Частота причастия

Дата публикации: 18.12.2011

Результаты всероссийского опроса, проведенного по заказу службы СРЕДА (полевые работы: Фонд «Общественное Мнение», Омнибус-Пента)

       Россиянам был задан следующий вопрос:  «Скажите, пожалуйста, как часто Вы причащаетесь?» (Карточка, один ответ.) Вопрос задается только православным по самоидентификации респондентам (50% от общей выборки).

 

53% православных россиян хотя бы раз в жизни подходили к причастию, 43% православных никогда не подходили к причастию, 4% затруднились ответить. Относительно общего числа россиян (как православных, так и не православных), ни разу не причащались 72%.

 

Среди не причащающихся православных россиян несколько чаще  встречаются те, кто поддерживает «Единую Россию», не работающие, имеющие одного ребенка.

Причащаются реже одного раза в год 15% от числа всех опрошенных (30% от числа православных россиян). Среди них больше жителей Центрального ФО.

Причащаются один-два раза в год 8% от числа всех опрошенных (15% от числа православных россиян), среди них чаще встречаются люди в возрасте старше 65 лет.

Несколько раз в год (но реже раза в месяц) подходят к причастию 3% опрошенных (6% от числа православных россиян). Среди них чаще остальных встречаются россияне, чей доход составляет менее 3 000 руб. в месяц, а также работающие в области науки и образования.

Раз в месяц и чаще причащается всего 1% от числа всех опрошенных (2% от числа назвавших себя православными). Среди них, что интересно, чаще, чем среди выбравших другие варианты ответа, встречаются респонденты, занятые в области медицины и здравоохранения.

Затруднились с ответом 2% от числа опрошенных (4% православных).

Попытка анализа изменения частоты причастий, исходя из сравнения данных за 2011 и 2008 годы (2008 г: опрос Фонда «Общественное мнение», http://bd.fom.ru/report/map/d081623) показывает, что за последние три года доля православных россиян, которые в принципе не подходят к причастию, несколько сократилась. Одновременно большее число православных стали подходить к причастию «реже раза в год» (доля выросла с 14% до 30%) и «один-два раза в год» (доля выросла с 11% до 15%). А вот доля православных, причащающихся несколько раз в год и чаще, по сравнению с 2008 г. не изменилась.

Похожие выводы подсказывают замеры частоты причастия, проводимые другими социологическими научными центрами. Несмотря на то, что имеются значительные различия в оценке общего числа причащающихся и не причащающихся, наблюдения о динамике изменения структуры частоты причастия примерно совпадают. Отмечается  следующее: (1) стабильность количества часто причащающихся православных; (2) сокращение числа никогда не причащающихся православных; (3) увеличение числа изредка причащающихся православных («реже раза в год», «раз в год и чаще, но реже раза в месяц»).

  

Комментарии экспертов к итогам опроса

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»

ЧАСТОТА ПРИЧАСТИЯ НЕ ВСЕГДА ГОВОРИТ О СТЕПЕНИ ВОЦЕРКОВЛЕННОСТИ

↑ к началу статьи

Критерий частоты причастия не до конца отражает степень воцерковленности граждан. Люди могут быть воцерковленными, активно участвовать в жизни прихода, ходить в храм каждое воскресение, или даже несколько раз в неделю, но при этом причащаться раз в год. Такие люди, как раз и живут, судя по опросу, в Центральном федеральном округе.

Но при этом в эту же группу редко причащающихся могут попадать и те, кто заходит в храм раз в год или раз в пять лет, при возникновении у них каких-то проблем. «А вы давно причащались?», – спросит такого человека священник. Услышав в ответ примерно следующее: «Лет восемь назад, кажется…» или «Вообще не помню», священник предложит причаститься в ближайшее время, рассказав о том, как нужно готовиться. В следующий раз такой человек может причаститься еще через несколько лет, когда его вновь приведут в храм какие-то жизненные обстоятельства.

К категории не причащающихся можно отнести тех, кто вообще не ходит в храм или появляется там изредка. Для многих из них принадлежность к православию – это лишь культурная самоидентификация.

Сюда же можно отнести и тех православных, которые воцерковились, но несколько своеобразно. У нас в приходе есть несколько человек, которые регулярно ходят в храм, но боятся приступать к причастию или к исповеди. Они даже просто разговоры со священником  не готовы воспринимать. То есть тянутся к Церкви, но  еще один шаг сделать не могут.

Также в различных населенных пунктах  у церковных людей существуют различные традиции частоты причастия. Например, если поспрашивать людей из московских приходов, как часто они причащаются, можно услышать: «Не реже, чем раз в месяц». Это я говорю, исходя из собственного пастырского опыта. То есть в Москве принято часто причащаться, это норма. Об этом знают и те москвичи, которые причащаются не так часто. Они и хотели бы чаще, но их образ жизни не позволяет им регулярно соблюдать евхаристическую дисциплину, соответственно готовиться.

Стоит отъехать от Москвы хотя бы на сто километров, и там уже просто не позволят  причащаться чаще. Там духовенство продолжает мыслить старыми категориями. Я говорю это без какой-либо оценки, ведь по дореволюционной традиции было принято  как раз причащаться не чаще раза в год.

Поэтому для полноты понимания ситуации хорошо было бы одновременно с вопросом о частоте причастия одновременно задавать респондентам вопрос «Как часто вы ходите в храм?»


Александр Агаджанян, доктор исторических наук, профессор Центра изучения религии при Российском государственном гуманитарном университете

ЧАСТОЕ ПРИЧАЩЕНИЕ – ПРОЯВЛЕНИЕ СПОСОБА СОЦИАЛИЗАЦИИ

↑ к началу статьи

Мне кажется, что, если говорить о тех, кто причащается более-менее часто: дело не столько в понимании значимости ими причастия как «основы для жизни»,  а скорее это проявление способа социализации людей, которые не включены в постоянные социальные группы (на работе или в семье).

Думаю, бедность в целом коррелирует с глубокой воцерковленностью. Потому и пенсионеры – попадают в группу причащающихся.

Почему  в группе причащающихся раз в год – люди, занятые  в сфере науки и образования – трудно сказать, но, скорее всего, так отвечали  многочисленные учителя (а точнее  – учительницы).

Те, кто причащается раз в год и режевряд ли это делает из какого-то особого благоговения к причастию. Причины здесь скорее другие, и главная среди них – невысокая частота посещения храма, неглубокое воцерковление.


Борис Кнорре, Кандидат философских наук, доцент философского факультета Высшей школы экономики

НЕ ДОВЕРЯЮТ ИНСТИТУТУ ЦЕРКВИ – НЕ ПРИЧАЩАЮТСЯ?

↑ к началу статьи

Среди тех, кто не причащается никогда или причащается не часто, могут быть люди, культурологически идентифицирующие себя с православием. Большинство православных верующих относятся к Церкви интенционально, то есть имеют романтизированный образ Церкви, во многом более навеянный воображением, чем реальностью. И здесь даже дело не в том, какова степень их воцерковленности. Это люди, которые смотрят на Церковь извне. Они воспринимают ее в ореоле древней традиции, наделенной пиететом сакральности и наследия национальной культуры. В свете эстетических  реалий: архитектуры, традиций церковного искусства. Но при этом не знают, что Церковь представляет собой как социум и религиозный институт.

К не причащающимся или к причащающимся раз в год попадает и группа людей, которые, с уважением относятся к православию в целом, но не доверяют современному институту Церкви. Порой даже разделяют эти понятия. Ведь евхаристическая практика в нашей церковной жизни связана с таинством исповеди, а значит – предполагает ту или иную степень доверия. И люди могут дистанцироваться от церковного института, чтобы не связывать себя с различными церковными неурядицами, которые, безусловно, имеют место. Опять же, в случае, если православие воспринимается как некий недостижимый и загадочный идеал, то люди порой боятся, что, при ближайшем знакомстве могут разочароваться в нем.

С другой стороны, есть и те, кто предпочитает сохранять дистанцию от Церкви, опасаясь дополнительной ответственности или перспективы что-либо менять в своей жизни.

Есть еще группа «расцерковленных» людей, которые прошли через вовлеченность в церковную жизнь, а потом – разочаровались и перестали быть активными прихожанами. Но многие из них все-таки время от времени причащаются. При этом уже дистанцируясь более сознательно, чем предыдущая группа, подходя к церковным нормам индивидуально. Мне кажется, что среди тех, кто продолжает приступать к Чаше и после «расцерковления», – по большей части женщины. Если «расцерковляется» мужчина, он делает это более радикально.

Но при всем этом, наблюдается динамика частоты причащения за последние годы в сторону увеличения. Оговорюсь, что полностью отождествлять практику причастия с доверием к институту Церкви, на мой взгляд, было бы тоже не правильно. Человек может приходить в разные многолюдные храмы, и причащаться там, что не предполагает обязательной связи с каким-либо приходом и церковной традицией. Он может причаститься какие-то единичные разы в своей жизни, чтобы иметь основания числить себя среди «приобщенных», как бы осознавать свое православие «про запас». Или, наконец, может ходить к одному конкретному священнику, к которому он испытывает уважение, продолжая скептически относиться институту Церкви.

Интересно, что чаще, чем раз в месяц, причащаются православные медицинские работники. Можно предположить, что они, в силу профессии, больше сталкиваются с рисками, окружающими нашу жизнь, больше задумываются о её ценности, четче представляют её уязвимость, физическую и психическую беззащитность человека.

Для меня стало открытием, что в одну группу – причащающихся несколько раз в год – попали самые бедные граждане и одновременно те, кто работает в области науки и образования. Со второй категорией понятнее: люди, составляющие ее, в силу специфики своего профессионального подхода, скорее всего, способны более сознательно и последовательно относится и к православной вере, к ее сложности, системности.  А у малообеспеченных граждан, видимо, проявляется стремление обрести какую-то дополнительную поддержку, компенсировать психологический дискомфорт от осознания обстоятельств, которые они не в силах изменить.

От себя я бы еще добавил, что, среди причащающихся несколько раз в год и вообще тех, кто вписан в современную церковную жизнь в России, есть еще и группа, напротив, хорошо обеспеченных, если не сказать богатых гражданВ данном случае православие проявляет себя как аристократическая религия, предполагающая широкие возможности воплощения эстетических запросов. Благолепие и феномен «золотых куполов», присутствующие в церковной культуре, могут быть спроецированы и на повседневность – на оформление квартиры, дома, коттеджа, если это позволяют финансовые средства. В качестве иллюстрации указанной социальной модели приходит на память картина, которая встречает гостя при входе в епархиальное управление Вятской епархии. На картине изображена некая абстрактная глухая сельская местность, где на фоне отсутствия каких-либо факторов цивилизации, на фоне почерневших обветшалых деревенских изб, чуть ли не засыпанных снегом, возвышается храм, наподобие Храма Христа Спасителя в Москве, освещенный внутри ярким электрическим светом.


Юлия Синелина, руководитель Отдела социологии религии Института социально-политических исследований РАН, доктор социологических наук

ДОЛЯ ПРИЧАЩАЮЩИХСЯ ХОТЬ И ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО, НО РАСТЕТ

↑ к началу статьи

Для того, чтобы прокомментировать данные опроса, мне представляется естественным и необходимым обратиться к данным исследований религиозности населения, которые проводились в 1992, 2000, 2002 гг. ФОМ по методике В.Ф.Чесноковой, и продолжены отделом социологии религии ИСПИ РАН  в 2004, 2006, 2011 гг.  Одним из важнейших показателей этих исследований является частота причащения. Если мы проанализируем динамику этого показателя по ряду исследований, проводимых с 1992 года, то можно увидеть, что очень медленно, но этот показатель растет. К сожалению, у нас нет данных по массиву в целом в исследованиях, проведенных ФОМ. По нашим данным,  в 2006 г. по массиву в целом, причащаются раз в месяц и чаще – 2% (2004 г. – 2%), несколько раз в год – 5% (2004 г. – 3%), раз в год обязательно – 6% (2004 г. – 6%), реже, чем раз в год -18% (2004 г. – 19%),  никогда не исповедовались и не причащались – 60% (2004 г. – 62%). То есть более менее регулярно причащались в 2006 г. 13% (в  2004 – 11%). По православным динамика с 1992 г. не кажется столь же однозначной, что связано с несколькими причинами: резкое качественное и количественное изменение группы православные,  вынужденное изменение выборочной совокупности (однако, с сохранением репрезентативности выборки).

 

Распределение ответа на вопрос «Как часто Вы обычно причащаетесь?» (% от числа опрошенных православных)

Источник: В.Ф.Чеснокова «Тесным путем» М., 2005, стр.260, Сектор социологии религии ИСПИ РАН

 

  1992 2000 2002 2004 2006
практически никогда не причащаюсь 57 63 64 54,5 54
реже одного раза в год 26 12 13 25 23
один-два раза в год 10 13 14 9 8
несколько раз в год, но реже, чем один раз в месяц 3 6 5 5 7
раз в месяц и чаще 1 1 2 2 2
 Затрудняюсь ответить, 3 5 3 4 5

 

По данным всероссийского исследования религиозности населения 2011 г., который проводил отдел социологии религии ИСПИ РАН (исследование проводилось при поддержке гранта РГНФ 10-03-00185а) в 2011 г. по массиву в целом были получены следующие данные.

 

Как часто Вы исповедуетесь и причащаетесь? (РФ, ноябрь 2011)

(% от числа опрошенных)

Никогда в сознательном возрасте не причащался 43
Редко, раз  несколько лет 26
Раз в год обязательно 10
Несколько раз в год 8
Раз в месяц и чаще 1
Затрудняюсь ответить 12

 

Отдел социологии религии ИСПИ РАН

 

По православным данные еще выше, но тут еще следует учитывать, что это все православные  – православные по самоидентификации, в которые включены и неверующие (т.н. культурные православные) и колеблющиеся. Мы, в предыдущих исследованиях исключали из группы православные неверующих, т.е. окончательный показатель будет еще выше. На сегодняшний день обработка данных продолжается, поэтому приводим эти промежуточные результаты, которые тем ни менее показывают определенный рост доли причащающихся в России.

 

Как часто Вы исповедуетесь и причащаетесь? (РФ, ноябрь 2011)

(% от числа православных)

Никогда в сознательном возрасте не причащался

43

Редко, раз в несколько лет

24

Раз в год обязательно

11

Несколько раз в год

9

Раз в месяц и чаще

2

Затрудняюсь ответить

11

 

Отдел социологии религии ИСПИ РАН

 

Основываясь на приведенных данных, с нашей точки зрения, доля причащающихся хоть и очень медленно, но растет, что свидетельствует о том, что процесс воцерковления православных продолжается.

Если сопоставлять наши данные с данными опроса, проведенного Фондом Общественного Мнения по заказу службы «Среда», то данные за последний год (2011) по подгруппам православных – раз в месяц и чаще, несколько раз в год, раз в год обязательно (или как в Среде 1-2 раза в год), реже раза в год, никогда не причащался –  отличаются незначительно – в пределах ошибки выборки (до 4%). Только по данным нашего исследования православными себя определили не 50%, а 72% опрошенных респондентов. Поэтому наши данные по массиву в целом довольно сильно отличаются от приведенных данных.