«Православие и мир»: Ценности оппозиции — исследование социологов

Дата публикации: 17.04.2012

Как заявили аналитики некоммерческой службы «Среда» 13 марта на брифинге «Ценности оппозиции», не менее 30% последовательно опрошенных респондентов на трех последних акциях протеста в Москве назвали себяневерующими. По итогам социологического исследования, которое было проведено, 5 марта на Пушкинской количество таких людей достигло максимальной отметки в 38 %. Однако, что касается респондентов, которые, по их словам, наоборот, исповедуют православие и принадлежат к Русской Православной Церкви, то самое большее их количество собралось на акцию 4 февраля.

Напомним, речь идет о том самом митинге, который потребовал от всех собравшихся высокой морозоустойчивости. Результат в 28 % показывает, что в толпе собравшихся, по крайней мере, на одну акцию из ряда подобных было почти две равных трети верующих и неверующих. Любопытно отметить, что еще одна большая часть голосов на упомянутой акции протеста, а именно 22%, пришлась на долю тех, кто верит в Бога, но не исповедует конкретную религию. Это значит, что две трети опрошенных на митинге 4 февраля оказались верующими людьми.

Координатор службы «Среда» Алина Багрина процитировала один из самых характерных ответов следующей группы респондентов:

«Я, наверное, принадлежу к Православной Церкви. Но, так как сказано, что православные не участвуют в митингах, то, скорее всего, я уже не принадлежу к православным».

По мнению эксперта, именно люди этой группы предаются рефлексии больше всех остальных. Стабильные 5 % респондентов на трех последних митингах сказали, что исповедуют православие, но не принадлежат к Русской Православной Церкви. А это еще небольшая прибавка к той группе, которая состояла на две трети из верующих. Таким образом, на митинге 4 февраля неверующие оказались в меньшинстве.

Социолог и ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин, по итогам опроса службы «Среда», обратил внимание на то, что сторонников и противников Путина разделяет не вера. По его словам, «общество не разделено по конфессиональному признаку. Либо люди стали называть себя православными, либо они не исповедуют ничего».

«Это не новые типы, а разночинцы», — прокомментировал данные опроса политолог и эксперт по России Ариэль Коэн. «И они будут разночинцами, пока власть будет относиться к ним, как к разночинцам», — отметил Роман Лукин. Как считает настоятель московского Храма святой Троицы в Хохлахпротоиерей Алексий Уминский, то разномыслие, которое характерно для сегодняшнего общества, -признак того, что люди не боятся свободно мыслить. По его словам, «разномыслящие люди хотят созидать, а не разрушать».

Его слова подтверждают данные опроса, которые показали, что основными ценностями жизни для опрошенных на митингах являются свобода и семья. Например, на акции 10 марта на Новом Арбате 47 % опрошенных назвали именно их. Честность, справедливость и патриотизм стоят, соответственно, на следующих местах.

«По возрасту и материальному положению эти люди не совсем средний класс», — считает Роман Лункин. Только 30% тех, кто присутствует на акциях протеста, могут позволить себе автомобиль. «А все остальные – обычная российская интеллигенция. Это не менеджеры, но врачи, учителя и инженеры, которые не являются средним классом в России. Очень много студентов».

Несмотря на то, что от декабря к марту число православных, отмеченных на акциях протеста, несколько снизилось, все-таки какое-то их количество продолжают туда ходить, отметили эксперты. Известно, что на последней акции протеста маршем прошла колонна людей с крестами. Однако, что же это была за группа, присутствующие на брифинге эксперты затруднились ответить.

10 ФАКТОВ О МИТИНГУЮЩИХ

(НА ОСНОВАНИИ ДАННЫХ ОПРОСОВ И ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ НА МИТИНГАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ «СРЕДА«)

НЕ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОТЕСТ, А ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА?

1. Протест в рамках закона.
В среднем, более половины митингующих готовы выражать свой протест участием только в санкционированных акциях.
2. Митингующие готовы принимать участие в политике:
участвовать в работе органов местного самоуправления, осуществлять общественный контроль за действиями власти, участвовать в общественно-политических партиях и движениях.
3. Отсутствие абсолютного доверия как власти, так и лидерам оппозиции.
Средняя оценка доверия власти – 2 балла из 10, доверие оппозиции – 6 баллов из 10.
4. Лидеры оппозиции без оппозиции и граждане без лидера граждан.
Не все участники митингов готовы ассоциировать себя лично с оппозицией. При этом вопрос о лидерах, пользующихся доверием, не выявил единого лидера.
5. «Взрослая» гражданская позиция:
более трети опрошенных выступают с требованием не смены власти, а социально-политических реформ и при этом готовы участвовать только в санкционированных акциях.
6. Семья и свобода –
главные ценности участников митингов.
7. От эмоционального упадка к эмоциональному подъёму.
На смену разочарованию и низкой готовности к активным действиям (5 марта) пришли радость и эмоциональный подъём (10 марта).
8. Будущее туманно.
Более трети затрудняются ответить, какой будет Россия через 12 лет.
9. В Бога не верит примерно треть митингующих.
Доля православных варьируется от четверти до трети опрошенных.
10. Великий Пост соблюдают…
Каждый пятый православный опрошенный 5 марта и почти половина православных опрошенных 10 марта.

Комментарии экспертов к итогам опроса

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель московского храма Святой Троицы в Хохлах

В данном случае разномыслие – это признак того, что люди не боятся быть свободными, думающими

Такое впечатление, что в стране происходит процесс зарождения гражданского общества и гражданского сознания. За последние 20 лет и Русская Православная Церковь проходила важный период своего возрождения, и в значительной мере то, что относится к гражданскому сознанию, можно перенести и на церковное сознание.

Появилось большое количество разномыслия, которое могло бы быть и опасным. Но в данном случае разномыслие – это признак того, что люди не боятся быть свободными, думающими, сравнивать, не боятся выдвигать какие-то свои требования, оставаясь при этом в рамках гражданского общества. Разномыслящие люди хотят созидать, а не разрушать, и это хороший знак.

Наряду с этим, мне неприятно слышать, что протесты инспирированы с Запада – понятна политтехнологическая суть такого рода заявлений. Надо сказать, что и среди оппозиции есть те, которые превращают людей в толпу, и мы также могли это наблюдать.

Я видел людей, выходящих на улицу, ими не так то легко манипулировать. У людей довольно высокий уровень критического сознания. Полагаю, что в этом есть в том числе и заслуга Русской Православной Церкви.

Люди идут на различные митинги, они имеют право выражать свое мнение. Большинство из них совсем не агрессивны, и сами митинги проходили в целом неагрессивно. Позиция Церкви в этой ситуации благотворна и имеет положительное влияние на граждан. Среди тех, кто вышел на улицу, много христиан, и христиане не боятся участвовать в митингах.

Русская Православная Церковь дает право верующим выбирать самые разные убеждения. Это очевидно уже по тому, что мы видим – как по-разному выступают сами священнослужители.

Это хорошо видно и по тому, как осторожно и тактично ведет себя Святейший патриарх, как он выражает беспокойство, как настраивает людей на мирный дух, как говорит о том, чтобы власти все-таки услышали недовольство части общества.

Протодиакон Александр Агейкин, Протодиакон Храма Христа Спасителя

Воцерковленные люди не ходят на митинги

Нельзя говорить о новом типе человека в России! Это всего лишь сиюминутная мода, спровоцированная внешними раздражителями и идеологией глобализации. К религиозному мировоззрению это вообще не имеет никакого отношения. В этом случае, все ссылки на некие религиозные взгляды – это всего лишь удобная ширма, за которой явно проглядывает полная невоцерковленность этой части российского общества! Воцерковленные люди не ходят на митинги, потому что для Церкви не свойственна эта форма самовыражения.

Статистика и комментарии — Некоммерческая исследовательская служба «Среда«

http://www.pravmir.ru/cennosti-oppozicii-issledovanie-sociologov/