Страх смерти

Дата публикации: 11.10.2011

«Смерть – это то, что бывает с другими».
И.Бродский

Результаты Всероссийского репрезентативного опроса, проведенного Службой СРЕДА (полевые работы: ФОМ-Пента, выборка 1500 человек)

Менее четверти россиян часто думают о смерти и менее трети испытывают перед ней страх.

Пожилые люди вспоминают о смерти существенно чаще, чем молодежь, однако несколько реже признаются в страхе перед ней. Молодежь же, напротив, думает о смерти реже, но со страхом.
Бедные боятся смерти больше, чем богатые.
Среди православных, о грядущем «последнем часе» регулярно вспоминают только 25%, но боятся смерти они чаще остальных.

Меньше четверти россиян (23%) часто думают о смерти.

Чаще задумываются о смерти граждане старше 65 лет (42%). Молодежь наоборот, реже думает о том, что земная жизнь конечна (14% среди 18 –24 летних), однако в страхе перед смертью молодежь признается несколько чаще остальных возрастных групп.

Интересно, что россияне, имеющие образование ниже среднего, чаще задумываются о смерти (34%). Наоборот, из числа опрошенных с высшим образованием о смерти часто думает только каждый пятый. Однако и люди с дипломами, и те, кто «университетов не кончали», боятся смерти одинаково.

Чаще других думают о смерти и признаются в страхе перед ней самые бедные россияне. Самые обеспеченные, наоборот, чаще и не задумываются о ней, и не боятся ее.

О смерти чаще вспоминают в городах с населением от 50 до 250 тысяч человек и в городах – миллионниках (кроме Москвы). Жители этих населенных пунктов также чаще говорят, что боятся смерти. Испытывают страх перед смертью и сельские жители.

Москвичи предпочитают не думать о конечности земного бытия, и реже боятся смерти .

Что касается федеральных округов: о смерти несколько чаще задумываются жители Южного и Северо-Кавказского федерального округа. В центре России люди реже вспоминают о конечности земного бытия. В Сибири и на Дальнем Востоке респонденты чаще не вспоминают о смерти и ее не боятся.

Многодетные респонденты заметно чаще думают о смерти (33%), а бездетные, напротив, реже (15%).

Часто думают о смерти и боятся ее те, кто называют себя несчастными, больными и суеверными.

Как и в среднем по России, всего лишь четверть от числа православных христиан часто вспоминают о смерти. Остальные, возможно, не часто обращают внимания на слова молитвы «Господи, даждь ми память смертную». А вот страх перед смертью испытывают уже 38% православных. Особенно часто (51%). с этим страхом знакомы те из них, кто попадает в небольшую группу одновременно «воцерковленных и суеверных».

Комментарии экспертов к итогам опроса

Александр Недоступ, доктор медицинских наук, профессор Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова

Если бы мы были глубоко верующими – думали бы о смерти чаще

↑ к началу статьи

76% людей не думают о смерти: это объясняется нерелигиозностью нашего общества. «Память смертная» выражение, как известно, – сугубо религиозное. Нерелигиозные люди не думают о будущей жизни, для них все начинается и кончается этим миром. И потому они гонят от себя мысль о смерти: надеяться им, в общем, не на что.

То, что лишь четверть православных регулярно вспоминают о смерти, говорит о том, что наше православие – неглубокое. Мы совсем недавно пережили такую богоборческую страшную эпоху, что, конечно, не можем считать себя такими христианами, которыми дОлжно быть. Если бы мы были глубоко верующими – думали бы о смерти чаще, проще, спокойнее. Как поколение «бабушек», которые лет за двадцать до ухода готовили «смертную одежду». Безусловно, все-таки боясь смерти, они воспринимали ее как реалию духовного измерения. Для современного поколения смерть – это – в лучшем случае что-то неведомое, в худшем – базаровский лопух на могиле, которым все и кончится.

Эгоцентризм, мысли о себе в обществе поразительны. А религиозность – в христианском понимании – прежде всего любовь. Какая тут любовь, если молодое поколение воспитывают, что цель жизни – успех. Уже озвучиваются мысли, чтобы в школах был урок «Как стать успешным». Раньше были уроки «Почему я люблю Родину», «За что я люблю маму»… «Память смертная» никак не вписывается в контекст того, к чему сегодня призывают общество. С другой стороны молодежь практически всегда реже думает о смерти. Для них жизнь – еще праздник, так что размышлять о печальном – не хочется. А страх все-таки есть – вдруг этот праздник жизни оборвется?


Сергей Ениколопов, кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В.Ломоносова.кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

Проблема преодоления смерти всегда существовала в человеческой истории

↑ к началу статьи

23% опрошенных часто думают о смерти – на самом деле это не маленький показатель. В современной психологии есть целая концепция, построенная на том, что человек – единственное существо, которое понимает, что оно – смертно. Поэтому наша психика выстраивает защиты. Одна из них – то, что можно перевести на русский язык как самоуважение, понимание своей ценности. Когда человек стремится делать что-то – или хорошее, доброе, или – злое, но чтобы окружающие его запомнили. Добро может быть и бытовым не обязательно высоким – воспитание собственных детей, помощь ближним, написание каких-то трудов… Вторая защита – культура в широком смысле этого понятия (в том числе религиозная культура), где как раз обсуждаются способы преодоления смерти. В том числе преодоление или через самореализацию, или через религиозное ее понимание как перехода в другую жизнь. Проблема преодоления смерти всегда существовала в человеческой истории.

Большую часть времени мы, конечно же, не думаем о смерти. Мало кто из нас, отправляясь утром на работу, размышляет о том, пролила ли Аннушка масло на трамвайные пути или что-то в этом роде, пусть и не по-булгаковски. Мы договариваемся о будущем, мы планируем его надолго вперед, и для себя, и для своих детей. В этом смысле мы отодвигаем размышления о смерти, они были бы разрушительными и просто не давали бы нам работать, двигаться дальше.

Иногда размышления о смерти прорываются в наше сознаниеэтому может способствовать тяжелое заболевание самого человека или его ближних, катастрофы, взрывы, теракты, о которых вдруг начинают много говорить, в том числе в СМИ… Например, недавняя реакция на смерть Стива Джобса. Да, умер очень достойный человек, но только ли этим объяснить огромное количество людей во всем мире, шествующих с надкусанными яблоками, с цветами? В подобные моменты мы задумываемся не только о смерти другого, но и о своей. Мы хотели бы, чтобы о нас помнили и после того, как мы уйдем.

В США огромную популярность исследования ученых в области смерти в рамках той концепции, о которой я говорю, приобрели после 11 сентября 2001 года. По статистике, большинство пользователей Интернета посещают разделы, связанные с покупками, на втором месте – эротические и порносайты. 11 сентября людей буквально смыло изо всех этих разделов и перекинуло – на религиозные сайты. Когда смерть прорывается, у людей возникает потребность обратиться к чему-то, что может снять возникшее напряжение, успокоить…

Американские ученые проводили исследования, на тему того, как люди представляют смерть. И не для всех она соответствует привычному в России образу старухи с косой. Было много людей, представляющих ее обольстительной красавицей, некоторые (довольно большая группа ответивших) говорили, что смерть видится им в виде клерка с кейсом.


Чулпан Хаматова, соучредитель благотворительного фонда «Подари жизнь!», Заслуженная артистка Россиисоучредитель благотворительного фонда «Подари жизнь!», Заслуженная артистка России

Забвение смерти может стать причиной равнодушия к чужой беде

↑ к началу статьи

Человеку свойственно бояться смерти, и нет ничего удивительного, что люди пытаются забыть о ней, словно стремясь таким забвением оградить себя и дорогих людей. Но другой стороной этого забвения может стать равнодушие к беде других: ведь боль и страдания все равно присутствуют в нашем мире. Некоторые не желают даже вспоминать об этом, считая себя нежными и ранимыми. «Не могу про это слышать! Сердце разрывается», – восклицают такие люди, слыша, скажем по телевизору, информацию, суть которой сводится к одному – без помощи окружающих у кого-то нет шансов выжить.

Подобная инфантильность опасна для общества. С бедой, болезнью может столкнуться каждый. И нужно, чтобы его в этот момент окружали не нервные пугливые граждане, а здравые, трезво мыслящие люди, которые готовы помочь.