Пять уставов в XX–XXI вв.
Дата публикации: 01.05.2016Юридический аспект
Наталия Сергеевна СЕМЕНОВА
Кандидат юридических наук. Руководитель научно‑исследовательского гранта РГНФ «Гендерные аспекты международно-правовой защиты традиционных ценностей»
В XX–XXI веках Русская Православная Церковь была вынуждена менять устав, регулирующий приходскую жизнь. Это случилось в 1918 г., 1945 г., 1961 г., 1988 г. и 2000 г. Причиной тому становились политические изменения в стране.
Устав 1918 г.
В основе государственной политики после революции в отношении Церкви лежал принятый в январе 1918 г. Декрет СНК об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Приходской Устав 1918 г. установил состав приходского причта: священник, диакон и псаломщик. Согласно Уставу, прихожане избирали церковного старосту, на которого возлагалась забота об имуществе храма. Постоянно действующим органом управления прихода являлся приходской совет, в который входили клирики, церковный староста или его помощник и несколько мирян. Члены приходского совета избирались на приходском собрании, которое должно было проводиться не реже двух раз в год. Председателем приходского собрания и приходского совета назначался настоятель. Поместный собор вынес также «Определение о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения». Помимо участия в приходских собраниях и приходских советах, они могли назначаться на должность псаломщиц (без включения в клир).
Положения Приходского устава 1918 г. во многом не удалось провести в жизнь, поскольку принятие Декрета лишило Церковь и ее членов всех прав и свобод.
Устав 1945 г.
Во время Великой Отечественной войны положение Церкви в государстве улучшается, с учетом ее вклада в победу над фашистами. В 1945 г. Поместный собор принял «Положение об управлении Русской Православной Церкви» (Положение), в котором предусматривалось четыре органа управления приходской общиной: 20 человек, которые становились членами приходского собрания после учреждения прихода; церковный совет, ревизионная комиссия и настоятель храма. Приход регистрировался по заявлению двадцатки гражданской властью, которая предоставляла ей храм. Церковный совет и ревизионная комиссия избирались приходским собранием. Настоятель являлся председателем церковного совета и управлял приходом. Он имел свои печать и штамп, зарегистрированные гражданской властью. В состав церковного совета избирались также староста, его помощник и казначей. Церковный совет заботился о содержании и имуществе храма, а также распоряжался средствами прихода.
Устав 1961 г.
В 1961 г., при давлении Н. С. Хрущева, Архиерейский Собор внес изменения в Положение, согласно которым отстранил настоятеля прихода и клир от приходского управления. Староста стал председателем приходского собрания и приходского совета, в которые входили отныне только миряне. Роль настоятеля была сведена к духовному руководству паствой. Положение с указанными изменениями было утверждено Поместным Собором в 1971 г. Данная вынужденная мера оказала негативное влияние на приходскую жизнь, в ряде случаев ее полностью разрушив.
Устав 1988 г.
Только в 1988 году новый Устав об управлении Русской Православной Церкви во многом вернул то положение приходов, которое было до 1961 г. Настоятель возвращается во главу прихода. Согласно Уставу, предусматривалось три органа приходского управления: приходское собрание во главе с настоятелем, приходской совет и ревизионная комиссия. В приходской совет избирался председатель, которым мог быть и настоятель, его помощник и казначей. На приходской совет возлагалась ответственность за церковное имущество и распоряжение денежными средствами прихода. Официальные документы подписывали настоятель и председатель приходского совета. Если председателем последнего являлся настоятель, то подписывал еще казначей. Должность старосты (или, точнее, ее наименование) в Уставе не упоминалась.
С учетом изменений в политике государства в девяностых годах, менялось и положение Церкви в государстве. В 1990 году в связи с принятием закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» утратил силу Декрет 1918 г.
Ныне действующий Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. предоставил Церкви возможность осуществлять свою деятельность в соответствии с собственной иерархической и институциональной структурой, выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно своим внутренним установлениям, которые государство обязалось уважать. Государство также установило определенные налоговые и иные льготы для религиозных организаций.
Устав 2000 г.
Принятый в 2000 году Устав Русской Православной Церкви вернул традиционное приходское управление, сохранив ряд положений из предыдущих уставов. Согласно действующему Уставу органами приходского управления являются настоятель, Приходское собрание, Приходской совет и Ревизионная комиссия.
- Настоятель назначается епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом.
- Настоятель является председателем Приходского собрания — высшего органа управления приходом.
- Приходской совет является исполнительным и распорядительным органом Приходского собрания и подотчетен настоятелю и Приходскому собранию.
- Приходской совет состоит из председателя — церковного старосты, его помощника и казначея.
- Церковный староста, которым может быть назначен и настоятель прихода, представляет Приходской совет в деловых, финансово-хозяйственных и административных вопросах, а также в суде.
- Все официальные документы прихода подписывают настоятель и церковный староста. Если последним является настоятель, то подписывает еще казначей.
- Казначей исполняет роль главного бухгалтера на приходе.
- Финансовые документы подписывают церковный староста и казначей.
На базе канонического Устава 2000 года, который является церковным документом, в 2009 году был разработан и принят на Священном Синоде Типовой устав прихода для его регистрации в качестве юридического лица (местной религиозной организации православного прихода Русской Православной Церкви) согласно Федеральному закону о свободе совести. Положения канонического Устава 2000 года нашли подробное отражение в типовом уставе, предназначенном для государственной регистрации.
Можно констатировать, что ныне действующее законодательство позволяет Церкви действовать согласно церковным нормам о приходском управлении, устанавливая определенные условия для регистрации прихода в качестве юридического лица. На сегодняшний день у Церкви больше прав и возможностей в государстве, чем в дореволюционный период. Современные отношения Церкви и государства можно сравнить с симфоническими, однако с той оговоркой, что Россия не является монорелигиозным государством, и согласно Конституции в ней не может быть установлена государственная религия((Подробнее см.: Семенова Н.С. Роль Церкви в реализации права на образование // Евразийский юридический журнал, 2015, № 11. С. 244-248.)).