Оценка отношения молодёжи к Русской Православной Церкви

Дата публикации: 18.05.2011

Результаты Всероссийского репрезентативного опроса, проведенного службой СРЕДА (полевые работы: ФОМ-«Пента», выборка 1500 человек).

40% россиян считают, что отношение молодежи к Русской Православной Церкви улучшилось. Чаще других так думают женщины, пенсионеры, москвичи и граждане, занятые в сфере науки и образования. Об ухудшении отношения сказали 11% процентов опрошенных.

Респондентам был задан вопрос: Как Вы считаете, изменилось ли отношение молодежи к Русской Православной Церкви за последние несколько лет, и если ДА, то отношение стало лучше или хуже?

Отношение молодежи к Русской Православной Церкви улучшилось, – так считают 40% россиян. Причем женщины («стало лучше»: 45%) смотрят на ситуацию более позитивно, чем мужчины («стало лучше»: 33%). Оптимистами в данном вопросе также оказались пенсионеры, они чаще давали положительный ответ. А вот респонденты моложе 35-ти лет говорили об улучшении отношения молодежи к Церкви несколько реже, чем более старшие граждане.

Положительно настроены россияне, профессионально занимающиеся умственной деятельностью. «Отношение молодежи к Церкви улучшилось», – сказала почти половина респондентов, занятых в сфере науки и образования.

Православные респонденты чаще согласны с тем, что отношение молодежи к Церкви изменилось в положительную сторону. Среди православных, положительно ответивших на вопрос, преобладают те, кто участвует или готов участвовать в приходской жизни.

Граждане, оптимистично оценивающие ситуацию, несколько чаще живут в Центральном федеральном округе (45 %). В том числе и в самом «сердце России»: москвичи чаще, чем жители других населенных пунктов, говорят о том, что молодежь в последнее время стала позитивнее относиться к Русской Православной Церкви.

26% россиян считают, что отношение молодежи к Церкви за последнее время не изменилось. Чаще всего так думают студенты и учащиеся (39%), жители крупных городов (от 250 до 1 млн. человек (39%), жители Южного и Северокавказского (39%) и Дальневосточного округов (39%).

Всего лишь 11% опрошенных высказали мнение, что молодежь стала хуже относится к Русской Православной Церкви. По числу граждан, пессимистично смотрящих на ситуацию, лидирует Дальневосточный округ (30%). Чаще, чем остальные, говорят об ухудшении отношения молодежи к Русской Православной Церкви респонденты, получающие 3 тысячи и менее рублей в месяц, а также граждане, не имеющие детей. Наоборот, многодетные россияне, у которых в семье трое и более детей, реже давали отрицательный ответ.

Не имеют конкретной позиции по данному вопросу 23% опрошенных. Чаще прочих затруднение с ответом возникало у рабочих (28%), респондентов, занятых в промышленном производстве (30%) и мусульман (34%). При этом мусульмане и граждане, поддерживающие КПРФ реже, чем остальные говорили о том, что отношение молодежи к Церкви ухудшилось.

Как оказалось, уровень образования в целом не влияет на результаты ответов: россияне, имеющие за плечами лишь среднюю школу, отвечали так же, как и те, у кого есть диплом об окончании высшего учебного заведения.

Комментарии экспертов к итогам опроса

Владимир Легойда, Член Комиссии по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации, Председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви, главный редактор православного журнала "Фома", профессор кафедры международной журналистики Московского государственного института международных отношений (Университет)Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата

Донести адекватную информацию

↑ к началу статьи

Этот опрос интересен в первую очередь тем, что он показывает взгляд старшего поколения на отношение молодежи к Церкви. С одной стороны, на мой взгляд, те 40% респондентов, кто считает, что это отношение улучшилось, в какой-то степени выражают в своих ответах и собственное отношение к православию. То есть и у этих 40% опрошенных их личное отношение к Русской Православной Церкви хуже не стало. С другой стороны, эта группа людей, говоря о молодежи, основывается и на определенных фактах, наблюдениях за молодежной средой, которые позволяют прийти к таким выводам.

В свою очередь, я как человек, в течение 15 лет работающий со студенчеством, могу сказать, что интерес молодых людей к религии и Церкви довольно стабилен. Большое число вузовской молодежи воспринимает веру всерьез. И это прекрасно, это значит, что студентам, приходящим к вере, открывается интеллектуальная кладовая христианства, они не проходят мимо этого богатого источника. С этим процессом лично я связываю большие надежды, поскольку, на мой взгляд, в отношениях Церкви и академического сообщества сегодня существуют определенные проблемы, связанные с незнанием некоторыми нашими учеными этой христианской интеллектуальной оставляющей.

В то же время я не считаю, что отношение молодежи к Церкви, религии и вере беспроблемно. Проблемы во многом связаны с определенными возрастными характеристиками. Ряд молодых людей по-прежнему воспринимает Церковь как «одно большое нельзя». С одной стороны, этот стереотип очень устойчив, но с другой – он не описывает реальное положение вещей. И задача Церкви, конечно, в первую очередь состоит в том, чтобы донести сегодня до каждого человека, в том числе и молодежи, адекватную информацию о ценностях веры и нормах церковной жизни.


Иеромонах Димитрий (Першин), Эксперт Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата, ст. преп. кафедры биомедицинской этики РГМУ им. Н.И. Пирогова, член редсовета и редколлегии по написанию школьного учебника "Основы православной культуры", заместитель председателя Братства Православных Следопытов. эксперт Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата

На наступить на те же грабли

↑ к началу статьи

Те данные, согласно которым образованные пенсионеры в большей степени, нежели молодежь, убеждены в добром отношении молодежи к Церкви, говорят о том, что они проецируют себя в то время, когда сами были молодыми. Вот они бы на месте нынешней молодежи рискнули войти в мир Андрея Рублева и Феодора Достоевского, Георгия Свиридова и Вячеслава Бутусова, поскольку он гораздо интереснее и подлиннее всего того, что предлагает массовая культура. Но то, что очевидно для людей, проживших жизнь, далеко не столь очевидно для тех, кто лишь в первой трети пути.  

 

Молодежь опасается любой идеологии, любого внешнего вмешательства в её жизнь, и ничем не хотела бы ограничивать себя, в том числе, и христианством. Для образованных людей старшего возраста не составляет сложности различить пространство идеологии и общения с Богом, для молодежи это пока еще затруднительно. Вот почему молодые люди реже, чем представители более старшего поколения, дают положительный ответ.

 

То, что 39% студентов и учащихся говорят о стабильности в отношении молодежи к Русской Православной Церкви, на мой взгляд, объясняется стремлением к культурной идентификации, которая не зависит от религиозного выбора. Это выбор христианских ценностей, а не жизни во Христе. В том, что наши «очкарики» не спешат пройти этот путь между этикой и Богом, во многом повинны именно мы, люди Церкви, призванные к молодежной миссии, которую не ведем. Вот почему данные не меняются.

С другой стороны, чудом является то, что без каких-то особых усилий, молодежь свой, пусть ценностный, выбор сделала в пользу столь не популярного ныне христианства.

Чудо это еще и потому, что этот выбор ей нередко приходится делать не благодаря, а вопреки всему тому, что мимикрирует под благочестие. В частности, вопреки практике принуждать студенчество светских вузов «посещать богослужения», чтобы «наполнить храм». К сожалению, духовенству не всегда удается вовремя пресекать подобное, присущее иным ректорам, стремление использовать студентов как овечек для потемкинской деревни. В итоге нарушение фундаментальных гражданских прав порождает протест, когда-то побудивший Пушкина написать «Гаврилиаду» и на два столетия отлучивший свободомыслящую русскую интеллигенцию от Церкви. Очень бы хотелось надеяться, что уроки двух национальных катастроф XX века не позволят наступить на те же грабли в наши дни.

В общем и целом данные опроса говорят о том, что молодежь и тот её негативный образ, который формируют СМИ, это «две большие разницы». А вот то, сможет ли реальная молодежь окончательно растождествить себя с виртуальной и стать настоящей, такой, от лица которой пел Кинчев: «Я иду по своей земле к Небу, которым живу», – это во многом зависит от того, насколько настоящей, действительно христианской и праведной, будет жизнь в Церкви.


Диана Гурцкая, певица, Заслуженная артистка Российской Федерации, член Общественной палаты РФпевица, Заслуженная артистка Российской Федерации

Церковь как защита от агрессивности окружающего мира

↑ к началу статьи

Сегодня становится все больше людей, которые знания о вере, о Церкви черпают преемственно: от своих родителей, с самого детства, – а не «открывают» для себя Церковь во взрослой жизни, как это было у более старшего, советского поколения.

К тому же Церковь, мне кажется, перестала восприниматься молодежью, как нечто далекое от современности, сугубо «фольклорно – историческое». Это происходит благодаря тому, что Церковная жизнь прочно вошла информационное пространство. О ней говорится в тех, же, скажем, новостных телевыпусках, как о естественной и неотделимой части бытия общества.

В незначительной степени можно сказать о «моде на Церковь», когда молодой человек начинает ходить в храм, искать духовника, присутствовать на церковных мероприятиях потому, что так принято делать в его окружении. Но все-таки я уверена – по большей части молодежь с пониманием и вниманием смотрит в сторону Церкви.

Более того, я знаю очень много молодых людей, которые просто уже не мыслят себя без Церкви: она стала неотделимой частью их жизни. И все это внутренне глубоко, искренне, не на показ. Церковь становится необходимой молодежи – в том числе, как и защита от все более навязчивой агрессивности окружающего мира, от постоянных стрессов.

Тот факт, что молодежь отвечала положительно немного реже, чем более старшие граждане, – сигнал церковной общественности, что надо активнее привлекать представителей молодого поколения. Но привлекать не в стиле советских времен, когда за громкими лозунгами, стремлением «охватить массы» – в итоге ничего не оказывалось. Здесь нужен неформальный, искренний подход, ведь говорить о Настоящем нужно настоящими, искренними словами.

Хотела бы особо отметить ту форму общения с молодыми людьми, которую избрал Святейший Патриарх Кирилл. Думаю, что все помнят его встречу со студентами в Санкт-Петербурге. Искренность и разговор на понятном языке, – это именно то, что нужно сегодня нашему подрастающему поколению, что найти свою дорогу к Храму.

Немаловажно в данном случае и присутствие Основ православной культуры в школьной программе, но опять же, чтобы предмет не превратился для учеников в скучную «обязаловку».