Известность служителей Русской Православной Церкви

Дата публикации: 20.12.2012




Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Александр Сергеевич Пушкин

В рамках Всероссийского репрезентативного опроса (полевые работы: ФОМ-Пента, выборка 1500 человек) россиянам было предложено выбрать из предложенного списка всех известных им служителей Русской Православной Церкви. Предложенный список включал 14 позиций:
1. Протодиакон Андрей КУРАЕВ
2. Протоиерей Максим КОЗЛОВ
3. Алексей ОСИПОВ
4. Протоиерей Димитрий СМИРНОВ
5. Протоиерей Павел ВЕЛИКАНОВ
6. Иеромонах Димитрий ПЕРШИН
7. Архимандрит Тихон ШЕВКУНОВ
8. Протоиерей Алексей УМИНСКИЙ
9. Игумен Петр МЕЩЕРИНОВ
10. Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН
11. Протоиерей Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ
12. Владимир ЛЕГОЙДА
13. Митрополит Иларион АЛФЕЕВ
14. Патриарх КИРИЛЛ
Допускались, кроме того, возможности следующих ответов: «Не знаю никого из перечисленных», «Затрудняюсь ответить», «Нет ответа». Ниже изложены основные результаты проведенного на основании полевых данных анализа, в котором суммарные индексы известности перечисленных персон сравниваются как в целом по опрошенному массиву, так и по различным выборкам респондентов. Кроме того, предпринята попытка сравнения этих результатов с данными проведенного службой «СРЕДА» аналогичного (но открытого) репрезентативного (по полу, возрасту и округу проживания) телефонного опроса 2400 москвичей.

Чтобы просматривать графики в полном размере, нажмите на картинку.

I. Общая известность священно- и церковнослужителей

Данная величина хорошо выявляется при помощи анализа доли респондентов, заявивших о том, что не знают никого из обладателей перечисленных имен (ниже этот выраженный в процентах от общего числа опрошенных показатель именуется Н-индексом). Чем Н-индекс ниже, тем выше в данной выборке известность церковнослужителей, и наоборот. Как показало исследование, общероссийское значение Н-индекса достигает 11% (ниже мы именуем его фоновым значением). При этом уровень осведомленности о главных персонах Церкви среди представительниц прекрасного пола несколько выше (Н-индекс – 10% против 13% у мужчин). Наиболее интересные результаты расчета и анализа Н-индекса по частным выборкам исследования следующие.

1. Социальный статус

Лучше всего представители Церкви известны образованным и малообеспеченным людям.
Динамика Н-индекса как функции возраста и образовательного уровня респондентов достаточно тривиальна: чем образованнее и старше респондент, тем лучше он знает представителей Церкви. При этом через фоновое значение Н-индекс переходит лишь в средневозрастной когорте (35-44 лет).
ФАКТ: Разброс значений Н-индекса в различных возрастных когортах значительно выше, чем в выборках респондентов по разному образовательному уровню. В первом случае он превышает трехкратную величину (между когортами 18-24 года и старше 65 лет), а во втором – не дотягивает до двукратной (между респондентами с образованием ниже среднего с одной стороны и высшим образованием – с другой). Отсюда можно сделать следующий вывод: набор информации о главных представителях Церкви у среднего россиянина в первую очередь является функцией его жизненного опыта, и лишь во вторую – функцией его социального, статусного роста.
Более подробный анализ зависимости Н-индекса от социального положения респондента позволяют проследить его значения в различных выборках по роду занятий и сфере трудовой деятельности опрошенных. Оказывается, что наихудшим образом о представителях Церкви осведомлены индивидуальные предприниматели и студенты c учащимися (значения Н-индекса – 25% и 19% соответственно), а наилучшим –  неработающие и при этом не ищущие работу лица и пенсионеры (Н-индекс у первых – 5%, а у вторых – от 6% до 8% в зависимости от фактической трудовой занятости). Из отраслей же хуже всего дело обстоит в промышленном производстве.

С ростом материального благосостояния, как и с увеличением количества детей в семье, нарастает и общая осведомленность россиян о представителях Церкви (исключение из этого правила – бездетные россияне в возрасте от 40 лет, но здесь, очевидно, на первый план выходит упомянутый выше общий жизненный опыт).

2. Место жительства

Москвичи вне конкуренции.
При анализе зависимости Н-индекса от места проживания респондента выявляются две главные тенденции. Во-первых, крайне резко в позитивную сторону выделяется Москва (Н-индекс=4%, тогда как как во всех остальных типах городов и сельских поселений аналогичные значения близки к фоновому). Во-вторых, очень сильно изменяется значение Н-индекса от одного федерального округа к другому. На уровне «нейтрального» Приволжского ФО (значение Н-индекса близко к фоновому) формируются комбинации округов с низкими (Центральный, Северо-Западный, Южный и Северо-Кавказский) и с высокими (Уральский, Сибирский и Дальневосточный) значениями Н-индекса. Далее округа первой комбинации условно именуются позитивными, а второй – негативными.

3. Влияние идентичности россиян

Чем воцерковленнее, тем осведомленнее.
Достаточно сильно осведомленность об основных представителях Церкви варьируется в зависимости от групп опрошенных по их идентичности. Самая рельефная антитеза здесь – разброс значений Н-индекса у русских (9%) и нерусских (23%) респондентов. Заметное влияние на Н-индекс оказывают и политические пристрастия респондентов. Так, максимально его значение в выборке голосовавших на президентских выборах весной 2012 года за Владимира Жириновского, а минимально – поддержавших Владимира Путина и Геннадия Зюганова.
Из показателей, характеризующих религиозность опрошенных, следует упомянуть значительно более низкие показатели Н-индекса у православных людей по сравнению с неверующими (5-6% в зависимости от степени самоидентификации против 29%) и у соблюдающих основные религиозные заповеди по сравнению с не соблюдающими (7% против 12%).
ФАКТ: Очень сильно по осведомленности об основных персонах Церкви различаются доверяющие и не доверяющие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу респонденты. В первой выборке значение Н-индекса составляет всего 2%, во второй – 16%.

II. Святейший Патриарх Кирилл, протоиерей Всеволод Чаплин, протодиакон Андрей Кураев… и остальные.

Не будет большим преувеличением сказать, что в нынешних российских условиях известность представителей Русской Православной Церкви в значительной степени определяется фигурой Предстоятеля Церкви. Общероссийский рейтинг его известности согласно данным исследования составляет 85%, а совокупный аналогичный показатель для остальных 13 персон более чем в 2,5 раза ниже.

1. Хуже всего Святейшего Патриарха Кирилла знают на Дальнем Востоке

Показатель известности Патриархи Кирилла в целом ведет себя так же, как общий показатель известности (см. п.1). Из этого правила есть только одно значимое исключение. Даже на фоне двух других негативных округов известность патриарха на Дальнем Востоке опускается еще в 1,5 раза и достигает критической отметки 53%. Отметим, однако, что этот показатель все равно больше ½, то есть даже в этом предельном случае знающие о первом лице Церкви пребывают в большинстве.
ФАКТ: Низкая известность Святейшего Патриарха Кирилла на Дальнем Востоке – абсолютный антирекорд исследования, если не брать в расчет экзотические выборки буддистов и приверженцев других восточных религий и духовных учений. Даже в среде неверующих общероссийский индекс известности патриарха составляет 65%. А в выборке приверженцев Владимира Жириновского (которой, напомним, сопутствует наименьшая среди сформированных по политической ориентации групп респондентов общая известность представителей Церкви) он достигает 74%.

2. Протоиерей Всеволод Чаплин vs. протодиакон Андрей Кураев: кто за кого?

Известность остальных представленных вниманию респондентов персон низка и не выходит за пределы фоновых показателей. Тем не менее даже среди них выделяются два четких лидера: протодиакон Андрей Кураев и протоиерей Всеволод Чаплин. Сравнить рейтинги известности этих людей в различных выборках исследования представляется весьма интересным, и не только в силу того, что лишь они помимо Святейшего Патриарха собрали статистически значимые объемы «голосов». О. Всеволод Чаплин – глава одного из синодальных отделов Русской Православной Церкви, часто выполняющий роль официального рупора Церкви, а о. Андрей Кураев – известный богослов и публицист, ведущий и автор популярного блога в Интернете.

Протодиакон Андрей Кураев, протоиерей Всеволод Чаплин


Кого же их них лучше знают россияне? Данные как по всем опрошенным в целом, так и по мужской и женской выборкам однозначно свидетельствуют в пользу о. Всеволода Чаплина (средний коэффициент его преимущества – 1,67).  Однако любопытно посмотреть, кто из респондентов выбивается из этого ряда в ту или иную сторону. Чтобы выяснить это, мы разделили все выборки исследования на три большие корзины. В среднюю – нейтральную – были отнесены те из них, где известнее о. Всеволод Чаплин, но коэффициент его преимущества не превышает общероссийский. В «Корзину Кураева» («К-Корзину») попали выборки, где известнее о. Андрей Кураев, а в «Корзину Чаплина» («Ч-Корзину») – выборки, где преимущество о. Всеволода Чаплина весомее среднероссийского.
Вариативность известности по двум параметрам – возрасту респондентов и их месячному доходу – показывает неочевидную тенденцию. А именно: начальные выборки (самых молодых и наименее обеспеченных людей) формируют К-Корзину. Затем, в следующих по росту параметра выборках, приходит черед нейтральной корзины. Далее (в возрастных когортах  45-54 и 55-64 года, а также у лиц с месячным доходом от 10 до 20 и от 20 до 30 тыс. руб.) настает очередь Ч-Корзины. Наконец, респонденты старше 65 лет и лица с ежемесячным доходом свыше 30 тыс. руб. попадают в нейтральную корзину.
Сравнительная известность двух этих персон как функция уровня образования и оценки собственного материального положения  ведет себя похожим образом. Только здесь (возможно, в силу изложенного в п.1 гл I «эффекта сглаживания») ни одна из выборок не попадает в К-Корзину
ФАКТ: Лишь одна-единственная выборка респондентов по роду занятий – топ-менеджеры и бизнесмены – попадает в К-Корзину.
ФАКТ: Только население сел, поселков городского типа и мелких городов населением до 50 тыс. чел. попадает в Ч-Корзину, население остальных городов – в нейтральную корзину.
ФАКТ: Из остальных статистически значимых выборок к К-Корзине относятся лишь жители Дальневосточного федерального округа и проголосовавшие на последних президентских выборах за Сергея Миронова избиратели.
ФАКТ: Из выборок, описывающих идентичность россиян, в Ч-Корзину наиболее значимый вклад вносят верующие мусульмане, неверующие и суеверные люди.

3. Вслед за ними — митрополит Иларион, Алексей Осипов и протоиерей Димитрий Смирнов

Остальные предложенные респондентам представители Церкви практически неизвестны среднему россиянину, а показатели их известности значительно уступают фоновым. Однако даже среди них без большого ущерба для достоверности можно выделить персоны, которые относительно значимы хотя бы для отдельных, узких сообществ соотечественников. В рассчитанном подобным образом рейтинге вне конкуренции оказываются Алексей Осипов и митрополит Иларион (Алфеев). Оба они сравнительно неплохо известны рабочим, студентам и учащимся, малообеспеченным гражданам, максимально позитивно воспринимающим Церковь лицам, склонным к благотворительности респондентам. Об Алексее Осипове, помимо того, осведомлены работники образовательной сферы, селяне, уральцы, мусульмане, посещающие службы христиане (в первую очередь активные православные прихожане) и склонные к суевериям люди. О митрополите Иларионе лучше всего знают лица с образованием на уровне школы, топ-менеджеры, ищущие работу безработные, сравнительно обеспеченные граждане, неверующие люди, не определившиеся с конфессией христиане, а также католики (и отчасти протестанты).
Из других предложенных участникам опроса имен респонденты в отдельных выборках проявляют сколь-нибудь значимую осведомленность лишь о протоиерее Димитрие Смирнове, причем делают это за редчайшим исключением только москвичи и сибиряки.

Митрополит Иларион, профессор Алексей Осипов и протоиерей Димитрий Смирнов.

III. Известность служителей Церкви на отдельных территориях

Приволжский федеральный округ выше был назван нейтральным. Оказывается, что с общероссийскими значениями в пределах погрешностей совпадают рассчитанные для него не только Н-индекс, но и индексы известности Святейшего Патриарха Кирилла, протоиерея Всеволода Чаплина, протодиакона Андрея Кураева и подавляющего большинства остальных предложенных респондентам фигур. Это позволяет рассматривать данную территорию как мини-модель России применительно к показателям известности основных представителей Церкви.

1. Позитивные и негативные федеральные округа: схожее и различия

В «позитивных» округах на фоне в целом статистически однородной картины в глаза бросается «провал» о. Андрея Кураева на Северо-Западе России: здесь он известен даже хуже, чем в среднем по стране. Напротив, в «негативной» Сибири о. Димитрий Смирнов и о. Димитрий Першин известны лучше, чем в целом по России. А Дальний Восток с его практически тем же значением Н-индекса, что у соседних Сибири и Урала и с аномально низкой известностью Патриарха демонстрирует крайне дробную картину известности остальных персон. Здесь, помимо общих лидеров исследования, сравнительно неплохо известен не только Алексей Осипов, но и, к примеру, протоиерей Павел Великанов.

Иеромонах Димитрий (Першин), протоиерей Павел Великанов.

2. Москва и москвичи: с подсказкой и без

Попытка соответствующего сравнительного анализа предпринята с учетом другого исследования службы «Среда» – телефонного опроса москвичей, в котором респондентам адресовалась аналогичная просьба назвать известных служителей Церкви, но в открытом режиме (т.е. без подсказки). Очевидно, что при открытой форме вопроса показатели известности по сравнению с закрытым вопросом должны снижаться. Численные значения индекса известности подтверждают эту гипотезу (за одним исключением, о котором ниже). Но если нормой в данном случае является падение индекса известности в несколько (3 — 5) раз, то Святейшего Патриарха Кирилла во всероссийском опросе, как уже упоминалось, называют 96% москвичей, а в телефонном интервью — 59% (т.е. меньше всего лишь в 1,63 раза). Это, скорее всего, говорит о том, что сан и имя Патриарха Кирилла нашими соотечественниками (по крайней мере проживающими в Москве) воспринимаются не только как «персональная идентификация» Предстоятеля Церкви, но и как понятийная ассоциация с самим термином «Русская Православная Церковь».

ФАКТ: Алексея Осипова без подсказки москвичи называют втрое чаще, чем с подсказкой, что позволяет ему в телефонном опросе опередить даже протодиакона Андрея Кураева. Это уникальный и неповторимый результат, причем обеспечивают его как верующие, так и неверующие люди (хотя среди последних этот человек известен все-таки в 1,5 раза лучше).
ФАКТ: Архимандрит Тихон (Шевкунов) в целом столичным обитателям известен лучше как по сравнению с митрополитом Иларионом, так и по сравнению с протоиереем Димитрием Смирновым.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

3. Внутримосковские различия: хуже всего люди Церкви известны в Зеленограде

Анализ данных по трем наиболее часто упоминаемым в телефонном опросе персонам (Патриарху Кириллу, протоиерею Всеволоду Чаплину и Алексею Осипову) позволяет утверждать, что сравнительно плохо представителей Церкви знают зеленоградцы. Рассчитанный для этого административного округа индекс известности по первым двум упомянутым персонам примерно вдвое уступает общемосковскому.

ФАКТ: Наряду с Осиповым, о. Всеволод Чаплин демонстрирует очень хороший индекс известности во внутримосковской выборке атеистов (соответствующий показатель у него здесь выше, чем в выборках всех христиан и отдельно православных).

IV.  Заключение

В данной работе выявлены и проанализированы закономерности, описывающие известность основных лиц, ассоциирующихся у большинства россиян с Русской Православной Церковью. Оказывается, что практически полностью персонификация основных деятелей Церкви (архиереев, священников и мирян) в массовом сознании выражена в имени Святейшего Патриарха Кирилла. Как показывает сравнительный анализ московских данных по открытому и закрытому вопросам об известности основных представителей Церкви, Предстоятель воспринимается массовым сознанием не только как главная фигура в Русской Православной Церкви, но отчасти и как одна из смысловых ассоциаций с самим понятием «Русская Православная Церковь».
Остальные люди Церкви известны россиянам в значительно меньшей степени. Выделяются среди них на общем фоне лишь протоиерей Всеволод Чаплин и протодиакон Андрей Кураев, а также (в отдельных группах опрошенных) митрополит Иларион (Алфеев), Алексей Осипов и (отчасти) протоиерей Димитрий Смирнов.
Географическое распределение известности представителей Церкви отличается высокой степенью неоднородности. На фоне относительно благополучных Центра (особенно столицы – за исключением Зеленоградского административного округа), Северо-Запада и Юга России критичной представляется ситуация на Дальнем Востоке, где даже о патриархе вспоминают лишь немногим более половины опрошенных.

Портреты взяты с сайтов: патриархия.рф, www.aosipov.ru и pravmir.ru

Комментарии экспертов к итогам опроса

Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества

Господь пока дает мне силы, смелость и возможности говорить людям правду, хотя и неудобную

↑ к началу статьи

Я очень рад, что люди знают Святейшего Патриарха. Он не просто известен: к его словам все больше прислушиваются. Слова, которые он произносит, – это не ритуально -банальные изречения, а прямое обращение к насущным проблемам, напоминание о том, что, наблюдая за временной жизнью, нужно думать о вечности.

Я также рад, что пользуется известностью Алексей Ильич Осипов – человек, мало присутствующий в публичном пространстве, но очень умный, сохранивший многолетнюю верность своему призванию богослова и педагога. То, что его знают и слушают, очень обнадеживает.

Тот факт, что я также известен,  отношу лишь к одному обстоятельству: Господь пока дает мне силы, смелость и возможности говорить людям правду, хотя и неудобную, но имеющую прямое отношение к конкретным аспектам жизни человека и жизни нации.

Церковь не должна убаюкивать, Церковь не должна усыплять совесть, отделываться отписками или общими рассуждениями, в том числе по общественно значимым вопросам. В массовом сознании есть некоторые стереотипы, которые нужно разрушать – в частности, непротиворечие между христианством и обывательским образом жизни, чуть приправленном некоей «духовностью». Надо разрушить идею о «добреньком» Боге, который готов едва ли не принять совершенные человеком грехи. Бог любит человека, но, с Его точки зрения, важна прежде всего вечная жизнь. Если человек разменивает свою жизнь на сытый комфорт и усыпление совести, то он обрекает себя на будущее несчастье. Поэтому Бог, любя человека, ведет его к Своему Царству иногда через страдания, иногда через разочарования, иногда через болезни и бедствия.

Я спокойно отношусь к факту собственной известности и к тому, что из-за никуда не спрячешься. Я никогда не хотел жить для себя, считаю это скучным и глупым. Да, приходится разговаривать на улице или в других общественных местах с людьми, которые о чем-то тебя спрашивают, иногда спорят. Что ж? Чем больше возможности поговорить с людьми, тем лучше.