Научная конференция «Ислам и христианские культуры запада и востока Европы в Средние века и Новое время.»

Дата публикации: 17.10.2012

Лаборатория медиевистических исследований НИУ ВШЭ

Франко-российский  исследовательский центр (Москва)

Центр украинистики и белорусистики Истфака МГУ

Фонд Марджани

Конференция организована в рамках исследовательской программы Лаборатории медиевистических исследований Высшей школы экономики (Москва) «Восток и Запад Европы в Средние века и раннее Новое время: общее историко-культурное пространство, региональное своеобразие и динамика взаимодействия» и её субпроекта «Дискурсы религиозной нетерпимости и модели конфессионально-культурного плюрализма в православных и западнохристианских обществах Европы в Средние века и раннее новое время (компаративный анализ)» при поддержке Франко-российского исследовательского центра (Москва) и фонда Марджани.

Проект конференции подчинен одной задаче: взглянуть на строго компаративистской основе на вопрос о сходствах и различиях в модальностях аccommodating  cultural differences на христианско-исламском пограничье в странах «латинского Запада» и  «православного Востока» в Средние века и Новое время. Целью такого подхода является, в частности, проверка гипотезы о существенном воздействии специфических для православия и западного христианства конфессиональных факторов на построение соответствующих моделей религиозно-культурного плюрализма. Названная гипотеза не исключает также, что эвентуальные различия между Востоком и Западом Европы были структурным явлением (имеются в виду броделевские structures de longue durée), и поэтому оказали существенное влияние на практику отношений с исламом в Российской империи и странах Запада.

Ещё одна гипотеза состоит в том, что существует, возможно, какая-то связь между  модальностями аccommodating  cultural differences при конфронтации христиан и мусульман и тем, как понимается соотношение секулярного с конфессиональным в «латинских» и «православных» культурах Средних Веков и Нового времени.

Конференция призвана помочь и работе над коллективной монографией «Модели конфессионально-культурного плюрализма в православных и западнохристианских обществах Европы  в Средние века и раннее новое время. Ислам и христианство».

 

Программа конференции

 (возможны изменения по техн. причинам):

17  октября, среда.

9.00-9.30: открытие конференции. 

Существовали ли в Средние века (до 1500 г.) византийская  и «латинская» модели взаимодействия с исламом?

Agenda:

—  ислам и мусульмане в дискурсах христианской культуры «латинского» Запада в Средние века…

—  ислам и мусульмане в дискурсах христианской культуры «православного Востока» в Средние века…

— была ли возможна интеграция мусульман в католических и протестантских обществах в XIII – XVII вв.?

—  «свои мусульмане» в Византии и на православных Балканах в Средние века: модальности  accommodating cultural differences

мусульманские и православные общины пост-византийского пространства и Балкан в  XVI — XVIII вв…..

9.30-9.50: О.С. Воскобойников (ВШЭ). Буква и смысл: принципы работы переводчиков арабских текстов в XII веке.

10.00-10.20: А.В. Журавский (РГГУ). О «Небесном межрелигиозном соборе Николая Кузанца» (анализ трактата «De pace fidei», мусульманский аспект).

10.30 – 10.50: И. И. Варьяш (МГУ). Конфессиональный фактор в государственном управлении на Пиренейском полуострове в средние века.

11.00 – 11.20: Р.М. Шукуров (МГУ). Ислам и мусульмане в поздней Византии: нормы и модели отчуждения и инкорпорации.

11.30 -12.00 — дискуссия

12.00 -12.20 – перерыв на кофе

12.20 — 12.40: Д. И. Полывянный (Ивановский ГУ). Османское завоевание Болгарии в середине XIV — начале XV вв. как столкновение политий.

12.50 -13.10: А. Г. Бахтин (Марийский ГУ). Конфессиональный фактор в русско-казанских отношениях XV-XVI вв.

13.20 -13.40: М. А. Астахов (МГУ). Католическая церковь и политика государств Пиренейского полуострова в отношении Гранадского эмирата в XV веке.

 13.50 – 14.10: А.В. Беляков (Рязань). Инкорпорация мусульман в России XVI-XVII веков через крещение. Возможные сценарии.

14.20 – 14.50 — дискуссия

14.50 -15.40 – перерыв на обед

15.40 – 16.00: М. Андрейчева [Дорошенко] (ВШЭ). Как понимать те тексты «Повести временных лет», которые говорят об исламе и мусульманах?

16.10 — 16.30: В. Сидорова (МГУ). Антиисламский дискурс в латинских текстах XI века: реакция на разрушение Храма Гроба Господнего на Востоке и Западе.

16.40 – 17.00: В.Н. Рудаков (МГПУ). Взгляд на  «бесерменство» в русских текстах 13-15 вв.

17.10 — 17.30: В.Л. Портных (Новосибирский ГУ). Проблема перспектив обращения сарацинов в христианство в видении Гумберта из Романса (13 век).

17.40 – 18.00: А.С. Шишечкина (ИВИ РАН). Образ ислама и Мухаммеда в «Путешествии сэра Джона Мандевиля».

18.10 – 18.40 – дискуссия.

18.40 — 19.30 –  дискуссия по итогам всего первого дня работы конференции.

18 октября, четверг. 

Accommodating  cultural differences на границе с миром ислама в России и на Балканах в XVIXIX  вв. 

Аgenda:

— православная церковь, православное духовенство и мусульмане в Московской Руси…

— светские власти и мусульмане в Московской Руси: прагматические и не-прагматические факторы политики в отношении мусульман…

— православное духовенство России, ислам и  мусульмане в XVIII-XIX вв.: состояние и перспективы исследований

— русское общество и ислам в XVIII-XIX веках: столицы, провинция, окраины России;

— методология и гипотезы в изучении  структур взаимодействия общества России  и православного духовенства с исламом в имперский период (1700 -1917).

 9.30 – 9.50: А. Сафонов (ВШЭ) Мусульмане и «потурченцы» в восприятии православных общин Османской Македонии и Болгарии (14-17 вв.)

10.00 — 10.20: О.В. Чумичева (Музей истории религий, СПб.). Образ мусульманина в русской «наглядной пропаганде» между средневековьем и новым временем.

10.30 – 10.50: М.В. Моисеев (Музей истории Москвы): Ислам и мусульмане в отражении дипломатической документации России XVI столетия.

11.00 – 11.20: О.Ю. Бессмертная (РГГУ; ВШЭ). Бум дискуссий о российском востоковедении, или снова о том, «была ли русская душа у российского ориентализма.

11.30 – 11.50: Д.Ю. Арапов (МГУ). Отношение к исламу К.П. Победоносцева и Н.И. Ильминского.

12.00 – 12.20: Е.А. Агеева (МГУ). Старообрядцы в мусульманском окружении: опыт взаимодействия.

12.30 – 13.20 – дискуссия

13.20 — 14.00 – перерыв на кофе/ланч

Секуляризация в контексте православных, западнохристианских и исламских конфессиональных традиций.

( Круглый стол).

Аgenda:

— секуляризация, секуляризм и постсекуляризм в истории  «латинского» Запада и Запада «вообще»: проблематика, состояние исследований, гипотезы…

— проблематика секуляризации и секуляризма в контексте византийско-православных и исламских  религиозно-культурных традиций…

— российский опыт секуляризации и секуляризма в новое и новейшее время: «запад» или «восток»…

14.00 – 14.50: Ю.В. Шаповал (университет им. Л.Н. Гумилева, Астана).  Дискуссии о религии, секуляризме и постсекулярном обществе через призму сравнения христианства и ислама.

15.10 – 16.00: И.Л. Алексеев (Фонд Марджани; РГГУ; ВШЭ). Теократическая идея и светская власть в исламской политической традиции: историческая динамика и эволюция идеи (перечитывая В.В. Бартольда).

16.20 – 16.50: М.В. Дмитриев (МГУ; ВШЭ). Об истоках секуляризации и секуляризма в историко-компаративистском контексте («латинская» и «православная» Европа в Средние века).

 17.00 — 18.00 – дискуссия

NIKE PAS CHER POUR FEMME nike jordan 6 homme pas cher