Cчастье

Дата публикации: 27.04.2011

Фото: Андрей Морозов

Результаты Всероссийского репрезентативного опроса, проведенного службой СРЕДА (полевые работы: ФОМ-«Пента», выборка 1500 человек).

Респондентам был задан вопрос: «Верным или неверным, с Вашей точки зрения, является утверждение: «Я счастливый человек». Положительный ответ дали 71% опрошенных россиян. Особенно много считающих себя счастливыми среди «студентов и учащихся» (86%) и среди «предпринимателей и руководителей» (84 %). Также заметно чаще, чем в среднем, к счастливым относят себя люди с высшим образованием (80%). Среди счастливых чаще встречаются жители Москвы и крупных городов (78-79% счастливых).

Даже среди такой социально незащищенной категории граждан, как «неработающие пенсионеры», 59% опрошенных согласны (скорее согласны) с утверждением о том, что они счастливы. Меньше всего считающих себя счастливыми оказалось среди респондентов старше 65 лет, однако и в этой группе их больше половины (57%).

Респондентам был задан вопрос: «Верным или неверным, с Вашей точки зрения, является утверждение: «Я счастливый человек»Среди согласившихся с утверждением о своем счастье несколько больше, чем в среднем, верящих в чудо, в воскресение после смерти и считающих, что «Бог это Любовь». О смерти счастливые (по самоопределению) думают реже, чем считающие себя несчастными, однако они чаще знают людей «кому вера в Бога помогла справиться с болезнью».

Россиян, считающих себя счастливыми, заметно больше, чем в среднем, среди мусульман. Что касается православных, то среди них «счастливые» чаще принимают участие в приходской жизни. По сравнению с выборкой в целом, «счастливых» больше среди тех, кто участвует в благотворительных мероприятиях.

Несчастными себя считают только 19% россиян. Женщины ощущают себя несчастливыми несколько чаще, чем мужчины (если за 100% взять всех «несчастных», то среди них 60% – женщины). Также чаще чувствуют себя несчастными граждане, имеющие образование ниже среднего (34%) и те из опрошенных, кто «не верит в Бога».

Несколько чаще среднего не соглашались с утверждением «Я счастливый человек» – руководители среднего звена, сельские жители, а также граждане, проживающие в Сибирском Федеральном округе.

Больше всего несчастных (по самоопределению) среди самых малообеспеченных граждан, которым не хватает денег даже на еду (в этой группе несчастных – 34%). Но даже среди них больше половины чувствуют себя счастливыми (53%). С ростом материального достатка возрастает число граждан, оценивающих себя как счастливых.

Многодетные россияне, имеющие трех и более детей, чаще, чем в среднем, говорили о себе, как о несчастных людях. Одновременно с этим респонденты, считающие себя несчастными, чаще среднего не становятся родителями из-за абортов и не ожидают в старости помощи от своих детей.

Напротив, граждане, назвавшие себя счастливыми, чаще других заявляют о своем желании иметь больше детей и несколько чаще рассчитывают на помощь своих детей в старости.

Счастливые чаще, чем в среднем, соглашаются с утверждением «демократия нужна России» и собираются пойти на всероссийские выборы 2011-2012.

Комментарии экспертов к итогам опроса

Елена Рассказова, кандидат психологических наук, научный сотрудник факультета психологии МГУ, научный сотрудник отдела медицинской психологии НЦПЗ РАМН

Счастье зависит от наличия смысла в жизни

↑ к началу статьи

Большой процент «скорее счастливых» людей объясняется тем, что психологически более естественно оценивать свой уровень счастья и благополучия как несколько выше среднего. Во многих исследованиях было показано, что счастье не зависит линейно от заработка. Очень бедные люди действительно более несчастны, и становятся несколько более счастливы с улучшением материального положения. А вот людей со средним достатком улучшение материального положения не делает существенно более счастливыми. То, что 53% тех, кому не хватает денег на еду, скорее счастливы, только подтверждает этот факт. В психологии счастья распространена формула, что счастливым можно быть не из-за чего-то, а несмотря на что-то. И протестные настроения, которые могут возникать у малообеспеченных граждан, на мой взгляд, не связаны с уровнем счастья. Даже наоборот: протестующие люди могут быть парадоксально более счастливы, чем те, кто не протестует. Они выражают свои чувства, и у них создается ощущение (иногда реалистичное, иногда – нет), что они борются и частично контролируют окружающий мир – а это способствует субъективному благополучию.

Тот факт, что руководители среднего звена несколько чаще считают себя несчастными, вполне может быть связан с нереализованными амбициями и не только с ними. По многим данным, счастье значительно сильнее зависит от смысла в жизни, от того, насколько «на своем месте» чувствует себя человек, чем от материального достатка. В недавнем исследовании на факультете психологии МГУ сравнивался уровень субъективного благополучия (счастья) и личностный потенциал у руководителей высшего звена – владельцев крупного бизнеса и управляющих. Оказалось, что управляющие крупным бизнесом даже менее счастливы, чем простые менеджеры, а вот создавшие свой бизнес люди более счастливы.Для счастья важно не только то, как человек живет и сколько зарабатывает, а то, что он делает и как относится к жизни.

Согласно недавним исследованиям Б.Фридриксон, положительные эмоции помогают людям воспринимать происходящее целостно, видеть перспективу, а отрицательные способствуют умению вычленять детали, скептически рассматривать происходящее.

Верующие люди действительно более счастливы:отчасти и потому, что им легче справляться с неопределенностью в жизни и тревогой. Но важно и то, как и во что они верят.