В рамках предыдущего фотопроекта «Святое и ценное» было сделано много интересных выводов о том, что именно для наших соотечественников является святым. Конкурс «Локальные святыни» был задуман как продолжение этого фотопроекта и преследовал главную цель — показать красоту России, её духовную полноту и многообразие. С помощью конкурсных работ мы стремились ответить на вопросы, какие места и объекты России наиболее дороги и значимы для Россиян; какие исторические и природные памятники представляют наибольшую ценность, какими из них необходимо срочно заняться для восстановления и сохранения; где на территории страны находится то, что стоит внимания, уважения и памяти? Преследуя попытки ответить на эти вопросы, мы проанализировали все описания, которые авторы добавляли к своим работам.
История, эмоции и мотивации — три типа описаний
Каждому участнику было предложено не только представить фотографии на конкурс, но и озаглавить их, оценить состояние объекта, представленного на фотографии, указать местоположение, а также добавить краткое описание, состоящее не более чем из 600 слов. Интересно отметить, что не все решили воспользоваться этой возможностью: так, 36% работ остались без описаний.
Полученные же описания можно условно разделить на три группы:
1) Исторически-архитектурные, где авторы подробно рассказывали о местоположении объекта, представляли исторические заметки, делились легендами создания, описывали архитектурные особенности (61% описаний).
Андрей Шаповалов — Свято-Троицкий собор
Свято-Троицкий собор (уменьшенная копия Казанского Кафедрального собора г.Оренбурга, взорванного в 1932 году. Этот храм давно снискал славу паломнического места. Туда едут и идут со всего региона, приезжают и из других областей. Перед иконами Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия молятся о детях и родителях, просят чуда. Но главное чудо здесь, пожалуй, семья священника Николая Стремского, где сегодня растут и воспитываются около 40 детей-сирот. Всего же с 1992 года семья воспитала 70 детей-сирот.
Вера Платонова — Романтичный уголок старой Гатчины
Приоратский парк – самый очаровательный и романтичный уголок старой Гатчины. Есть своя прелесть в том, что парк, раскинувшийся по берегам Черного и Глухого озер на площади свыше 154 гектаров, украшает единственное архитектурное сооружение – замок Мальтийского ордена. Приоратский дворец — единственный в мире замок, построенный из прессованной земли. Его автор — архитектор Львов называл Приорат «Земляным игуменством».
2) Эмоциональные, в которых авторы стремились передать те чувства, впечатления, которые они испытали, соприкасаясь со святынями (38%).
Надежда Князева — Рождественские огни
Мы приехали ранним морозным утром в эту старую заброшенную церковь в Рождество. Еле-еле открыли тяжелую дверь, придавленную снаружи снегом. На поддоне возле стены, увешанной иконками, горели свечи. Кто поставил их? Было совершенно неважно, потому что внутри витала благодать, и нам оставалось только присоединиться к этому чудесному огню.
Анастасия Храмушина — Закат на Волге
Россия — удивительная страна! Сколько же здесь лесов, полей, лугов, морей, рек и озер… И одно из этих чудесных мест это — Матушка Волга! А особенно меня захватывают закаты и рассветы на Волге…
3) Самая малочисленная, однако, не менее важная группа — мотивирующая, где участники призывают людей сделать все возможное, чтобы спасти и сохранить святые объекты (1%).
Валерия Лебедева — Северные зори
Почему это место свято для меня? Мой интерес к русскому зодчеству зародился именно здесь, в далёкой северной деревушке, на маминой родине. С детства помню два заброшенных здания на горе-сломанные двери, выбитые стёкла. Внутри пустота. С начала ХХ века, рассказывала бабушка, в стенах церквей были клуб и овощехранилище, и ничего не осталось от их внутреннего убранства. Когда мне было восемь, моя мама обнаружила в одной из них икону Господа Иисуса Христа. Ей была заколочена дверь алтаря…С тех пор я поняла-мы теряем огромное богатство. Сохранить его-в руках молодого поколения.
Ляйсан Нигматуллина — Исчезающее озеро
Озеро как второй Арал, поскольку из-за жаркой погоды оно пересыхает, а в обильные дожди вновь наполняется. Я сфотографировала именно в момент его красивейшей полноводности. Хочется привлечь внимание не только к прекрасному, но и к заботе об этом.
Все объекты из третьей группы были определены участниками как остро или умеренно нуждающиеся в восстановлении. Среди них заброшенная усадьба графа Орлова «Семеновское-Отрада», озеро Байкал, пермский ипподром, Казанский собор Свято-Езерской Иверской пустыни, государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо», Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь, и конечно многочисленные церкви и храмы в различных регионах России.
Возраст участников: от восьми до восьмидесяти
Самому молодому участнику конкурса 8 лет, самому взрослому 78.
Самыми активными участниками стали россияне в возрасте старше 3о лет (54%). Молодежь (от 18 до 30 лет) составила 35%, а группа участников, не достигших 18 лет, — 11%.
Участники из старшей возрастной группы реже остальных добавляли описания к своим фотографиям, чаще давали исторически-архитектурные справки, а не эмоциональные или мотивирующие тексты, также в этой группе самая большая доля профессионалов – каждый пятый участник.
Участники, не достигшие 18 лет, чаще всех добавляли описания к своим работам и чаще всех писали эмоциональные тексты.
Молодые люди 18-30 лет чаще всего писали о важности сохранения и восстановления локальных святынь.
О состоянии объектов
3% упомянутых участниками локальных святынь не подлежат восстановлению. 13% остро нуждаются в реставрации, а 84% — нуждаются умеренно или не нуждаются вовсе. Лидерами по численности фотографий являются религиозные, природные и исторические объекты. Отметим, что состояние объекта, изображённого на снимке, участники оценивали самостоятельно.
Ниже представлены несколько работ и описаний, на которые хотелось бы обратить особое внимание
Мария Кистенёва — Озеро безмолвия
Исток р. Имеретинка в КЧР – это волшебный озёрный край в горах. Мы с семьёй и друзьями лишь раз побывали там, но я никогда не забуду этого места. Красота, притягательность, сила и энергия, которую даёт природная «чаша» впечатляет даже самых пресыщенных туристов. Это территория Кавказского природного заповедника. Благодаря некоторой сложности с оформлением пропусков в эту зону и набору высоты, на озёрах весьма нелюдно и чисто, так что они оставляют впечатление девственного водоёма. Кружкой можно зачерпнуть несравненного вкуса воду со льдинками, постоять под душем брызг грохочущего водопада на подъёме. Там же – в изобилие черника в зарослях стелющегося можжевельника. А капризные крокусы по берегам озера Безмолвия могут целый день оставаться незаметными в траве, пока не почувствуют на себе тёплые лучи Светила. На берегах более верхних озёр растут ещё более удивительные цветы, похожие на кусочки белоснежного меха, колышущегося на тоненьком стебле. Любопытные грациозные «сернатуры» позволили нашей дочке почти вплотную приблизиться к ним на четвереньках и даже отвечали ей на имитацию их позывного писка. Природа здесь — это множество изменчивых состояний: от слепящего и бликующего водной гладью солнца до ночного ледка на палатке. Даже самая лёгкая тень от облака меняет цвет и поверхность воды в озере и всё вокруг. К сожалению, в горах фотоаппарат не всегда бывает «под рукой» и зачастую самые интересные, но мимолётные состояния остаются лишь в памяти. Особенно удивительными для меня стали первые сумерки. Перед нами произошла целая мистерия превращений: Солнце скрылось за хребтом, воздух уплотнился и потемнел, а вода в озере стала как будто фосфорицирующей. И сверху было заметно, как в центре
проступил длинный тёмный хребет какого-то огромного неподвижного существа «семейства драконьих». Озеро сразу стало казаться его колыбелью, а всё вокруг – жилищем. Затем, лёгкое колебание воздуха – и в метре над поверхностью завис дырявый туман. Неожиданно оказалось, что мы попали во фьорды. Имеретинский озёрный край – это очень разноликое место и по-разному встречает своих гостей. Одно верно – это место из снов!
Анна Довгаль — Крохино.ru
В центральной России так много мест, где когда-то существовали многолюдные деревни. Нынче избы и люди ушли в землю, только храмы еще стоят, напоминая своими размерами о том, сколько в округе было народу. Время не смогло окончательно превратить их в руины. Расположившись когда-то на красных местах сёл и деревень, они и сегодня остаются доминантами над окрестностями, украшением пейзажа, особым значением для народа России. Они, разорённые, обезглавленные, лишённые голоса, с немым укором смотрят на нас… Ветер и птицы в холодных стенах…Только ветер и птицы вокруг…
Сайт разрушенного храма в Крохино: krokhino.ru
Екатерина Бухаидзе — Долгая дорога к храму
Приют заблудших!
Ты всех готов принять,
Чтобы под сводами церквей
Помочь душе воспрять.
Стою я на семи ветрах В звенящей тишине.
Куда, какой тропой идти?
— Никто не отвечает мне.
Но неизменным маяком
Сквозь тернии пути
Мне злато куполов горит.
Свети, всегда свети!
Материал подготовили Ксения Русс и Мария Кузьмичёва