, напротив, в целом, менее доверчивы. Они чаще склоняются на сторону оппозиции, реже испытывают доверие Патриарху, хотя православные и постоянные прихожане среди них встречаются довольно часто. При этом, именно интеллигенты ждут от священнослужителей высказываний по общественно-политическим вопросам и считают Церковь частью российской государственности и оплотом сохранения традиций. Главное требование, предъявляемое интеллигентами к Церкви, – скромность.

ВСЕ СРАЗУ ^

4% опрошенных отнесли себя одновременно к среднему классу, интеллигенции и при этом заявили, что готовы вести свой собственный бизнес. Мужчин и женщин в этой немногочисленной группе примерно поровну, большинство опрошенных моложе 35 лет, уровень дохода средний, а половину группы составляют специалисты и служащие. Живут они заметно чаще среднего по выборке –  в больших городах.

 Доля православных, принадлежащих к Русской Православной Церкви, доля доверяющих Владимиру Путину и доля доверяющих Церкви в этой малой группе значительно выше, чем по выборке в целом. Количество счастливых людей в этой группе также значительно превосходит количество счастливых людей в общей выборке.

При оформлении материала использованы фотографии Дмитрия Антонова и Вадима Лурье

При использовании материалов просим указывать первоисточник: Исследовательская служба Среда www.sreda.org

Комментарии экспертов к итогам опроса

Михаил Тарусин, Социолог, руководитель социального отдела Института общественного проектирования

При отнесении себя к среднему классу срабатывает эффект окружения людьми примерно того же социального статуса

↑ к началу статьи

Крыштановская уже давно меряет средний класс по самоидентификации и тоже получает эти 50%. Штука здесь в том, что человек живет обычно в окружении из людей примерно того же социального статуса, что и он сам. На их фоне он чувствует себя человеком средних возможностей и искренне считает это нормальным показателем (если уж не совсем  нищета вокруг). Потому и относит себя к среднему классу, в то время когда по объективным показателям (доход, образование, статус) никак этим классом не является.
Интеллигенция у нас вообще не определена в ясных терминах, и спрашивать об этом людей не вполне корректно, каждый по-своему судит, а сами исследователи могут толком не знать, что это такое. Но обычно это где-то рядом с Чеховым, ближе к вечной оппозиции всему и государству особенно (неважно, какая власть) и подальше от православного храма. Что вы примерно и получили. Но что их  так много – сомневаюсь, очевидно опять сработал эффект среды (вы ведь и сами Среда).  Я, например, себя к ним не причисляю, ну их. И вам ими увлекаться не советую.
Предпринимателей у вас всего 13%, у меня больше было, но тут важна постановка вопроса, я вашей не знаю. И моя оценка была в 2005, с тех пор много воды утекло, может, желающих и поубавилось, кризисы всякие, бюрократы распоясались совсем, суды прикарманились. Да мало ли причин. Но это надо бы проверить на сравнениях, если это и правда так, то дело плохо.  Значит климат заметно хуже стал. Так что надо поглядеть.
А в целом, данные похожи на правду и ожидаемы. Но советую все же давать выходные данные*, так, для порядка.

* С данными по всероссийскому опросу можно ознакомиться здесь.


Леонтий Бызов, Ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, член научно-экспертного совета ВЦИОМа

Основу "среднего класса" составляют квалифицированные специалисты, госслужащие и лишь на третьем месте - предприниматели

↑ к началу статьи

Я выделяю собственно “средний класс” и то, что называется “срединными слоями” общества – это самые многочисленные группы, недотягивающие до положения среднего класса, но во многом имеющие аналогичную систему ценностей и жизненных стратегий. Если в формулировке вопроса эти группы не разводить, то происходит их смешение.

Сам средний класс, по моим оценкам, составляет 25-28%, в мегаполисах – свыше 45-50%. Его основу составляют квалифицированные специалисты, госслужащие и лишь на третьем месте – предприниматели. Если (что мы обычно делаем) проводить самоидентификацию места в обществе по 10-балльной шкале, то средний класс соответствует позициям 6-8, а срединные слои – 3-5, медиана распределения  где-то в районе 4-4,2, то есть это такая груша, сплюснутая снизу, а не симметричный лимон.

Насчет интеллигенции сказать не могу, особых возражений нет. Предпринимателей 13%? Мне кажется, что это очень много, наверное большая часть – это мелкий бизнес, палатки на рынках и т.д., их бы следовало выделить в отдельную группу. С комментариями Тарусина согласен, мы с ним проводили совместное исследование в 2008 году.


Валерий Федоров, Генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

Именно средний класс стало принято считать образцовым классом общества. Точно так же лет двадцать назад еще не принято было себя называть православным

↑ к началу статьи

Полученные результаты сенсационными не назовешь. Но кое-какие умозаключения можно сделать. Во-первых, термин “средний класс” у нас наконец-то зажил собственной жизнью: почти десятилетие эту мантру использовали, вызывая дух среднего класса, и вот уже каждый второй себя идентифицирует с этой группой. Очевидно, не потому идентифицирует, что находит в себе признаки отнесения к этому классу, а потому, что теперь именно средний класс стало принято считать образцовым классом общества. Точно так же лет двадцать назад еще не принято было себя называть православным, а сейчас – принято, вот люди так себя и идентифицируют. При этом большинство “православных” догматов веры не знают, не молятся, в храмы почти не ходят и проч. Но считают – и при необходимости называют – себя православными. Точно так же и со средним классом: раньше это был зверь дикий, неизвестный, чужой, а теперь – вроде уже наш, понятный и даже образцовый, можно и нужно и себя к нему причислять. Правда, вести себя как положено среднему классу, наши люди не умеют, так как не знают, как именно положено.
Второй вывод – по интеллигенции: эту натура продолжает из нашей жизни медленно, но верно уходить. Слом произошел еще на рубеже 1980-1990-х гг., но тогда это было трудно признать, а теперь, спустя два десятилетия, относить себя к интеллигенции окончательно стало немодно и не принято. Она осталась самоназванием для обширного советского “среднего класса”, а для новых слоев потеряла свою привлекательность и престиж. Интересно, что раньше претендующий на интеллигентность знал, как надо выглядеть интеллигентному человеку, как поступать, какие книги читать, в какие гости ходить, как проводить досуг. С новым образцовым классом нашего общества, “средним”, такого понятия пока не сложилось. Надо его вырабатывать, и чем скорее, тем лучше!


Иосиф Дискин, Экономист, политолог, доктор экономических наук, профессор НИУ ВШЭ, сопредседатель Совета по национальной стратегии, член Общественной палаты РФ

Понятие "интеллигенция" сегодня для меня странно, так как это не только социальный слой, обладающий образовательным ресурсом, но и притязание быть "учителем народа"

↑ к началу статьи

1. Считаю, что только по самоидентификации выделять “средний класс” трудно. Для меня индикаторы: притязания и возможность их реализовать. Тогда “вылезают” рационализм и прагматика в противовес “мечтательности” и ориентации “быть как все”;

2. Понятие “интеллигенция” сегодня для меня странно, так как это не только социальный слой, обладающий образовательным ресурсом, но и притязание быть “учителем народа”;

3. Для меня странно, что “средний класс” назван мечтателями. Напротив, скорее эти его позиции говорят о вполне прагматическом взгляде на жизнь, исходя из своих интересов, т.к. они их понимают с учетом всех жизненных реалий.


Элла Памфилова, Общественный деятель, председатель движения "Гражданское достоинство", старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Все более выступает проблема идеологического, духовно-мировоззренческого голода со стороны наиболее активной части населения

↑ к началу статьи

Очень интересный материал – большое поле для анализа и размышлений… Если коротко, то результаты данного опроса во многом ломают сложившиеся стереотипы, которые сформировались в отношении социальных групп – как протестных, так и лояльных Путину. Все более выступает проблема идеологического, духовно-мировоззренческого голода со стороны наиболее активной части населения и ее неудовлетворенность той программно-идеологической базой, которую предлагают ныне существующие политические партии и группы, включая партию власти.

Если говорить образно, то “все смешалось в доме Облонских” – невнятность оппозиции и идеологическая всеяднось власти дезориентируют и запутывают людей в определении их политческих пристрастий накануне неизбежных грядущих изменений в стране и мире. Это лишь малая толика того, что я “увидела”, изучая этот интереснейший материал…