Репортаж с открытия выставки «Святое и ценное» в Российском православном университете
На презентации выставки игумен Петр (Еремеев), ректор Российского православного университета, в приветственном слове отметил, что, глядя на те или иные образы, которые можно увидеть в работах, представленных на фотовыставке, понимаешь: фотография – это некий адаптер жизни, язык, который способен по своему выражать церковную культуру. А одним из важных компонентов выставки, по словам отца Петра, может стать оценка потенциала фотографии именно как возможного особого языка христианской культуры, как части миссии.
На фотовыставке отдельно стояла фотография, которую никто из участников конкурса не присылал. Но эта фотография – имеет прямую связь с происходящим. На ней – трагически погибшая Юлия Синелина, руководитель отдела социологии религии Института социально-политических исследований (ИСПИ) РАН. Алина Багрина, координатор службы «Среда», отметила, что проект фотоконкурса – это социологическое исследование, проект, связанный с социологией религии. Социология трансформируется, идет поиск новых форм и социология религии как раз в авангарде. Юлия Синелина была одним из ярких представителей этого авангарда…
«Фотоконкурс «Святое и ценное» имел для нас содержательную ценность, — пояснила Мария Кузьмичева, куратор конкурса. — Важно было узнать, что люди считают святым и ценным».
Так что, по условиям конкурса все желающие (а не только профессиональные фотографы), могли присылать все, что на их взгляд, является святым и ценным, главное – чтобы снимок сделан был на территории России. В итоге было прислано 2160 снимков.
«Главной доминантной оказалось лицо человека, образы людей – рассказала Алина Багрина. – На 57% снимков сделан смысловой акцент на людях. Помимо антропологической тематики — много изображений православных храмов, монастырей. Хотя конкурс не позиционировал себя как церковный, и фотографии на конкурс присылали представители различных вероисповеданий».
Интересно, что снимки на тему православного служения и по религиозной тематике в целом чаще присылали мужчины, чем женщины. Хотя по различным опросам именно женщины чаще говорят о том, что посещают храм и так далее.
Под категорию «святое и ценное» почти не попали труд, профессия, искусство, культура, книги, творчество, молодая семья, семья целиком, чтобы папа, мама и дети… Совсем не попала – государственная символика, хотя, казалось, что ее должно быть много в работах, особенно на фоне сегодняшних разговоров об усиливающийся идеологизации общества. Но люди не вязли темы, связанные с гражданственностью, с символикой своего государства в круг святого и ценного.
Почти отсутствует в работах городская архитектура. Городская среда, городская культура – не оказались в категории «святого и ценного». Хотя среди снимков – участников конкурса нередко встретишь эмоцию боли: за стариков, за их бедную жизнь, по поводу нашей непростой истории. А вот боли по поводу, исчезающих памятников городской культуры – практически нет.
Зато – очень много изображений деревни. Это отметил и Константин Эггерт, главный редактор «Комерсантъ FM», член жюри конкурса: «Я был удивлен тем, что среди огромного числа работ много изображений сельской России. Притом, что большая часть ее населения живет в городах». Константин Эггерт отметил, что данные фотоисследования соответствуют тому, что сообщают «классические» социологические опросы. Так, если фото о прошлом – то прошлое – это обязательно Вторая мировая война. Ценным остается война, которая отошла от нас уже на расстояние 70 лет. Других исторических тем практически нет.
«Мне показалось интересным, — продолжил он, — что если в обычных опросах о вере, о Боге говорят немногие. Самым важным люди называют семью, ближний круг друзей. У нас — общество вынужденного индивидуализма. Но, оказывается, в образах люди готовы выражать свои мысли о Боге, о вере»…
На открытии выставки выступали и члены жюри конкурса Константин Бенедиктов, руководитель художественной галереи «Феофания», Сергей Пятаков специальный фотокорреспондент РИА Новости.
«Святое и ценное сложно объяснить словами, а тем более – через образы. Чтобы фотография получилась, много должно сойтись в одной точке!», — заметил Сергей Пятаков.
Но все-таки фотоисследование – это еще и конкурс. Потому – были названы имена победителей: Сергей Потеряев с работой «Венчание», Валерий Мельников с работой «Внутренний свет», Сергей Коляскин с серией работ «Глаза истории», Николай Телегин с работой «Преображенская церковь», Игорь Лагунов с работой «Старушечье счастье». Первый победитель — Андрей Хитайленко и его «Осенний портрет (Портрет с кабачками)»
Завершая открытие выставки, Елена Жосул, заведующая кафедры журналистики Российского православного университета, отметила: «Радостно, что художественной составляющей деятельности РПУ стала вот такая интересная выставка». И предположила, что РПУ – хорошая площадка для дальнейшего диалога Церкви, науки и культуры.
Работы, присланные на конкурс, в целом говорят о многом. В том числе и о том, что российские люди, живущие здесь, сегодня, это самое «сегодня» – почти не ценят. Не ценят молодость, красоту человеческого тела, начало влюбленности, у которой еще все впереди, уютные бытовые мелочи… Мы почему-то часто пытаемся чаще жить прошлым, переживанием, болью, предпочитая все это настоящему, радости… Хотя, и радостные работы среди участников фотоконкурса, безусловно есть. То есть все не совсем безнадежно в нашем королевстве.
Текст: Оксана Головко
Фото: Анна Гальперина
Источник: Pravmir
Другие новости об открытии фотовыставки в РПУ:
Благовест-инфо: Фотовыставка «Святое и ценное в России» открылась в Российском православном университете
Newsru.com: Фотовыставка в Российском православном университете показала, что для россиян является святым и ценным
Adme.ru: Работы участников фотоконкурса о сакральном в жизни нашей страны