Арена: Атлас религий и национальностей.

Дата публикации: 16.01.2013

Российская Газета: Религия для поколения Z 

“Сколько в России верующих?”, “А сколько нужно?” – представляя вчера “Атлас религий и национальностей”, составленный исследовательской службой “Среда”, социологи рассказывали о сложности измерения религиозного сознания.

Перед началом встречи журналистам раздавали анкету с утверждениями – “исповедаю православие”, “исповедую ислам” и т.д., в которой надо было указать предполагаемый процент согласных. Кто следит за статистикой, звучащей с высоких трибун, тот легко подставит ответы: православных – 70-80 процентов, мусульман – 20 миллионов и т.д.

Но только что составленный “Атлас” приготовил неожиданности. Православных, “исповедующих православие и принадлежащих к русской православной церкви”, служба “Среда” насчитала 41 процент. Еще 25 процентов россиян “верят без религии” (“верю в высшую силу, но конкретную религию не исповедую”). 13 процентов заявляют, что не верят в Бога. 6,5 процента исповедуют ислам, 0, 5 – буддизм. Менее чем 0,5 – насчитывают иудеи, старообрядцы, католики, протестанты, пятидесятники. 4,1 назвали себя “христианами без конфессии” (“исповедую христианство, но не считаю себя ни православным, ни католиком, ни протестантом”), а 1,5 процента – “православными вне церкви”. Еще 1 процент пришелся на всякие прочие ответы, начиная от “у меня свой Бог в космосе” и кончая “верю в мужа” или “…в мировую религию”.

Вся цифровая сенсация этого исследования сводится к численности православных и мусульман, и тех и других оказалось меньше, чем мы привыкли утверждать.

Верить можно в Бога, в мужа, в мировую религию, но образ твоей веры расскажет о тебе не меньше, чем цифры дохода

Впрочем, новым цифрам нашлись объяснения.

– Когда из уст представителей Церкви мы слышим, что в России 70-80 процентов православных, то речь идет прежде всего о “православной идентичности”, – подчеркнул руководитель информационно-аналитического управления Синодального информационного отдела РПЦ Вахтанг Кипшидзе. – О людях, потенциально принадлежащих православной культуре и слышащих пастырское слово Церкви.

Понятно, что Церковь не рассчитывает увидеть в них строго воцерковленных людей, таких всегда насчитывали немного, и с этой точки зрения 41 процент скорее лестная для православия цифра.

Перед социологами сейчас стоит задача отделить самоидентичность от настоящей религиозной идентичности, а также уйти от “социально одобряемых” ответов. Портреты традиционно и нетрадиционно верующих становились куда интереснее, когда к ним добавлялись такие социальные характеристики: доверие к окружающим, любовь к Родине, желание иметь много детей.

Директор по исследованиям фонда “Общественное мнение” Елена Петренко напомнила журналистам, что первый социологический замер в России в конце 60-х – исследование читателей газет – принес неожиданную цифру: 8 процентов советских граждан назвали себя в анкете “верующими”. Столь высокую для страны с официальной атеистической идеологией цифру поспешили откомментировать так: это бабушки, которые завтра вымрут. В начале 10-х годов XXI века блистательный социолог Валентина Чеснокова разработала первый инструментарий для измерения веры и воцерковления. Он принес поразившие результаты – 65 процентов опрошенных назвали себя православными.

Деловая газета «Взгляд»: Исследование: Принадлежность к РПЦ признали 41% россиян

Разработанный службой «Среда» Атлас религий и национальностей России, презентация которого состоялась во вторник, показал, что к Русской православной церкви принадлежат 41% россиян, еще 1,5% исповедуют православие, но к РПЦ не относятся.

Как отмечают авторы, на протяжении последних десятилетий вопросы о вероисповедании не входили в анкеты при переписи населения в СССР и России, этот пробел по мере сил пытается заполнить проект АРЕНА, передает РИА «Новости».

«Мы попытались летом 2012 года измерить не православных как таковых, а православных, принадлежащих к Церкви, и результаты у нас получились следующие: исповедуют православие и принадлежат к Русской православной церкви – 41%, исповедуют православие, но не принадлежат к РПЦ – 1,5%.

Очень мощная группа «в Бога верю, но никакой религии не исповедую» – 25%. Несколько неожиданная группа христиан, – не ожидали, что их окажется там много – христиане, которые не принадлежат ни к одной конфессии, их 4,1%. И группа староверов (старообрядцев) – 0,2%, это примерно 300 тысяч старообрядцев», – сказала координатор «Среды» Алина Багрина.

Она пояснила, что принадлежность к РПЦ, которой руководствовались эксперты при подсчете, стала альтернативой уже существующим критериям, которые лежат в основе других исследований (к примеру, регулярность посещения храма).

«Мы попытались предложить альтернативу. Мы исходили из уникальности понятия «Церковь» в православном христианстве, причастность к Церкви», – сказала Багрина.

Атлас создан на основе данных, полученных исследовательской службой «Среда» в ходе опроса около 60 тыс. респондентов в 79 регионах России в 2012 году.

В то же время недавний опрос «Левада-центра» показал, что православных в России 74%.

В свою очередь руководитель информационно-аналитического управления синодального информотдела РПЦ Вахтанг Кипшидзе отметил, что не видит противоречия в разных количественных показателях православных верующих.

«В выступлениях высоких церковных представителей фигурирует еще другая цифра – 70-80% православных. Это не потому, что мы не читаем те исследования, которые проводятся, и не потому, что мы им не доверяем, а потому что, по нашему убеждению, именно это количество людей несет в себе некие признаки православной идентичности. Это те люди, которые потенциально принадлежат к православной культуре и которые являются теми, кто слышит пастырское слово Церкви, может быть даже формально Церкви не принадлежа», – сказал он.

«Это, конечно, не ставит точку в дискуссии о количестве православных, принадлежащих или декларирующих свою принадлежность к православию, но думаю, что эти исследования надо продолжать», – заключил Кипшидзе.

По данным исследования, доля тех, кто регулярно (раз в месяц или чаще) исповедуется, невысок – 2%, а вот ежедневно молятся 12% опрошенных, лишь 5% россиян читали Евангелие, зато в приметы, гадания и судьбу верят 13%.

По мнению главы финансово-хозяйственного управления РПЦ и куратора Программы строительства 200 новых храмов в Москве епископа Подольского Тихона, ничего нет странного в том, что не все, считающие себя верующими, не совсем точно знают основы вероучения.

«Когда начинается строительство каждого нового храма, община зачастую собирается из людей, которые пока не являются в полном смысле слова воцерковленными – многие приходят просто помочь священнику и своим соседям, потому что хотят быть причастными к доброму делу – строительству нового храма. А уже потом, по мере общения с батюшкой, они начинают участвовать в таинствах Церкви», – привел он пример.

Благовест Инфо: Православных теперь в России – 41 %

Исследовательская служба «Среда» совместно с Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) представила результаты нового всероссийского исследования «Арена» — Атлас религий и национальностей России». Презентация состоялась 18 декабря в пресс-центре РИА Новости. Выборка чрезвычайно представительна: в 2012 г. социологами было опрошено почти 57 тыс. человек из 79 субъектов РФ, что позволяет судить о вероисповедании  98,8% населения РФ.

Алина Багрина, координатор исследовательской службы «Среда», представила данные раздела «Вероисповедания». «Исповедую православие и принадлежу к РПЦ» ответили 41%; «верю в Бога, но конкретную религию не исповедую» – 25%; «не верю в Бога» — 13%; «исповедую ислам (разных направлений)» — 6,5 %. Это основные группы. Не менее интересны и группы, составляющие незначительный процент: 4,1% — это те, кто исповедует христианство, но не причисляет себя ни к одной из христианских конфессий; 1,5 % — называющие себя православными, но не принадлежащие к РПЦ или старообрядчеству. Язычниками («Исповедую традиционную религию предков, поклоняюсь богам и силам природы») считают себя 1,5% россиян.

По 0,5 % или менее приходится на: буддистов (0,5%), староверов (0,2%), католиков (0,1%), иудеев (0,1%), «восточные» религии, протестантов (лютеранство, баптизм, евангелизм, англиканство; 0,2%) и пятидесятников (0,1% — последних социологи «посчитали» отдельно).

Необходимые пояснения по принципам и методике опросов дала А.Багрина. По ее словам, социологи старались «минимизировать социально одобряемые ответы». Например, учитывая, что заявление о своей религиозности сейчас воспринимается как показатель  некоей респектабельности, респондентов не спрашивали: «Верите ли вы в Бога?», но предлагали согласиться или нет с утверждением: «В Бога не верю». Кроме того, непросто было найти оптимальный критерий, чтобы «посчитать» православных. В последние годы часто можно услышать, что 70-80 % россиян считают себя православными. Однако критерий самоидентификации не дает представления о качестве религиозности; этот показатель уточняется через другие вопросы, и тогда возникает непреодолимая социологическая пропасть между 80% «православных» и, к примеру, 2-3% регулярно причащающихся.

Служба «Среда», исходя из «уникальности понятия Церковь в православном христианстве», выбрала в качестве основного критерия принадлежность к РПЦ. Из 41% ответивших положительно: 34 % стараются соблюдать религиозные предписания, 29% (против 16 % в среднем по стране) доверяют Патриарху РПЦ, 17% — молятся каждый день. Но из этого же числа(из 41%) 12%  верят в приметы и гадания. Лишь 8% «принадлежащих к РПЦ» прочитали Евангелие; еще меньше – 5% участвуют в жизни приходов, и всего 4% исповедуются не реже раза в месяц; вопрос о причащении не задавался. Интересно, что из всего числа опрошенных россиян читали Евангелие 5%; среди католиков таких 15%; абсолютными чемпионами по ознакомлению с главным вероучительным текстом всех христиан являются пятидесятники – 60% (иные протестанты – 47%).

Эти данные прокомментировал представитель Синодального информационного отдела РПЦ Вахтанг Кипшидзе. По его словам, в выступлениях церковного руководства можно услышать ссылки на 70-80% православных россиян. «Это происходит не потому, что мы не читаем социологических исследований, а потому, что эти люди (70-80%, против 41% – ред.) несут в себе признаки православной идентичности, т.е. потенциально принадлежат к православной культуре, слышат пастырское слово Церкви, к ним обращается Патриарх Кирилл». Что же касается низкого процента членов РПЦ, знакомых с Евангелием, то В.Кипшидзе это не особенно смущает. «Кроме чтения Евангелия, существуют другие формы передачи духовной традиции», — сказал он, сославшись на времена, когда большинство православных были неграмотными. А.Багрина интерпретирует эти же показатели так: «Эти 41%, считающие себя членами РПЦ, — на надежном православном пути, а с чтением Евангелия, причастием и исповедью они потом разберутся». При этом она отметила следующую корреляцию: «Больше всего влияет на частоту исповеди чтение Евангелия».

Свежие данные полезно соотнести с предыдущими, которые представила  директор по исследованиям ФОМ Елена Петренко. Оказывается, еще в начале 1960-х гг. социологов поразили результаты опроса читателей газеты «Правда» (200 тыс. респондентов): 8% назвали себя православными. «Это старушки, они вымрут и на этом все закончится», — такова была интерпретация специалистов по научному атеизму. Но все вышло иначе – по словам Е.Петренко, «старушки размножались», и в начале 1990-х гг. те же 8% определенно назвали себя православными, а еще 45 % скорее склонялись к православию. В середине 2000-х 5-8% «прошли тест на воцерковление», как говорят социологи, а 65% идентифицируют себя как православные. Несмотря на то, что упомянутые опросы проводились по иным методикам (а как объясняли участники пресс-конференции, это очень важно), их данные важны для понимания динамики православной религиозности в России.

Ряд вопросов у журналистов вызвали данные по численности мусульман. В проекте «Арена» говорится о 6,5% мусульман, т.е. примерно 8 млн. Журналист Андрей Золотов задался вопросом о том, откуда взялась цифра в 20 млн., о которой некогда упомянул В.Путин, и теперь «все повторяют». Религиовед Роман Силантьев не согласился с данными, полученными «Средой»: по его сведениям, мусульман в России больше – порядка 12-13 млн., причем большинство из них – сунниты.

Важный раздел исследования – соотнесение религиозности с национальностью, характеристиками мировоззрения, социально-демографическими показателями. Респондентов спрашивали о любви к России, о доверии к окружающим, об отношении к традиционной семье,  желании иметь детей, жить в другой стране, участвовать в благотворительности, о восприятии мигрантов и т.д. Со всеми этими значимыми показателями, соотнесенными как с религиозными группами, так и с национальностями, можно ознакомиться на сайте соцслужбы «Среда» (проект «Арена» — www.sreda.org/arena).

Результаты опроса представлены также в сборнике, проиллюстрированном, в том числе, фотографиями и высказываниями известных людей – исторических и религиозных деятелей, священнослужителей, ученых. Однако не может не вызвать изумления, что, наряду с преподобным Исааком Сириным, Достоевским и Грибоедовым, митрополитом Антонием Сурожским, о.Александром Менем, о. Павлом Флоренским, в эпиграфах к разделам исследования присутствует Сталин. Почему-то к разделу о доверии к людям выбрана зловещая цитата из генералиссимуса: «Здоровое недоверие – хорошая основа для совместной работы».

В целом же проект «Арена» — Атлас религий и национальностей РФ» является беспрецедентным, он предоставляет огромное поле для социологических, религиоведческих заключений, для размышлений внутри самих религиозных организаций. Отвечая на многочисленные вопросы журналистов, А.Багрина отметила, что в данной отрасли социологии, касающейся такой сложной и деликатной сферы, как религиозность, еще не выработано всеобъемлющих критериев. Социологи «Среды» в сотрудничестве с ведущими соцслужбами РФ находятся в творческом поиске оптимальных параметров подобных исследований.

Вестник Кавказа: Социологические исследования: “православный” ещё не значит “воцерковлённый”

По данным проекта “АРЕНА”, реализуемого исследовательской службой “Среда”, к Русской православной церкви принадлежит 41% россиян, и ещё 1,5% исповедуют православие, но к РПЦ не относятся. Все эти данные легли в основу презентованного накануне Атласа религий и национальностей России. В то же время, недавний опрос “Левада-центра” показал, что православных в России 74%.

 Результаты “Среды” были получены в ходе опроса около 60 тыс респондентов в 79 регионах России в 2012 году.

“Мы попытались летом 2012 года измерить не православных как таковых, а православных, принадлежащих к Церкви, и результаты у нас получились следующие: исповедуют православие и принадлежат к Русской православной церкви — 41%, исповедуют православие, но не принадлежат к РПЦ — 1,5%. Очень мощная группа “в Бога верю, но никакой религии не исповедую” — 25%. Несколько неожиданная группа христиан, — не ожидали, что их окажется там много — христиане, которые не принадлежат ни к одной конфессии, их 4,1%. И группа староверов (старообрядцев) — 0,2%, это примерно 300 тысяч старообрядцев”, — цитирует РИА Новости координатора “Среды” Алину Багрину.

Принадлежность к РПЦ, использованная экспертами при подсчёте, стала альтернативой традиционным критериям, которые лежат в основе других исследований (к примеру, регулярность посещения храма).

 “Мы попытались предложить альтернативу. Мы исходили из уникальности понятия “Церковь” в православном христианстве, причастность к Церкви”, — отметила Багрина.

Руководитель информационно-аналитического управления синодального информотдела РПЦ Вахтанг Кипшидзе, в свою очередь, отметил, что не видит противоречия в разных количественных показателях православных верующих.

 “В выступлениях высоких церковных представителей фигурирует ещё другая цифра — 70-80% православных. Это не потому, что мы не читаем те исследования, которые проводятся, и не потому, что мы им не доверяем, а потому что, по нашему убеждению, именно это количество людей несёт в себе некие признаки православной идентичности. Это те люди, которые потенциально принадлежат к православной культуре и которые являются теми, кто слышит пастырское слово Церкви, может быть, даже формально Церкви не принадлежа”, — объяснил он.

 “Это, конечно, не ставит точку в дискуссии о количестве православных, принадлежащих или декларирующих свою принадлежность к православию, но думаю, что эти исследования надо продолжать”, — резюмировал Кипшидзе.

Согласно данным “Среды”, доля тех, кто регулярно (раз в месяц или чаще) исповедуется, составляет всего 2%. При этом ежедневно молятся 12% опрошенных. Евангелие читали только 5% россиян. В приметы, гадания и судьбу верят 13%. Как отметил глава финансово-хозяйственного управления РПЦ и куратор Программы строительства 200 новых храмов в Москве епископ Подольский Тихон, недостаток знания основ вероучения среди тех, кто считает себя верующими, не является чем-то странным. “Когда начинается строительство каждого нового храма, община зачастую собирается из людей, которые пока не являются в полном смысле слова воцерковлёнными — многие приходят просто помочь священнику и своим соседям, потому что хотят быть причастными к доброму делу — строительству нового храма. А уже потом, по мере общения с батюшкой, они начинают участвовать в таинствах Церкви”, — проиллюстрировал он ситуацию примером.

 Биржевой лидер: Православных в России, признающих РПЦ, – меньше половины населения

г. Харьков

Сегодня в новостном агентстве РИА Новости состоялась презентация Атласа религий и национальностей России (проект «Арена»), который разработала служба «Среда». Этот Атлас создавался на основе данных, полученных в ходе социологического опроса порядка 60 тыс. человек почти в 80 регионах России в течение 2012 года.

Как утверждают авторы данного материала, в России людей принадлежащих к Русской православной церкви оказалось 41%, 1,5% исповедующих православие, но не относящих себя к РПЦ. Однако совсем недавно бал проведен аналогичный опрос, который проводил «Лаванда-центр». Так вот он показал, что православных верующих в России 74%.

По словам авторов за прошедшие несколько десятков лет аналогичные опросы, связанные с вероисповеданием не имели место быть. В связи с этим данные об этом практически отсутствуют. Проект Арена взял на себя ношу заполнения этой ниши в общественной жизни России. Создан сайт, на котором постоянно ведется мониторинг и обновление информации, пишет “Биржевой лидер” в разделе “Новости России”.

 «Сбор информации проходил в целях не создать учет православных не как таковых, а православных, принадлежащих к Церкви, и результаты получились следующие:

•             православных, принадлежащих к РПЦ — 41%,

•             исповедуют православие, но не относят себя к РПЦ — 1,5%.

•             очень большая часть “в Бога верю, но я не религиозен ” — 25%.

•             христиан, не принадлежащих ни к одной конфессии – 4,1%.

•             староверы (старообрядцы) — 0,2%, это примерно 300 тысяч человек”,

— в ходе пресс-конференции сказала Алина Багрина – координатор “Среды”.

 Она отметила тот факт, что эксперты использовали альтернативу критериям опросов, на которых основываются другие социологические исследования в этой области.

 Не смотря на это Вахтанг Кипшидзе – руководитель информационно-аналитического управления информационного отдела при синоде РПЦ отметил, что не наблюдает противоречий в столь разнящихся показателях количества православных верующих. Также он отметил, что различные церковные представители, выступая, упоминают и другую цифру в 70-80% православных. А происходит это из-за того, что те люди, которые

потенциально относятся к православному сообществу и являются теми, кто слышит голос Пастыря своего, хоть формально и не принадлежат Церкви, все равно есть православными в своем естестве.

“По моему мнению, такого рода исследования следует продолжать потому, что это не окончательный вердикт в дискуссии о количестве православных на Руси, относящих свою принадлежность к православию”, — закончил Кипшидзе.

По результатам исследования, процент тех, кто регулярно (не реже одного раза в месяц) исповедуется, невелик — 2%, а вот тех, кто ежедневно молится – 12% опрошенных, лишь 5% жителейРФ читали Евангелие, а суеверными являются 13%.

Из примера, который привел куратор Программы строительства 200 новых храмов в Москве епископ Подольский Тихон, можно извлечь следующий смысл: человек, который приходит помочь строить новых храм не обязательно должен быть верующим. Он просто хочет помочь в добром деле. Он лишь потом, в общении с батюшкой начинает участвовать в таинствах Церкви.

Соседи. Люди и город: Сколько в России верующих?

г. Великий Новгород

Исследовательская служба «Среда» составила “Атлас религий и национальностей, который продемонстрировал неожиданные результаты.

Так, православных, “исповедующих православие и принадлежащих к русской православной церкви”, служба “Среда” насчитала 41 процент. Еще 25 процентов россиян “верят без религии” (“верю в высшую силу, но конкретную религию не исповедую”). 13 процентов заявляют, что не верят в Бога. 6,5 процента исповедуют ислам, 0, 5 – буддизм. Менее чем 0,5 процентов  насчитывают иудеи, старообрядцы, католики, протестанты, пятидесятники. 4,1 % назвали себя “христианами без конфессии” (“исповедую христианство, но не считаю себя ни православным, ни католиком, ни протестантом”), а 1,5 процента – “православными вне церкви”. Еще 1 процент пришелся на всякие прочие ответы.

Сенсация этого исследования – в численности православных и мусульман, их оказалось меньше, чем ожидалось