Иконы в домах у россиян

Дата публикации: 15.01.2013

В рамках всероссийского репрезентативного опроса, проведённого по заказу службы Среда  (полевые работы: ФОМ-Пента, выборка: 1500 человек, 2012), россиянам был задан вопрос «Есть ли у Вас дома иконы? Если да, какие Вы почитаете больше всего?» (открытый вопрос; варианты ответа не предлагались).

Как выяснилось, среди домашних икон у соотечественников чаще всего встречаются образы Божией Матери, Спасителя и Святителя Николая, а живущие вовсе без икон остаются в меньшинстве. Однако не всегда чем больше икон, тем более духовен респондент: иногда наполнить свой дом иконами (в первую очередь образами Богородицы), как показывает анализ, стремятся именно далекие от Церкви и от веры люди.

Читать пресс-релиз
Читать полную версию

I. Кто живет без икон?

Как показывают общие результаты опроса, таких людей в нынешнем российском обществе меньшинство. Напрямую об отсутствии домашних икон заявляет каждый четвертый респондент, еще 12% участников затруднились с ответом.

1. Чем беднее, тем ближе к Богу?

Как и следовало предполагать, в женской части общества домашние иконы гораздо распространеннее. Если среди слабого пола в отсутствии икон дома признаются 19% (и еще 7% затрудняются с ответом), то у мужчин об этом заявляет 31% при 17% затруднившихся. Чаще «безыконные» сограждане попадаются среди молодежи: если в когорте от 18 до 24 лет их 30%, то у лиц пенсионного возраста эта доля снижается до уровня 19-20%.

Изучение аналогичной зависимости от уровня материального достатка приводит к следующему выводу: чем респондент беднее, тем вероятность встретить у него дома икону выше. Так, у лиц с месячным доходом до 10 тыс. руб., а также у тех, кому не хватает денег на одежду и обувь (и, возможно, и на питание) к числу к категории безыконных относится примерно каждый пятый россиянин. А вот у респондентов с месячным доходом свыше 30 тыс. руб., как и у тех, кому хватает средств на приобретение крупной бытовой техники, безыконных уже треть.

ФАКТ: Уровень образования практически не влияет на наличие икон в домах респондентов.

Непопулярны домашние иконы у лиц, занятых в строительстве: доли затруднившихся с ответом, а также признавшихся в отсутствии икон дома, превышают половину. Существенно (в 1,5 — 2 раза) больше, чем в среднем по стране, безыконных людей среди руководителей и предпринимателей, а также среди рабочих. Напротив, меньше всего их среди пенсионеров.

ФАКТ: Сравнительно редко иконы попадаются в домах бездетных и многодетных россиян: доли безыконных респондентов в этих выборках составляют около 30%. С наименьшей же вероятностью не найти ни одной иконы можно в домах, где родители воспитывают двоих детей: безыконных здесь всего 18%.

2. Где живут безыконные

С наименьшей вероятностью они попадаются в Центральном федеральном округе: здесь всего по 14% респондентов затрудняются с ответом и признаются, что не держат дома иконы. Больше всего безыконных сограждан в Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь икон вовсе нет в каждом третьем доме, к тому же каждый восьмой опрошенный затруднился дать четкий ответ на вопрос.

 

Количественные показатели присутствия икон в домах различных типов населенных пунктов (городов-миллионников, мегаполисов, крупных и мелких городов, сел) не позволяют отследить какую-либо статистически достоверную тенденцию. Безыконные жители распределены по населенным пунктам разного масштаба более-менее равномерно. Можно лишь отметить, что преобладают они в городах-миллионниках (исключая столицу). Суммарное количество признавшихся в отсутствии домашних икон здесь достигает 45% – это лишь в 1,5 раза меньше по сравнению с аналогичным показателем в выборке неверующих респондентов. В Москве же о том, что икон дома нет, говорят всего 19%, но одновременно 18% затрудняются с ответом.

ФАКТ: Помимо Центрального федерального округа, безыконных людей меньше, чем в среднем по стране, в Южном и Северо-Кавказском федеральном округах.

ВАЖНОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. Другие интересные ответы

Весьма изобретательны частные комментарии, которыми безыконные респонденты иногда снабжали свои ответы. Приводим наиболее интересные варианты из этой серии: «Бог везде, можно выйти в поле и молиться», «К иконам равнодушен», «Пока нет, идет строительство». Не менее примечательны варианты конкретизации респондентами, затруднившимися с ответами: «Есть одна икона, там три человека, кто, не знаю», «Маленькие», «Простые иконы».

3. Можно ли судить по доле безыконных людей о среднем уровне воцерковленности

Казалось бы, чем больше икон в домах у людей, тем выше уровни религиозности, церковности и воцерковленности в данной выборке. При прочих равных, разумеется, количество безыконных респондентов свидетельствует об уровне веры (точнее, неверия), однако пользоваться данным признаком для количественных оценок следует с большой осторожностью. Чтобы проиллюстрировать это, попробуем связать две доли респондентов: безыконных и тех, кто не может четко назвать, по какой причине он посещает богослужения («молчуны»). Как было установлено ранее в одном из отчетов проекта «Непосредственные вопросы», именно по доле молчунов в первом приближении легче всего судить об уровне церковности среднего респондента из той или иной выборки. Но есть ли здесь четкая взаимосвязь с долей безыконников?

Выборка Доля «молчунов» Доля безыконников
Посещающие службы 0 16%
Великопостники 29% 8%
Прихожане 35% 22%
Соблюд. заповеди 48% 20%
Доверяющие Патриарху 61% 16%
Население в целом 68% 24%
Не соблюд. заповеди 72% 25%
Верят, но конкр. рел. не исп. 80% 25%
Мусульмане 82% 96%
Неверующие 100% 51%

Вне всякого сомнения, зависимость присутствует: в целом чем ближе человек к Церкви, тем с меньшей вероятностью дома у него нет икон. Однако количественный вид этой зависимости установить трудно: очевидно, этому мешает сильный «шум». Природа и предпосылки для возникновения этого «шума» будут ясны ниже.

II. Показатель представленности как количественная мера значимости присутствия конкретных икон (образов) в домах сограждан

Как показывает опрос, распространеннее всего в России домашние иконы с образами Божией Матери, Святителя Николая Мирликийского и Господа Иисуса Христа (причем именно в таком порядке, соответствующем убыванию частот упоминаний в ответах). Для дальнейшей интерпретации основных закономерностей мы вводим показатель представленности иконы (группы икон), определяемый как частное между количеством имеющих ту или иную икону (группу икон) дома людей и количеством людей в рассматриваемой выборке, не имеющих икон вовсе. Сравнительный анализ значений этой величины позволяет проиллюстрировать роль тех или иных домашних икон в повседневном быту россиян.

1. Божия Матерь: Царица на Небесах, заступница на земле

По данным опроса, икона Богородицы присутствует в домах двух из каждых пяти россиян. Распространенность богородичных образов в российских домах превышает аналогичный суммарный показатель для ликов Господа Иисуса Христа и Святителя Николая. Кроме того, она лишь немного уступает суммарной распространенности вообще всех остальных домашних икон в нашей стране.

Чем старше опрошенный, тем присутствие богородичных образов в стенах его дома выше. Если, придя в гости к условному 35-летнему россиянину, вы встретите такую икону в одном случае из трех, то в когорте старше 65 лет аналогичный показатель — уже 46% (почти в 1,5 раза выше). Относительно высока данная доля также в среде далеких от Церкви людей, причем именно богородичные лики, как оказывается, им по душе. Так, у неверующих россиян лик Богородицы можно видеть в каждом девятом доме. Это всего лишь в 3,3 раза реже, чем в среднем по стране, тогда как для образа святителя Николая аналогичный коэффициент снижения равняется 5.

Особенно же ярко пристрастие россиян к домашним богородичным образам видно по значениям определенного выше показателя представленности. Среднее по России его значение для всех икон Божией Матери составляет 1,71, для икон Святителя Николая и Спасителя – 0,83 и 0,67 соответственно. Ни в мужской, ни в женской части опрошенных, если их рассматривать по отдельности, представленность богородичных образов не теряет в весе. Так, среди мужчин представленности икон Богородицы, Святителя Николая и Христа равняются соответственно 0,97, 0,48 и 0,39, а среди женщин – 2,79, 1,32 и 1,00.

Аналогичная картина прослеживается, если анализировать показатели представленности этих икон в полярных по уровню церковности выборках респондентов. Среди лиц, для которых святое в жизни – это Бог, Церковь, святые и вера, представленность богородичных образов – 2,22, никольских – 0,91, христовых – 0,70. У респондентов, заявляющих, о том, что святого в их жизни нет, эти значения равняются соответственно 1,57,  0,19 и 0,09.

Как уже упоминалось, домашние иконы сравнительно редки в домах рабочих и лиц, занятых в строительстве. Но по отношению к иконам Божией Матери и это не совсем справедливо! Приведем значения показателя представленности в этих выборках для трех наиболее часто упоминаемых групп образов.

Рабочие Строители
Божия Матерь 1.28 0.58
Святитель Николай 0.62 0.45
Иисус Христос 0.41 0.26

Сходная картина наблюдается и при анализе показателя представленности как функции числа детей в семье респондентов. Отметим важную особенность: численные значения этих показателей – как все вместе, так и каждый по отдельности – хорошо коррелируют с подмеченной выше закономерностью о максимальной распространенности домашних икон в семьях с двумя детьми.

ФАКТ: Из всех известных икон Божией Матери чаще всего в ответах на вопрос исследования россияне называли Казанский образ, следующий по частоте упоминаний — Владимирский.

ФАКТ: Остальные изводы богородичных образов (Семистрельная, Взыскание погибших, Неупиваемая Чаша, Державная, Тихвинская, Троеручица и т.д.) в наших домах – большая редкость. Их упоминает абсолютное меньшинство респондентов, а соответствующие статистические показатели находятся на границе стандартной погрешности.

2. Господь Иисус Христос и Святитель Николай Мирликийский: исключение или правило?

Почти всегда шанс встретиться в домашних условиях с образом Николы Чудотворца выше, чем с иконой Спасителя. Однако из этого правила есть исключения. Прежде всего, это молодые люди в возрасте до 35 лет, а также лица с образованием ниже среднего. Кроме того, это бездетные россияне, в том числе вышедшие из репродуктивного возраста. Еще в этой категории оказались неверующие, а также жители Южного и Северо-Кавказского федерального округов. 

 

ВАЖНОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. Два в одном: Николай Угодник или Николай Чудотворец?

Святителя Николая Мирликийского Чудотворца на Руси кратко издавна принято именовать двояко: Николай Угодник и Николай Чудотворец. Считается, что первый вариант – более патриархальный и народный – теснее примыкает к православной традиции по сравнению со вторым, которым пользуются большей частью образованные люди. Исследование продемонстрировало большую степень популярности обоих вариантов именования святителя, однако первым опрошенные пользуются в среднем в 1,5 раза чаще. Особенно часто о Святителе Николае как о Николае Угоднике говорят представители возрастной когорты от 55 до 64 лет (они употребляют эту дефиницию в 2,4 раза интенсивнее по сравнению с «Николаем Чудотворцем»), селяне (2,1 раза), соблюдающие Великий Пост и исповедующиеся ежемесячно респонденты (2,3 и 2,9 раза соответственно).

3. Блаженная Матрона: московская и… подмосковная

Как показывает исследование, лики других святых в домах россиян встречаются крайне редко – пожалуй, за одним-единственным исключением: икону блаженной Матроны Московской можно видеть в каждом двадцатом жилище. Заметим: значение показателя представленности иконы блаженной Матронушки меньше единицы во всех исследованных выборках респондентов как по социально-демографическим, так и по географическим признакам. То есть вероятность встретить икону именно этой святой практически повсеместно оказывается ниже вероятности не встретить икон вообще.

Однако можно выделить группы россиян, где почитание лика Матронушки особенно сильно. Прежде всего это, как и следовало ожидать, люди с высоким уровнем церковности. Так, среди соблюдающих Великий Пост опрошенных их 12% (значение показателя представленности иконы Матроны Московской здесь – 1,50), среди носящих нательные кресты и старающихся соблюдать все религиозные предписания – 9% (1,29 и 0,69 соответственно), среди регулярно (хотя бы ежемесячно) посещающих богослужения – 13% (0,81). Для сравнения: среди всех православных, отождествляющих себя с Русской Православной Церковью, иконы блаженной Матроны распространены  в 8% случаев (значение показателя представленности – 1,14), а среди вообще всех опрошенных, как уже упоминалось – в 5% (0,21).

Часты, кроме того, лики Матроны в домах безработных и при этом не ищущих работы россиян (8% ответов), руководителей высшего звена и предпринимателей (13%) и лиц с высшим образованием (8%). Вполне объяснимо, что сравнительно часто – в 8% случаев – эти иконы встречаются в московских квартирах. Однако в целом по Центральному федеральному округу (ЦФО) соответствующее значение даже выше – 9% (в большей степени Матрона Московская не популярна нигде). Сравнение же показателей представленности для Москвы (0,42) и для ЦФО (0,64) позволяет предположить, что блаженная Матрона воспринимается в первую очередь не как покровительница российской столицы, а как «региональная» святая, которую своей небесной патронессой считают обитатели всего Центра страны.

ФАКТ: В аудитории христианских средств массовой информации лик Блаженной Матроны есть у 14% респондентов (рекордное значение), а показатель представленности иконы в этой выборке составляет 1,17.

ФАКТ: Икона св. Георгия Победоносца несколько чаще обычного распространена у лиц, занимающихся домашним хозяйством как основным видом деятельности и у лиц с ежемесячным доходом менее 3 тыс. руб.: в этих выборках ее упоминают по 4% респондентов.

ФАКТ: Икона Ксении Петербургской популярна в домах Северо-Запада России: 7% опрошенных.

III. Домашние иконы и религиозная идентичность россиян

Как уже было показано, в домах церковных россиян иконы, что вполне естественно, встречаются чаще. Рассмотрим подробнее основные закономерности, справедливые в данном причинно-следственном контексте.

1. Вероисповедание: православные, христиане «вообще» и верящие «вообще»

Как показывают данные, в сколь-нибудь значимых общероссийских масштабах иконы дома держат, помимо православных христиан, также неверующие, «верящие в Бога, но конкретную религию не исповедующие» и «христиане, не считающие себя ни православными, ни католиками, ни протестантами». Некоторые данные о домашних иконах неверующих россиян уже были приведены, дополнительно этот сюжет будет развит ниже. Здесь мы коснемся количественных соотношений наличия домашних икон в остальных перечисленных выборках, особым образом выделяя не ассоциирующих себя с РПЦ православных.

Прежде всего, среди православных РПЦ мало безыконников: всего 7%. Вдвое больше их среди христиан, не считающих себя ни православными, ни католиками, ни протестантами, и каждый четвертый относится к этой категории у православных вне РПЦ и у верящих в Бога «вообще». Показатели представленности трех наиболее часто упоминаемых ликов в этих выборках также существенно различаются:

Как видно, в распространенности среди всех домашних икон неизменно первенствуют лики Богородицы. Но если у православных РПЦ представленность домашних икон Спасителя и Святителя Николая падает по сравнению с богородичными соответственно в 2,4 и в 2 раза, то в других выборках аналогичные соотношения еще больше. То есть домашние иконы Богородицы (в сравнении, например, с иконами Спасителя) в сознании их представителей «весят» гораздо больше.

ФАКТ: В среде христиан «вообще», не считающих себя ни православными, ни католиками, ни протестантами, неожиданно распространенной оказывается икона Святой Троицы. Она упоминается 8% респондентов. Это всего лишь вдвое реже по сравнению с образом Святителя Николая и вдвое чаще по сравнению с образом Блаженной Матроны, а показатель представленности троичной иконы в этой выборке оказывается равным 0,53.

2. Прихожане на фоне среднего россиянина: далеко не рекорд

Если вычленить отдельно ответы лиц, ощущающих свою принадлежность к местному приходу (общине) (таких от общего числа опрошенных 14%), выявляется следующая картина. Иконы Богородицы есть у 51% ее представителей, иконы Святителя Николая – у 21%, иконы Господа Иисуса Христа – у 17%, иконы Матроны Московской – у 8 %. Показатели представленности в данной выборке для перечисленных икон составляют соответственно 2,32; 0,95; 0,77; 0,36. Эти цифры несколько превышают общероссийские, но ушли от них, что называется, недалеко. В группах россиян с высокой степенью церковности они далеко не рекордны; более того, они гораздо ближе к аналогичным значениям в среде суеверных россиян.

3. «Дева Мария», «Иисус» и «Николай Чудотворец»: всегда ли следствие невоцерковленности?

Интересно соотнести между собой показатели представленности тех или иных икон у респондентов, общее позиционирование которых либо ответы на другие вопросы анкеты позволяют судить об их сравнительно высокой удаленности от Церкви, а также от вопросов религии и Веры. По трем чаще всего упоминаемым ликам мы рассчитали значения представленности для выборок различного профиля: опрошенных, заявивших о себе как о неверующих; суеверных (верящих в приметы и гадания, интересующихся астрологией); строителей и рабочих (как респондентов, в домах которых в целом относительно мало икон). Отдельно в представленных ниже результатах выделены дефиниции Святителя Николая как Николая Угодника, Божией Матери как «Девы Марии» и Спасителя как «Иисуса».

Выборка Неверующие Суеверные Рабочие Строители
Спаситель 0,1 0,79 0,41 0,26
В т.ч. «Иисус» 0 0,05 0,03 0
Божия Матерь 0,24 2,74 1,28 0,58
В т.ч. «Дева Мария» 0 0,21 0,1 0
Святитель Николай 0,08 1,16 0,62 0,45
В т.ч. «Николай Угодник» 0,06 0,68 0,34 0,26

Эти данные позволяют сделать как минимум два важных уточнения. Прежде всего, они подтверждают невероятно высокую распространенность именно богородичных образов среди домашних икон у сограждан невысокой степени церковности. Кроме того, они иллюстрируют преобладание опрошенных ответов «Николай Угодник» над ответами «Николай Чудотворец» и у лиц данной категории. Видимо, это свидетельствует о глубоком проникновении этой традиции в народную культуру и в коллективное сознание. Напротив, дефиниции «Иисус» и «Дева Мария», редко используемые в терминологии и типологии восточнохристианской иконографии, практически не находят отражения в ответах респондентов как наименования Христовых и богородичных ликов.

ФАКТ: «Девой Марией» собственную домашнюю икону Богородицы назвали 5% из числа опрошенных, заявивших, что в их жизни нет ничего святого, и 6% исповедующихся ежемесячно и чаще (это рекордные показатели опроса).

4. Путь к храму: при помощи Царицы Небесной

Как было показано в одном из предыдущих исследований проекта «Непосредственные вопросы», при ответах на вопрос о мотивации посещения богослужений люди с невысокой степенью церковности называют в первую очередь причины, обусловленные трагическими или драматическими жизненными коллизиями. И лишь с духовным ростом, с повышением «стажа» и общих показателей религиозности постепенно начинают превалировать духовные причины, мотивации Веры как самоценной субстанции.

Насколько подтверждается указанная зависимость по отношению к наличию икон в наших домах? При анализе совокупности респондентов, назвавших хотя бы одну из десяти наиболее часто упоминаемых дорог к храму (для простоты далее будем именовать ее фоновой выборкой), мы особо выделили ту ее часть, которая ограничилась  перечислением четырех трагическо-драматических причин: печальные, трагические обстоятельства («великое горе»); смерть; болезни близких людей; мои собственные болезни. Совокупность указавших их респондентов составляет примерно третью часть всей фоновой выборки. Оказалось, что людей, у которых дома икон вовсе нет, среди них чрезвычайно мало: менее 0,7% (да и те выбрали только одну причину – «мои собственные болезни»). Средневзвешенная же доля безыконников по всей фоновой выборке примерно вдесятеро выше.

На первый взгляд, количественные показатели присутствия домашних икон идут вразрез с интерпретацией трагическо-драматических причин регулярного посещения богослужений как индикатора невысокого уровня церковности респондентов. Но какие именно иконы и насколько часто присутствуют в домах этой категории людей? Аккуратные расчеты и внимательный анализ показывают: шансы встретить здесь образы практически всех святых, как и Господа Иисуса Христа, совпадают со значениями, рассчитанными как по фоновой выборке, так и по всему опрошенному массиву в среднем. Так, средневзвешенная частота упоминаний лика Святителя Николая у респондентов, указавших причины трагическо-драматического ряда, в пределах погрешности совпадает с аналогичным показателем по всей выборке регулярно посещающих богослужения и составляет 31%. Есть лишь одно исключение, зато весьма значительное. Различные иконы Богородицы здесь встречаются в 52,3% случаев – примерно на четверть чаще, чем в среднем по стране, и на пятую часть чаще, чем в фоновой выборке. Так что анализ распространенности домашних икон как функции различных путей, приводящих людей к храму, сколь парадоксальным это ни кажется, скорее подтверждает гипотезу о доминировании людей с невысоким уровнем церковности среди респондентов, указавших мотивации из ряда жизненных коллизий. Ведь, как было показано ранее (см. п. 2.1), именно образы Богородицы не имеют «конкурентов» по показателю представленности в выборках респондентов, далеких от Церкви. Более того: как раз здесь, скорее всего, и кроются предпосылки для того самого «шума», который мешает установить четкую взаимосвязь между средним по выборке уровнем церковности и долей безыконных респондентов.

ФАКТ: Анализ распространенности домашних икон как функции частоты посещения респондентом богослужений имеет четкий максимум. Меньше всего безыконных опрошенных оказывается среди тех, кто бывает в храме несколько раз в году или примерно каждый месяц.

Заключение

В данной работе в социологическом измерении качественно и количественно исследованы основные предпочтения, оказываемые россиянами тем или иным иконам в домашних «божницах». Показано и статистически проиллюстрировано повсеместное количественное преимущество богородичных образов, а также икон Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца над образами Господа Иисуса Христа.

Сформулирована и статистически обоснована гипотеза о повышенной роли, которую придают богородичным образам в своих домашних иконных «наборах» россияне, находящихся на начальных этапах своего воцерковления и пути к Вере. Установлено повсеместное преобладание традиционной дефиниции «Николай Угодник» по отношению к более строгой дефиниции «Николай Чудотворец» для обозначения образа Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца. Выявлены группы россиян, чаще остальных держащие в своих домах иные иконы (лик Блаженной Матроны Московской, икону Пресвятой Троицы).

В оформлении материала использованы работы участников фотоконкурса “Святое и ценное”:
Зимин Александр – Утреннее правило
Хлебин Альфред – Кто сказал что нас мало
Мельник Анжела – Без названия

Пресс-релиз выпуска #52 “Какие иконы есть в домах у россиян”

Большинство россиян (64%) имеют у себя дома иконы. Чаще всего это образы Божией Матери (41% россиян), Святителя Николая (20%) и Иисуса Христа (16%). Как показывает опрос, вера в Бога и степень воцерковлённости респондента не влияют напрямую на наличие и количество домашних икон.
В рамках всероссийского репрезентативного опроса, проведённого по заказу службы Среда (полевые работы: ФОМ-Пента, выборка: 1500 человек, 2012), россиянам был задан вопрос «Есть ли у Вас дома иконы? Если да, какие Вы почитаете больше всего?» (открытый вопрос; варианты ответа не предлагались).

Согласно результатам, не имеет дома икон только один россиянин из четырех (24%), ещё 12% затруднились с ответом. Пол респондента значимо влияет на ответ: об отсутствии дома икон говорят 19% женщин и 31% мужчин. Также чаще, чем в среднем, не имеют икон молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (30%). Наличие икон также связано с уровнем материального достатка: среди респондентов, не имеющих средств на покупку одежды и обуви, нет икон лишь у 18%, а среди респондентов, способных приобрести автомобиль, – уже у 32%. Что касается числа детей в семье, то домашних образов нет у 31% бездетных опрошенных, 28% многодетных и лишь у 18% родителей двоих детей. Зато уровень образования практически не влияет на наличие икон в домах у россиян.
Интересно, что география опроса влияет не только на наличие дома икон, но и на распространённость тех или иных образов. В ЦФО всего 14% респондентов не хранят дома икон или затрудняются с ответом. А вот в Сибири и на Дальнем Востоке икон нет в каждом третьем доме. При этом в ЦФО особой популярностью пользуются иконы святой Матроны Московской (они есть дома у 9% жителей этого региона, в среднем по РФ – у 5%). На Северо-Западе страны распространены иконы святой Ксении Петербургской, их хранят дома 7% жителей (в среднем по РФ – 1%).
Наиболее распространены домашние иконы с образом Богородицы, Святителя Николая и Иисуса Христа. Причем держат их дома и православные, и христиане других конфессий, и «верящие в Бога, но конкретную религию не исповедующие», и даже неверующими (каждый девятый неверующий заявил, что у него в доме есть икона Богородицы). Те, кто называют себя христианами, но не относят ни к одной из конфессий, особенно почитают икону Святой Троицы (8% хранят её дома; в среднем по РФ – 2%).
4% респондентов не могут сказать, какие именно иконы есть у них дома. Напротив, есть и другая группа опрошенных, те, кто указывает иконографический тип или конкретное название образов. Например, 5% поясняют, что хранят дома Казанскую икону Божией Матери, на втором месте по частоте упоминаний – Владимирская икона Богородицы.

Комментарии экспертов к итогам опроса

Игорь Возяков, глава музея «Дом Иконы», меценатглава музея «Дом Иконы», меценат

Менее обеспеченные – более уязвимы

↑ к началу статьи

По поводу соотношения  икон в домах мужчин и женщин:  было бы удивительно, если бы результаты опроса были другими. Более эмоциональные, открытые, традиционно не боящиеся выражать свои чувства женщины быстрее  обращаются к небесным заступникам и к иконам, их изображающим. Более того, возможно, женщины и мужчины из одной семьи   отвечали по-разному. Мужчины могут попросту не замечать икон у себя в доме, перед которыми молятся их  женщины.

Менее обеспеченные люди гораздо более уязвимы. Болезни, бытовая неустроенность, неуверенность в завтрашнем дне и многое другое..   Каждый защищается, как может.  Для  тех людей, чей доход ниже прожиточного уровня, защитники небесные порой оказываются гораздо ближе     всех остальных.   Среди большинства жителей России наиболее распространено так называемое, «народное православие» – порой незнание церковных канонов, устоев, заменяется    народной, подсознательной верой. Небесной Заступницей  испокон веков считается Богородица. А самый распространенный извод – Казанская Божия Матерь. Естественно, количество икон Богородицы – на первом месте.    Святитель Николай Мирликийский в народном сознании – следующий заступник и чудотворец после Богородицы.  Отсюда и распространенность  изображений этого святого.

И возможно, почитание Николая Угодника не так распространено в Северо-Кавказском и Южном Федеральных округах, как в Центральной России. Отсюда и мЕньшее количество  икон  с изображением Святого в домах в этих регионах.

Не могу утверждать на сто процентов, но возможно, образ Спасителя, ассоциируется со строгостью. Он – Спаситель, но он и  Судия на Страшном Суде. Быть может, поэтому иконы с его изображением находятся только на третьем месте по результатам опроса.


Священник Андрей Давыдов, иконописец, настоятель церкви Рождества Христова (Суздаль)иконописец, настоятель церкви Рождества Христова (Суздаль)

О наименовании икон

↑ к началу статьи

Ответы респондентов, называющих  Богородицу  Девой Марией, а Господа Иисуса Христа – Иисусом свидетельствуют о том, что люди мало знакомы  с православной традицией.

Ответ  по иконографическому типу и церковному, литургическому названию говорит о наличии у респондента некоторого знания о православии. Наименование Николай Угодник — очень простонародное. В принципе, любой святой может быть назван “Угодником”.


Алексей Лидов, Директор Научного центра восточнохристианской культуры, заведующий отделом Института мировой культуры МГУ, академик Российской академии художеств

Сохранение византийской традиции

↑ к началу статьи

Важный результат исследования – это научное подтверждение факта, что в большей части российских домов существуют иконы. Это было достаточно неожиданно, если учесть, что произошло с русским православием за последнее столетие,  вспомнить массовое уничтожение икон, которое имело место в советские годы. Мы не знаем точных данных, но можем примерно прикинуть, что 90% всех икон было так или иначе уничтожено. И во время атеистических акций 20-30 годов, и потом, когда огромное количество икон, уцелевших при Сталине, погибло во время хрущевских гонений начала шестидесятых. В частности, в моём доме есть одна старинная икона конца XVII века, которая как раз в это время была спасена случайным человеком. Около храма сидели пьяные люди и сжигали иконы. И этот человек икону, о которой идет речь, исключительно из жалости выменял на бутылку водки.

И вот при том массовом уничтожении икон выясняется, что только четверть населения по всей России, по данным опроса, не имеет домашних икон. А в Центральном округе, в котором мы находимся,  всего 14%.  Это поразительные цифры, свидетельствующие о глубинной связи, традиции, даже когда речь идет о людях нецерковных и даже неверующих.

Интересный факт, который нуждается в осмыслении.

Жалко, что к созданию вопросника социологи не привлекли специалистов. Мне в этом исследовании очень не хватало нескольких важных вопросов. Например, отсутствует центральный вопрос: сколько людей, имеющий дома иконы, перед этими иконами молятся.

Кроме того, важно было бы задать вопрос о старых  иконах (имеются ввиду рукописные образы, созданные до революции. А также спросить, сколько людей держат иконы в доме, потому что признают их художественную и историческую ценность.

Если говорить о предпочтении сюжетов, выявленной данным опросом, то ситуация сегодня  такая же, какая была в XIX веке, в Древней Руси, в Византии. А именно – подавляющее преобладание икон Богородицы. Чаще всего – это иконы Богоматери с Младенцем. Это мы можем проследить, в частности, по византийским типикам (монастырским уставам), где ктиторы византийских монастырей просто перечисляли иконы, которые жертвовались монастырям. Кроме того, подавляющее большинство чудотворных икон (мне приходилось вплотную изучать вопрос) – это иконы Богоматери. Напомню, что большинство существующих икон, если мы говорим о византийской и  русской традиции – это не просто изображения Богородицы, но списки, воспроизводящие Ее конкретные чудотворные иконы, среди которых, по данным опроса, сегодня абсолютно доминируют «Казанская» и «Владимирская» иконы Богоматери.

Преобладание икон Богоматери – не сугубо православное явление, а общехристианское.  Это также справедливо, например, для католической Италии или для христианской Эфиопии.

Почему так происходит? Икона, в изначальном своем смысле – это образ – посредник, призванный соединять миры. И как раз Богородица, как земная Дева, родившая Бога, становится тем самым реальным, зримым посредником, который способен, во-первых, понять, а во-вторых, донести молитвы самых простых людей до своего Сына. В Византии, а потом в России был очень распространен образ Богородицы Параклесис (Просительница), где в руках у Богородицы  свиток с молитвой о спасении грешных, обращенной к Христу. Богородица, высшая представительница человеческого рода, выступает как главный посредник между простыми людьми и Богом, к Которому страшно приблизиться. Именно поэтому, как мне кажется, образ Богородицы доминирует в иконах.

Еще один момент, очень важный, о котором нельзя забывать. Хотя мы говорим об иконах Богородицы, в большинстве своем это же иконы Богоматери с Младенцем. А Младенец Христос на иконах представлен не просто как маленький ребенок, а – как Властитель мира, и Первосвященник, и одновременно – Жертва, принесенная во спасение этого мира. Икона Богоматери это почти всегда и икона Христа тоже.

Посредничество Богородицы между человеком и Христом в этих иконах наглядно выражено. В той же иконографии Богородицы Одигитрии (в переводе с греческого обозначает «Указывающая путь») перед нами Богородица, указывающая путь ко Христу.

По данным опроса, вполне сохраняется и характерная для России традиция невероятного почитания икон святителя Николая. Это действительно особое русское явление.  Во всем христианском мире Николая Чудотворец один из самых почитаемых святых. Но именно один из… В России же его почитание беспрецедентно. Иностранцы, посещавшие Россию в XVI-XVII веках, называют святителя «русским Богом», фиксируя это поразительное, несравнимое ни с чем почитание святого Николая. Мы можем говорить об особом культурном явлении и уникальной национальной традиции.

Мне, в свое время, приходилось заниматься этим сюжетом и написать небольшую работу на данную тему. Я пытался разобраться, с чем же связанно такое почитание святителя Николая на Руси. Объяснений этому несколько. Одно из неожиданных состоит в том, что на Руси очень рано был принят праздник Перенесения мощей святого Николая в Бари.   Буквально через несколько лет после того, как праздник утвердился в римско-католическом мире. К этому событию в Византии отношение было сложное, и в целом – неодобрительное. Никакого праздника там не было. А в Киевской Руси в конце XI века праздник появляется, утверждается и с разных точек зрения продвигается церковной властью.

Как считают некоторые историки, это связанно с существовавшими тогда попытками установить  более тесные отношения с Римом и с тем политическим кризисом, который в конце XI века происходил на территории Византийской империи. Как бы то ни было, был получен некий импульс к особенному почитанию святого Николая, которое нашло отзвук в народной среде.

Возможно, одним из фактором было и то, что святой изображался в виде благообразного старца, который ассоциировался не столько с мужской или даже интеллектуальной силой, как в случае с свт. Василием Великим или свт. Иоанном Златоустом, а сколько с добротой, всепрощением доброго дедушки, который, согласно его популярному Житию, помогает буквально во всех случаях жизни.

Некоторые авторы пытаются найти в этом исключительном почитании какие-то древние народные и даже языческие корни. В частности, есть книга Бориса Андреевича Успенского, который исследует традицию почитания языческих богов, которое сублимировалось в народном культе святого Николая. Но все-таки это одна из версий.

Кстати, по данным опроса, народное почитание отразилось и в словоупотреблении. Выяснилось, что люди чаще называют святого Николай Угодник, чем Николай Чудотворец. Притом, что Николай Чудотворец – название более правильное, восходящее к греческому прототипу. Но народное, в каком-то смысле фольклорное слово «угодник», по смыслу – угодный Богу,  доминирует. В этой связи не случайно утвердившееся с древности народное именование святого «Николой».

Интересно и важно, что традиция, сложившаяся в Средние века, сохраняется до нашего времени. По своему количеству число икон святого Николая  во много раз превышает образы других святых. Скорее всего, исключительное почитание святителя Николая является следствием многих факторов, но это несомненно – одна из наших культурных традиций, проявление русского православия.

В данном опросе я обратил внимание на любопытную параллель.  Роль, которую святая Матрона Московская играет в Центральном округе (то есть Москва и ее окружение), во многом совпадает с той ролью, которую в Северо-Западном округе, в Петербурге играет святая Ксения Петербуржская. Это тоже показательно, интересно и традиционно. Всегда наряду с общим почитанием Богоматери, Христа и святого Николая существовали невероятно популярные местные святые. Именно потому, что святые также выступают посредниками  в молитвах верующих, обращенных к Богу. Близкого человека попросить легче, а близкие святые мыслятся такими людьми. Кроме того в России, как нигде, существует исключительное почитание блаженных и юродивых. И то, что из многочисленных святых были избраны Матрона Московская и Ксения Петербуржская, очень показательно и может быть объяснено не только многочисленными чудесами у их мощей. Еще один важный момент состоит в том, что речь идет о святых женщинах.

По данным опроса всего 19% женщин отвечают, что в их домах нет икон, а среди мужчин – 31% (еще 17% затруднились с ответом). Видимо, некоторые мужчины просто не обращают внимания на то, есть ли в доме иконы. И здесь результаты опроса совпадают с исследованиями историков Византии. Женщины доминируют в иконопочитании. Это было всегда. В Византии приверженность женщин к иконопочитанию послужила, как показывают современные исследования, одной из главной причин победы иконопочитания, хотя иконоборческие тенденции были чрезвычайно сильны. Существует множество историй, наглядно показывающих, как женщины почитали иконы. Одна из самых ярких –  про семейство византийской императрицы Феодоры, которая позднее как раз и утвердила окончательную победу иконопочитания в 843 году. Муж ее, император Феофил был ярый иконоборец. Но все его семейство, его мать, его жена, его дочери тайно почитали иконы.

Но, повторяю, самое важное, и не скрою радостное для меня, в этом опросе – до какой степени в нашем, казалось бы секуляризированном, прагматичном, потерявшем ориентиры мире, почти неосознанно сохраняется византийская традиция присутствия домашних икон.


Ирина Языкова, Искусствовед, завкафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. апостола Андрея

Отсутствие религиозной грамотности

↑ к началу статьи

Из результатов опроса хорошо видно, что по-прежнему отношение к иконе у нас все-таки остается как к чему-то магическому, как к амулету. Многие иконы люди воспринимают как обереги, не очень понимая, что это такое на самом деле.

Россияне ставят дома иконы Николая Чудотворца, Богородицы, и, получается, в последнюю очередь и далекое не все – Спасителя. Это соответствуют данным других опросов, показывающим, что верующих у нас  меньше, чем православных по самоназванию, а христиан еще меньше, чем верующих. Христиане – это люди, которые, прежде всего, исповедуют Господа Иисуса Христа.

Большую роль здесь играет то, что мы называем иконами в данном случае. Ведь на самом деле чаще речь не о писаных иконах, которые передаются через поколения, а о тех бумажных иконках, которые люди могут приобрести в церковных лавках. В провинции, а тем более – в Сибири – этих лавок гораздо меньше, и люди просто ограничены в выборе. Ведь лавки нередко дают тот же самый набор: меньше всего икон Спасителя, больше – Богородицы, а среди святых больше всего икон Николая Чудотворца.

Понятно, почему в южных районах  людей чаще держат дома иконы. Это районы «горячих точек», и людям хочется иметь какие-то гарантии своей безопасности. В Сибири подобного не происходит, там и икон не нужно, люди своими силами защищаются от трудностей.

Понятно, почему чаще называют Казанскую и Владимирскую икону Божьей Матери. Это самые популярные, может быть даже самые разрекламированные иконы. Тем более, сейчас в день иконы Казанской Божьей Матери объявлен национальный праздник. И естественно, на память простому человеку, ничего не знающему ни об иконе, ни об истории нашей страны, первым делом в голову приходит именно Казанская икона Божьей Матери. Если спросить о других иконах, ранее – очень известных и почитаемых в России, скажем, об иконе Иверской Божьей Матери, Тихвинской, Феодоровской, Курской-Коренной, которые традиционно почитались на Руси, человек будет очень долго вспоминать, что это такое.

Результаты опроса представляют интересную картину, показывающую, что религиозная и духовная грамотность нашего населения практически на нуле.


Александр Лавданский,

Индифферентным иконы не нужны

↑ к началу статьи

То, что в целом по стране многодетные семьи чаще  не держат дома икон, объясняется, наверное тем, что в  основном это мусульманские семьи. Чаще нет дома икон и у бездетных. Это, скорее всего, вообще индифферентные  граждане, которым иконы не нужны.

По данным опроса, россияне любят икона Николая Чудотворца. Поскольку надеются на помощь святого в житейский делах. Это нередко имеет отношение к чему-то наподобие народной магии. Пуговицу потеряли – обратились к Николаю Чудотворцу, с надеждой, что найдется.