Ватикан: социальное служение вместо дальнейшей либерализации… а вот будет ли богословский диалог с православием?

Дата публикации: 01.07.2013

Выступление Алины Багриной на семинаре по социологии религии в МГУ. Главный гость семинара — священник Кирилл Горбунов, директор Информационной службы архиепархии Божьей Матери в Москве. В рамках семинара социологи обсудили потенциальное влияние избрания нового Папы на ситуацию с католичеством в России.

Ватикан: социальное служение вместо дальнейшей либерализации… а вот будет ли богословский диалог с православием?

G4YU8d7R8_o

Послевоенная тенденция к либерализации христианских церквей, которая, по мнению некоторых, заходит достаточно далеко, в последние десятилетия рождает встречное движение. Сегодня мы уже знаем «радикальных ортодоксов»… New World Order все большим числом людей видится как системный анти-христианский проект, при этом звучат разговоры о роли в его становлении послевоенного Ватикана. Насколько реалистичен сегодня сценарий «контр-либерализации» католицизма? Это будет сверх-сложная задача. Скорее, можно предположить переключение внимания, например, на социальное служение, на аскезу. Политически это не новость, установка на аскезу, образ жизни аскетический, тенденция к скромности, простоте – все это было провозглашено Павлом VI достаточно давно. Мы видим социальный запрос как раз на простоту, скромность и открытость. И в этом смысле логика Ватикана идет совершенно в духе социального запроса, социального контекста – свидетельство, каритас, каритативность – это не новое, это понятно. И «христианская миссия южнее экватора» — это тоже уже не новость. А где то новое? Где вот эта сенсация?

Что можно вспомнить именно сегодня, на нашей сегодняшней встрече: иезуиты известны тем, что они успешно проводили контрреформацию, выступили с новыми моделями, это не только уникальная во многих отношениях образовательная модель, но и «приспособительная мораль», accomodativa.. Она подразумевает большую гибкость, позволяет унии. При этом иезуиты системно интересовались святоотеческим наследием, инициировали многие переводы. В этой связи, интересно подумать о перспективах экуменизма, о взаимоотношениях в 21 веке католицизма с греко-православными церквями, об их богословском диалоге.

Я упомянула про радикальных ортодоксов, и диалог, какое-то общение на богословской, теологической почве завязалось в этой связи, если не ошибаюсь, в 2005-2006 годах. Идет медленное переосмысление опыта схоластики через реальную философию, через святых отцов, и вот в этом направлении есть какое-то богословское сотрудничество, какая-то рефлексия. Есть ли запрос на эту рефлексию? Может ли быть какая-то совместная богословская работа? Если да, то как и откуда она может идти и развиваться? Какие направления являются ключевыми? Было бы крайне интересно.

Можно вспомнить, что как таковая социология религии XIX века возникала на антикатолической платформе. И сразу Ватикан взял это оружие и начал им пользоваться сам. Мощные центры по социологии религии были основаны католиками. Например, в ХХ веке Word Value Survey было инициировано с большим участием католиков. Почему нет сейчас системного изучения России? Может быть, есть, а мы просто не знаем. Может быть, нет, – Россия это каноническая территория Русской Православной Церкви и миссионерски объект скорее всего не самый понятный. Сегодня крайне перспективной представляется христианская миссия в Китае, и, насколько знаю, работа там Ватиканом ведется. Из более культурно близких нам территорий, зона первоочередного миссионерского католического интереса – это, однозначно, Украина. Если инвестировать, то, скорее всего, в нее.

Алина Багрина, координатор исследовательской службы «Среда»

katoliki_relig_praktika

25 апреля 2013 в МГУ прошёл семинар по социологии религии: «Избрание нового Папы — это драма в трех частях» — полный репортаж с семинара

ПРОЕКТ АТЛАС РЕЛИГИЙ И НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ — результаты всероссийского репрезентативного опроса 56 900 россиян (анкета: служба СРЕДА, полевые работы: Фонд «Общественное мнение», 2012): сколько католиков в России, каким религиозным практикам они следует и в каких регионах проживают?

NIKE PAS CHER POUR FEMME nike jordan 6 homme pas cher