25 апреля 2013 в МГУ прошёл семинар по социологии религии: “Избрание нового Папы – это драма в трех частях”

Дата публикации: 29.06.2013

На последнем в этом учебном году семинаре по социологии религии в МГУ выступил священник Кирилл Горбунов, директор Информационной службы архиепархии Божьей Матери в Москве.

11 февраля отец Кирилл как раз подъезжал к Риму на поезде, когда ему начали звонить журналисты и говорить: «Прокомментируйте отставку Папы Бенедикта». На что он, конечно же, отвечал, что этого не может быть, это невозможно. Но через какое-то время количество звонков было настолько велико, что стало понятно, что что-то произошло.

По мнению отца Кирилла, избрание нового Папы – это драма в трех частях: сначала это отставка предыдущего понтифика Бенедикта XVI, затем это подготовка к конклаву и, наконец, собственно выборы нового Папы.

«Избрание нового Папы – драма в трех частях», о.Кирилл Горбунов

Дискуссия участников семинара: Сколько в России католиков и почему? Есть ли у католической церкви каноническая территория? Какие задачи стоят перед новым Папой?

Католики – эмигранты и иммигранты? Комментирует священник Кирилл Горбунов

К вопросу о «конкурентоспособности католицизма на глобальном рынке идеологических религиозных предложений». Комментирует Ирина Георгиевна Каргина, председатель исследовательского комитета «социологии религии» РОС

Ватикан: социальное служение вместо дальнейшей либерализации… а вот будет ли богословский диалог с православием? Комментирует Алина Багрина, координатор исследовательской службы «Среда»

Блиц-интервью с католическим священником о.Кириллом Горбуновым

Фоторепортаж с семинара в МГУ

«Избрание нового Папы – драма в трех частях», о.Кирилл Горбунов

Часть I. Отставка.

IMG_1134Совершенно очевидно, что об этом никто ничего не знал заранее, иначе реакция была бы не такой. А она была очень спонтанная, и в этой спонтанной реакции была видна большая доброжелательность по отношению к этому поступку, который совершил римский епископ.

Поступок этот очень важен, потому что он показывает, что у человека есть выбор. Это очень важная вещь, которую в Церкви важно чувствовать. Люди, смотрящие на Церковь извне, должны понимать, что Церковь не отнимает у человека выбора и не дает ему шаблон, согласно которому он должен жить. Этот выбор очень сложный. Почему? Потому, что еще жива была память о Папе Иоанне Павле II, который тоже сделал свой выбор, хотя многие говорили, что он в силу своей немощи должен уйти в отставку. И он отвечал: «Я – отец. Отец не может отказаться от той роли, которая у него есть». Казалось, что никто не сможет нарушить эту установку, которую дал понтифик. И то, что ¬¬¬его преемник поступил по-другому, тоже следуя своей совести и своему служению – это замечательно. Это показывает, каким образом евангельскую весть и понимание своего служения возможно интерпретировать, казалось бы, диаметрально противоположными способами.

Часть II. Конклав.

IMG_1103

Прошло, казалось бы, совсем немного времени с предыдущего конклава. Это был 2005 год, выборы Папы Бенедикта XVI. Тем не менее, кажется, что мир совершенно изменился во многих отношениях.

Вот одна деталь, которая приходит в голову: в 2006 г. появилась социальная сеть Твиттер, и вот в 2013 году уже больше дюжины кардиналов писали там свои мысли о предстоящем конклаве, и люди с огромным увлечением по всему миру читали эти сообщения – остроумные, интересные, оригинальные. То есть степень прозрачности происходящих процессов оказалась совершенно другая, и это не могло не отразиться на том, каким образом происходила подготовка к избранию нового Папы.

Процессы, происходившие внутри так называемой генеральной конгрегации кардиналов, предшествующей конклаву, оказались публичными, и видно было, что возник конфликт внутри кардинальской коллегии. Часть кардиналов – прежде всего, американцы – считали, что дискуссии в период подготовки к конклаву должны происходить более или менее публично. Представители традиционного, более безопасного в каком-то смысле подхода говорили о том, что есть традиция, что все должно происходить sub secreto.

В конце концов, все мы знаем, что секретность возобладала, но это показывает, насколько новые это были условия для кардиналов, которыми избирался новый понтифик. И, конечно, то, что потребовалось всего лишь два дня для избрания нового Папы, тоже свидетельствует о том единодушии, которое было достигнуто на этих вот собраниях кардиналов.

Хотя в двадцатом веке и не было долгих конклавов, но часто имена эти были достаточно хорошо известны. Тоже произошла очень интересная вещь. Почему? Потому, что теперь мы находимся в этом информационном поле, из которого не можем никуда выбраться. Наше сознание формируют СМИ. Специалисты нам уже сказали, что если белый дым из трубы появится до восьми часов вечера такого-то дня, то, значит, избрали миланского кардинала Анджело Сколу. Признаюсь, что и я тоже уже заранее набрал на компьютере текст: «Поздравляю всех с избранием нового Папы, досточтимого и высокопреподобного Анджело Сколы», а когда открывались двери балкона собора Св. Петра, занес уже палец, чтобы нажать Enter и… Что забавно, я этого не сделал, а Генеральный секретарь итальянской епископской конференции нажал-таки на эту кнопку и поздравил весь мир и всю Италию с избранием миланского кардинала. Конечно, с его стороны это был весьма и весьма опрометчивый шаг.

Часть III. Выбор нового Папы.

IMG_1099

И вот на балконе появился новоизбранный Папа. Предыдущие понтифики приветствовали народ жестами победителей. Он же, когда в первый раз вышел на балкон, очень просто помахал рукой, а потом поздоровался не по-латыни, а по-итальянски. Все это задало некоторый тон восприятию Папы, который продолжается вот уже несколько месяцев.

Есть большая усталость от негативных вещей, связанных с Церковью, по крайней мере с Католической. Если мы посмотрим новости о католической церкви, то прочитаем одни скандалы, и вдруг возникла вот эта мощная позитивная волна новостей о Католической Церкви, которая оказалась всем интересна. Совсем недавно еще казалось, что может быть интересного русским людям в католичестве? Оказывается, нет. Это все широко обсуждалось, и не просто как некое стороннее наблюдение за древнейшей, но весьма одряхлевшей религиозной институцией, а с пониманием, что мы имеем дело с институтом, который формирует культурное пространство, в котором мы живем.

Новый Папа – кто он?

Сам факт того, что избран представитель третьего мира, Латинской Америки, вызывает такое ощущение, что на что-то долго надеялись, и это, наконец, произошло. Во-вторых, конечно, очень интересна сама личность. Прежде всего бросается в глаза знаковое слово – иезуит. Само слово уже способно послать многих в нокаут. Митрополит Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей, когда его спросили относительно того, как он воспринимает избрание иезуита, сказал: «Существует мнение, что иезуит – это человек, который внешне один, внутренне другой, одно говорит, другое подразумевает. И это мнение находит определенное подтверждение в реальной жизни представителей иезуитского ордена и в нашем опыте общения с таковыми представителями».

У меня, например, лично другой образ. Во-первых, иезуиты – это интеллектуальная элита католического мира. Второе – духовная подготовка: это люди необыкновенно открытые и свободные, у них неповторимая степень непривязанности к вещам повседневным, бытовым и абсолютная свободна перед Богом. По крайней мере таков идеал, к которому они стремятся. В новом Папе эта внутренняя свобода, с которой он действует, несомненно, видна.

Мы стали уделять много внимания деталям, часто не вполне понимая их смысл. Например, в Интернете самое большое количество сообщений касательно нового Папы – про его отказ от папамобиля. Это произвело неизгладимое впечатление. Но если посмотреть, Папа пересел на автомобиль охраны, а это тоже дорогая машина, другое дело, что у нее нет такого статуса, как у ватиканского автомобиля под номером один.

Папа, как известно, отказался от апартаментов предшественника в Апостольском дворце и предпочел жить в доме Св.Марфы, который был построен для членов конклава и приезжающих делегаций. Его можно понять: это человек, который привык к широкому кругу общения. Он с радостью встречается с новыми людьми не только в формальной обстановке.

Люди внутри Церкви, особенно духовенство, обращают больше внимания не на эти вещи, а на литургические жесты, которые совершает Папа, например, на отказ Папы от пышных облачений, которые были возобновлены его предшественником. Бенедикт XVI часто доставал что-то из гардероба 19 века и своих предшественников, а Иоанн Павел II такими облачениями не пользовался. Вот и Папа Франциск вернулся к простым облачениям.

Самым важным литургическим жестом, который обратил на себя внимание, было умывание ног малолетним преступникам во время богослужения Великого Четверга Страстной Недели. Это очень интересно. Почему? Дело в том, что по правилам ноги надо омывать мужчинам. В малых группах возможны исключения, например, когда община состоит всего из десятка человек. Там, где невозможно разделить общину, ноги умывают всем, и Папа так делал, будучи архиереем в Аргентине, но здесь это воспринималось как что-то совершенно другое. Эта литургия показала, что этот жест важнее, чем просто соблюдение вот этих правил. Это было очень важно.

Постскриптум. Католическая церковь в РФ.

Католическая церковь в Советском Союзе, по крайней мере, на территории России, была уничтожена на 99,9%. Были два храма, действовавшие в Москве и Петербурге, куда люди приходили, понимая, что это будет им стоить карьеры и, возможно, свободы. Подпольно действовало несколько священников, несколько групп в разных местах.

Количество католиков, надо сказать, в советское время может быть даже было больше, чем сейчас, потому что в 90-х годах произошел массовый выезд немцев, опустели целые деревни. Восстановление церкви, которая была достаточно крупная до начала гонений, требовало очень больших затрат, и на эту необходимость откликнулась Вселенская церковь. Прежде всего откликнулась польская церковь в силу географической близости и по менталитету, но потом произошло какое-то насыщение, достижение определённого предела.

Сейчас католическая церковь достигла определенного уровня, ее численность остается примерно на одном количественном уровне. В качественном же отношении католическая церковь изменилась достаточно сильно. Вряд ли с избранием нового Папы может что-то радикально измениться в судьбе католической общины в России, она все-таки живет согласно своей внутренней логике.

Встретятся или не встретятся, наконец, Папа и Патриарх? Диалог нужен. У нынешнего Папы есть опыт близкого знакомства с восточной литургией, которая характерна для общества Иисуса, для иезуитов. Знакомство с этой литургией несомненно поможет понять дух той церкви, с которой происходит общение.
НАВЕРХ

Дискуссия участников семинара

В России примерно 0,2% католиков, около 300 000 человек, в основном русские и немцы.
По данным опроса «Арена»

Почему насыщение в 1,5% населения католиков, которое достигнуто в сер. 90-х гг., так и остается?

Сама католическая церковь исходит из того, что в России проживает около 1 млн. католиков. Недавно один священник-доминиканец предельно ясно сформулировал это в своем интервью. Он сказал: «Католичество в России – это ниша для интеллигенции» ( о. Юрий Дорогин, ОР: “Католическая Церковь в России – это ниша для интеллигенции”). Нельзя сказать, что это совершенно верно, но действительно, если мы говорим о больших городах, о Москве, Петербурге, прежде всего, то те, кто приходит в храмы – это прежде всего интеллигенция, и они могут там встретить тех, кто разговаривает с ними на одном языке.

Сейчас, когда я стал священником, я вижу, что есть группа людей, по которым видно, что у них есть четкие семейные традиции, они безусловно себя отождествляют с церковью, но на службе мы видим их в лучшем случае один или два раза в год.

Когда прозвучала цифра 1,5 %, я отметил про себя, что это в высшей степени лестная оценка. Проблема в том, что никто не знает точно, как считать католиков. Мы приняли решение считать так, как считают православные, как господствующая конфессия считает. Все население минус иудеи, мусульмане и так далее, все остальные – это наши. Это точно не какое-то социологическое исследование, а некое условное представление о том, что если завтра конец света и всем предложат записаться по своему департаменту, если уже будут разверзнуты небеса, то 1,5% всяко придут по католическому департаменту, а, может, и больше.

Самые католически насыщенные регионы – это Калининградская,
Белгородская и Омская области.
По данным опроса «Арена»

Пользуется ли католическая церковь категорией «канонической территории»?

Конечно же, у любой епархии, у любой поместной церкви есть территория, и епископ из другой епархии не имеет права, не предупредив соседнего архиерея, делать там что бы то ни было, посылать своих священников, совершать таинства и т.д. Но как действовать по отношению к другим церквам, с которыми даже нет полного общения – вопрос достаточно сложный. Что же касается католической церкви, то ее территорией является весь мир.

Как Вы наблюдаете соотношение этнических католиков и католиков из русских?

Проблема в том, что никто ведь не спрашивает приходящего в храм человека, кто он по национальности – это же абсурдно. Как правило, сам человек заявляет, что у него есть какие-то польские, немецкие, литовские и прочие корни. А если не заявляет – это уже его дело. Главное, что подавляющее большинство российских католиков – это люди русской культуры.

«Какой Вы видите церковь сейчас и какой бы Вы ее хотели видеть?»
Этот вопрос мы задавали респондентам об РПЦ, но запрос о желаемой церкви
может быть принят во внимание, говоря о других церквах и вероисповеданиях.
Основной запрос как раз на простоту, скромность и открытость.
И в этом смысле логика Ватикана идет в духе социального запроса, социального контекста.
Алина Багрина, координатор службы «Среда»

Новый Папа из Латинской Америки – представитель другого социального пространства и культурной среды. Может, все-таки вопрос не в том, что он – иезуит, а в том, что он предлагает совершенно новый формат и содержание этого диалога?

Он рассказывал, что когда объявили имя нового Папы, то кардинал из Бразилии, Клаудиу Хуммес, обнял его и сказал: «Помни о бедных». Это, наверное, то, чего ждали от Папы из Латинской Америки. Католическая церковь и так является крупнейшей благотворительной организацией в мире, поэтому ей не нужно ничего доказывать в этом смысле. А речь немного о другом, что каждый верующий человек должен понять, что для него это является главным в его жизни.

В начале 2000-ых гг. на сайте Ватикана появилась даже инструкция относительно того, каким образом необходимо внедрять интернет-технологии в церковь, в служение, как надо быть ближе к миру, отвечать потребностям мира, быть ближе к своим прихожанам посредством интернета.

Священники с огромным энтузиазмом пользуются Интернетом, поэтому вслед за трендом соответствующий департамент сделал документ «Церковь и интернет». Церковь постепенно перешла от отношения к Интернету и новым средствам коммуникации вообще как к неким инструментам, которые можно использовать, к пониманию того, что это среда, в которой мы все живем, и язык, который нужно изучать просто для того, чтобы быть понятым.

С утверждением «Я безвозмездно помогаю людям, занимаюсь благотворительностью» католики
соглашались чаще атеистов, буддистов, староверов и православных в церкви, но реже мусульман и протестантов.
По данным опроса «Арена»

Как Вы думаете, будет ли направлена деятельность Папы только на внедрение некоторых повседневных моментов, о которых заявляет своим новым поведением, либо он будет акцентировать свое внимание еще на каких-то более глобальных моментах? Что для него будет приоритетом?

В «Независимой газете» были предельно светским языком сформулированы такие задачи: «аппаратный менеджмент, акцент на социальную справедливость и конкурентоспособность католицизма на глобальном рынке идеологических религиозных предложений» Это, конечно, взгляд слишком упрощенный и функциональный, но по сути.

Папа занялся аппаратным менеджментом. Он назначил, как известно, 8 кардиналов, которые при нем будут являться неким Советом. Интересно, что говорят об этом как о каком-то невероятном новшестве, но, мне кажется, он наоборот привел в соответствие практику римской курии с практикой, которая принята в любой епархии, потому что у любого епископа должен быть такой постоянно действующий совет, с которым он обсуждает текущие вопросы. Поэтому шаг по направлению административной реформы уже сделан.

Насчет социальной функции. Католическая церковь уже является крупнейшим социальным благотворительным институтом. Папа при этом подчеркивает, что не в этом ее сущность, поэтому тот акцент, который он делает на личном восприятии этого вызова, на необходимости думать, молиться не о себе, но о вещах общественных, политических, о бедных, о страданиях людей, о несправедливости социальной – это и есть его главная позиция.

Насчет конкурентоспособности на рынке – это я не буду комментировать. Это совсем уж как-то… Немножко забавно звучит. Церковь должна уметь формулировать евангельскую весть на адекватном языке, согласно требованиям современного мира, но не исходя из вопроса конкуренции.
НАВЕРХ

Католики – эмигранты и иммигранты?

С утверждением «Я хотел бы жить в другой стране» католики соглашались реже, чем иудеи, протестанты, атеисты, но чаще, чем остальные группы по вероисповеданию.
По данным опроса «Арена»

IMG_1097«Когда я впервые попал в католический храм в 91-ом году, я про Христа вообще ничего не знал. Для меня тогда самое важно было то, что это место максимально удалено от советской реальности. Только потом уже со мной стали происходить процессы, которые вообще ничего общего не имеют с этой первоначальной позицией.

И сегодня есть люди, которые приходят в католическую церковь для того, чтобы оказаться вне православного контекста христианской культуры, но когда они приходят в католический храм и видят иконы, то говорят: «А что это такое? Я пришел в католическую церковь не для того, чтобы здесь найти икону. Здесь их быть не должно, вы что-то путаете. Вы ошиблись». Ужасно больно сталкиваться с такой позицией незрелости, глупости.

Тем не менее, это такая вещь, которая присутствует как часть этого религиозного меньшинства, которая пришла из соображений протеста».

Священник Кирилл Горбунов

НАВЕРХ

К вопросу о «конкурентоспособности католицизма на глобальном рынке идеологических религиозных предложений»

IMG_1105

Польша и Ватикан – туристические центры, как бы это ни звучало в этой аудитории, и являются элементом рыночных технологий, которые хорошо работают, ведь они являются частью туристического маршрута.

В Польше есть место, которое было раньше поселением, где были хороший храм, традиции. Один местный священнослужитель решил развить эту территорию, были вложены средства, привлечены спонсоры, и теперь там огромный туристический комплекс. Это место для служения, для паломников, для туристов, где есть и храм, где можно помолиться, есть и магазин. Это место – часть рыночной экономики, потому что привлекает людей на основе самого разного интереса. Посредством этого интереса, который является частью туристического маршрута, человек может приобщиться собственно к религии. Это средство маркетинга. И это нормально. Всегда церковь и любой институт религии были озабочены привлечением как можно большего количества прихожан для своей паствы, потому что это и идеология, о которой нельзя забыть, и средства финансовые. Безусловно, я не буду говорить о духовной составляющей, потому что оно само собой разумеется

В западных учебниках по менеджменту институт католической церкви приводится как наиболее типичный и удачный пример института, который в течение нескольких тысячелетий успешно существовал и будет существовать и развиваться благодаря гибкости, умению реагировать на внешние вызовы, менять свои стратегии, реагировать на свои собственные ошибки, менять тактики и т.д.

Ирина Георгиевна Каргина,
к.с.н., доцент кафедры социологии МГИМО

НАВЕРХ

Ватикан: социальное служение вместо дальнейшей либерализации… а вот будет ли богословский диалог с православием?

IMG_1182Послевоенная тенденция к либерализации христианских церквей, которая, по мнению некоторых, заходит достаточно далеко, в последние десятилетия рождает встречное движение. Сегодня мы уже знаем «радикальных ортодоксов»… New World Order все большим числом людей видится как системный анти-христианский проект, при этом звучат разговоры о роли в его становлении послевоенного Ватикана. Насколько реалистичен сегодня сценарий «контр-либерализации» католицизма? Это будет сверх-сложная задача. Скорее, можно предположить переключение внимания, например, на социальное служение, на аскезу. Политически это не новость, установка на аскезу, образ жизни аскетический, тенденция к скромности, простоте – все это было провозглашено Павлом VI достаточно давно. Мы видим социальный запрос как раз на простоту, скромность и открытость. И в этом смысле логика Ватикана идет совершенно в духе социального запроса, социального контекста – свидетельство, каритас, каритативность – это не новое, это понятно. И «христианская миссия южнее экватора» – это тоже уже не новость. А где то новое? Где вот эта сенсация?

Что можно вспомнить именно сегодня, на нашей сегодняшней встрече: иезуиты известны тем, что они успешно проводили контрреформацию, выступили с новыми моделями, это не только уникальная во многих отношениях образовательная модель, но и «приспособительная мораль», accomodativa.. Она подразумевает большую гибкость, позволяет унии. При этом иезуиты системно интересовались святоотеческим наследием, инициировали многие переводы. В этой связи, интересно подумать о перспективах экуменизма, о взаимоотношениях в 21 веке католицизма с греко-православными церквями, об их богословском диалоге.

Я упомянула про радикальных ортодоксов, и диалог, какое-то общение на богословской, теологической почве завязалось в этой связи, если не ошибаюсь, в 2005-2006 годах. Идет медленное переосмысление опыта схоластики через реальную философию, через святых отцов, и вот в этом направлении есть какое-то богословское сотрудничество, какая-то рефлексия. Есть ли запрос на эту рефлексию? Может ли быть какая-то совместная богословская работа? Если да, то как и откуда она может идти и развиваться? Какие направления являются ключевыми? Было бы крайне интересно.

Можно вспомнить, что как таковая социология религии XIX века возникала на антикатолической платформе. И сразу Ватикан взял это оружие и начал им пользоваться сам. Мощные центры по социологии религии были основаны католиками. Например, в ХХ веке Word Value Survey было инициировано с большим участием католиков. Почему нет сейчас системного изучения России? Может быть, есть, а мы просто не знаем. Может быть, нет, – Россия это каноническая территория Русской Православной Церкви и миссионерски объект скорее всего не самый понятный. Сегодня крайне перспективной представляется христианская миссия в Китае, и, насколько знаю, работа там Ватиканом ведется. Из более культурно близких нам территорий, зона первоочередного миссионерского католического интереса – это, однозначно, Украина. Если инвестировать, то, скорее всего, в нее.

Алина Багрина,
координатор исследовательской службы «Среда»

Блиц-интервью с о.Кириллом Горбуновым

IMG_1117Отец Кирилл, как Вы определяете, является человек католиком или нет?

Католиком является человек, крещенный в католической церкви, или к ней присоединившийся

Когда, по Вашему мнению, католик перестает быть католиком?

Чтобы покинуть Католическую Церковь человек должен, во-первых, внутренне осознанно желать этого, во-вторых, засвидетельствовать это намерение некими внешними действиями, и в-третьих, письменно известить о своем решении уполномоченные церковные власти. Однако понятно, что никакое человеческое решение не может сделать крещение небывшим, и потому какая-то связь с Церковью остается»

Может ли что-то оскорбить Ваши религиозные чувства, если да, то что?

Надругательство над верой и святыми вещами

А если бы такой случай, как с “Pussy Riot”, произошел в католическом костеле?

Да, это безусловно оскорбило бы мои чувства как верующего человека

Какие ценности ассоциируются у Вас с католичеством?

Общение с Богом и вечная жизнь, и … приведение этого мира в состояние, угодное Богу. Обретение вечной жизни в Боге и совершенствование этого мира согласно Его замыслу.

Сравнить ответы католического священника и православных прихожан московских храмов (по результатам опроса 2013 г.) можно здесь
Смотреть фоторепортаж с семинара в МГУ
НАВЕРХ

Подготовила Ксения Медведева