ФОЛИЕВА Т.А. РАЦИОНАЛЬНЫЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТИП РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЩЕНИЯ
Дата публикации: 28.03.2016Проблема религиозного обращения (конверсии) – одна из самых изучаемых в зарубежной психологии религии[1], в отечественной науке же интерес к ней только формируется[2]. Две статьи моих коллег – Л.А. Ардашевой и И.С. Булановой, представленные в сборнике, также свидетельствуют о развитии этой темы в отечественной психологии религии. Это вполне объяснимо в современной ситуации дискретной религиозности и трансформации духовности. Духовный поиск, создание/бриколаж собственной религиозной системы, переход из одной конфессии в другую, формирование новой идентичности — все это захватывает не только самого индивида, но и исследователя, который фиксирует и анализирует происходящее. Конверсия — сложный и многослойный процесс, каждому элементу которого в той или иной степени исследователи уделяли внимание. Однако духовный поиск и бриколаж, темы, которым все чаще уделяют внимание, это субъективные и индивидуальные измерения обращения, взгляд на процесс только с одной стороны — индивида. Это приводит к исключению религиозной организации из (научной или социальной) реальности, что создает абсурдную ситуацию — конверсит стремится в то, что не существует. В данном очерке постараемся посмотреть на обращение не как на модель, которую выбирает сам индивид, но как на сценарий, который ему предоставляет община.
Фолиева Т.А. Рациональный / интеллектуальный тип религиозного обращения // Психология религии: между теорией и эмпирикой М.: Издательство ПСТГУ, 2015. С. 121-136.
Рациональный тип обращения: несколько общих замечаний
Брок Килборн (Brock Kilbourne) и Джеймс Т. Ридчарсон (James T. Richardson) выделили две парадигмы исследования конверсии[3]. В В первой, или «старой», парадигме индивид рассматривается как пассивный объект, на который действуют некие безличные силы. Классическим примером для этого подхода является обращение Павла/Савла. Характерными чертами конверсии в рамках данной парадигмы выступают: 1) внезапность и драматичность; 2) иррациональная или чудесная природа явления; 3) присутствие внешней, мощной и безличной силы; 4) единичность и уникальность явления; 5) отторжение старого себя и принятие нового; 6) изменение от одного статистического состояния к другому; 7) как правило, происходит в подростковом возрасте и имеет положительную оценку; 8) изменение поведения всегда следует за изменением религиозных представлений[4]. Прототип «новой парадигмы» — ищущий и действующий актор, который обладает (1) волей и (2) автономией; находится в состоянии (3) поиска смысла/цели и (4) множественных переходов и обращений; умеет (5) рационально обосновывать и интерпретировать; его трансформация происходит (6) постепенно и непрерывно, (7) через взаимодействие с группой и (8) изменение веры через изменение поведения и образа жизни[5].
В рамках «новой» парадигмы и появляется модель рационального или интеллектуального обращения. Индивид, как ищущий и действующий актор, самостоятельно начинает поиск новых возможных оснований для себя через знакомство с «альтернативной идеологией и образом жизни» с помощью множества источников[6]. него если не интеллектуальный труд, то кропотливая работа над своими знаниями и представлениями. Отсюда термин self-conversation, что напоминает термин self-made, а по сути является формой самостоятельной вторичной социализации или ресоциализации. Однако нельзя утверждать, что неофит находится в процессе конверсии один на один со своей рациональностью, от него требуется не только «постоянный самоанализ», но все его действия подкреплены «непрерывным контролем» со стороны общины[7]. Другой вопрос, когда происходит переход от самостоятельного интеллектуального поиска к постепенному включению в процесс других и когда они становятся «Значимыми Другими» и источником контроля. Отдельная проблема — включение личной конверсии в миссионерскую работу религиозной организации. Мы, к сожалению, в каждом отдельном случае конверсии не знаем доподлинно точно, мотивирован ли интеллектуальный поиск индивида внутренне или его определила полученная извне информация.
Наша гипотеза заключается в том, что инициатором интеллектуального поиска может выступать не только индивид, но и религиозные организации, которые предлагают рациональную модель обращения. Можно предположить, что подобная модель существует и у сциентистских НРД (к примеру, сайентология), и у тех, чье вероучение не основано на применении наукообразной терминологии. Рассмотрим модель, которую предлагает своим конверситам религиозная организация Свидетели Иеговы.
Обращение как рациональность: сценарии Свидетелей Иеговы
Модель Свидетелей Иеговы мы рассмотрим с помощью скрипт-теории[8]. Скрипт-теория – это контекстно-зависимая концепция, которая рассматривает любое социальное действие как набор простых и повторяемых операций. Теория была разработана специалистами в области искусственного интеллекта Роджером Шенком и Робертом Абельсоном[9], но ее можно использовать и в религиоведческих исследованиях[10].
Скрипт – это некий сценарий поведения индивида[11], который (а) составляет модель его опыта и (б) конструирует реальность. Человек получает огромный объем знаний коллективно, само знание бывает двух видов – общее (general) и специфическое (specific) знание (knowledge). Первое позволяет человеку понимать и интерпретировать действия других людей, второе – приобретается самим индивидом как информация о повторяющихся событиях.
Авторы полагают, что каждое событие может быть представлено как совокупность простых (примитивных) действий, составляющих причинно-следственную целостность. Эти простые действия и образуют скрипт – структуру, «которая описывает соответствующую последовательность в том или ином контексте»[12]. Скрипт состоит из слотов – простейших действий, которые и составляют алгоритм нашего поведения. Эта теория позволяет деконструировать поведение на отдельные конструкты / слоты, а затем с их помощью восстанавливать более четкую картину.
Все примитивные действия можно классифицировать и обозначить следующим образом (указанные обозначения «не являются названиями категорий для глаголов», они лишь «элементы действия»)[13]:
ATRANS | передача абстрактных отношений, таких как владение, собственность или контроль: купля, продажа, отдача, получение. |
ATTEND | внимание, действие органов чувств по отношению к стимулу: слушать, видеть и т.д. |
EXPEL | исключение объектов из тела живого актора: секреция, кричать, потеть и т.д. |
GRASP | схватывание объекта: ловить, брать, взять и т.д. |
INGEST | принятие объектов во внутрь живого актора: глотать, дышать, пить и т.д. |
MBUILD | конструирование новой информации из полученной информации: решать, анализировать, вообразить и т.д. |
MOVE | действие, чаще всего безинструментальное: поцеловать, пошевелить, обнять и т.д. |
MTRANS | передача информации между индивидами. Делится на две части:– CP (краткосрочная память): услышать, увидеть, понять и т.д.
– LP (долговременная память): выучить, знать и т.д. |
PROPEL | применение физической силы к объекту, изменение его физического состояния: бросать, толкать, прерывать и т.д. |
PTRANS | физическое перемещение к объекту, движение: идти, путь, ехать и т.д. |
SPEAK | «производство» звуков, в первую очередь речь, но в тоже время и игра на музыкальных инструментах, мурлыкание и т.п.: говорить, музицировать, напевать и т.д. |
Скрипты составляют повседневность, являются стереотипными, их изменения происходят автоматически и неявно, они полностью не хранятся в памяти, на них есть только указания, которые помогают восстановить их полностью.
Свою теорию Р. Шенк и Р. Абельсон рассматривают на примере сценария «В ресторане». Это легкий скрипт, о выполнении которого мы не задумываемся, он позволяет выполнять те вещи, которые кажутся нам сами собой разумеющимися.
Джон приходит в ресторан.
Он смотрит меню.
Он делает заказ.
Официант приносит заказ.
Джон ест, платит за счет и уходит.
Это пример стереотипного и типичного сценария, сам «Джон», «официант», авторы концепции, ее читатели прекрасно понимают его без объяснения. Более того, если мы опустим некоторые слоты скрипта, сценарий все равно будет нам понятен. Общество может существовать только потому, что все мы обладаем такими сценариями. Социализация, в принципе, может рассматриваться как научение такому сценарию.
Также стоит отметить, что скрипт-теория хорошо работает при:
а) стандартизированных ситуациях;
б) при эмпирических исследованиях, особенно при использовании методов визуальной социологии;
в) при обработке массивов текстов[14].
Данная теория была применена нами в исследовании серии статей в журнале «Сторожевая Башня» религиозной организации «Свидетели Иеговы», посвященных обращению ее членов в веру. Эти тексты, публикуются в разделе «Библия меняет жизнь» /«The Bible Changes Lives» и просвещены рассказам членов организации об их приходе / возвращении в общину, то есть, по сути, являются автобиографическими материалами о конверсии. Выборка составила 70 статей из журналов за 6 лет.
Раздел «Библия меняет жизнь» предваряется информацией об интервьюере: год рождения, страна происхождения, информация, кем он был до конверсии.
Сам раздел состоит из частей «Мое прошлое» (история жизни до знакомства со Свидетелями Иеговы), «Как Библия изменила мою жизнь» (история конверсии), «Как улучшилась моя жизнь» (результат, как улучшилась жизнь после обращения).
В результате контент-анализа массива (V=77), на основании скрипт-теории, были выделены три скрипта (сценария) обращения:
- для индивидов, находящихся в условиях социальной деградации и десоциализации (обращение – кардинальное изменение жизни): «Им приходилось бороться с серьезными трудностями, такими как наркотическая зависимость, злоупотребление алкоголем или вспыльчивый характер» («Сторожевая башня», 01.07.2012);
- для успешного человека (обращение – поиск смысла жизни): «Одни из них, до того как начали узнавать об Иегове Боге, были успешными, но чувствовали, что их жизнь была бессмысленной» («Сторожевая башня», 01.07.2012);
- для отклонившегося члена религиозной организации «Свидетели Иеговы» (обращение – реконверсия): «Некоторые с детства знали об Иегове, но на какое-то время оставили христианский путь» («Сторожевая башня», 01.07.2012).
Большая часть сюжетов (V=32) связана с первой группой – для индивидов находящихся в условиях социальной деградации. По мнению Свидетелей Иеговы это те, кто:
— был алкоголиком;
— был наркоманом;
— играл в азартные игры;
— вырос в неблагополучной социально-экономической среде;
— был преступником;
— пытался совершить суицид;
— был геем;
— был рок – музыкантом.
Эти сценарии построены по следующей схеме:
(а) рассказчик рос в тяжелых социально-экономических условиях;
(б) постепенно проблемы накапливаются, рассказчик находит утешение в алкоголе и наркотиках;
(в) происходит встреча со Свидетелями Иеговы, осознание бессмысленности своей жизни и истинности учения;
(г) начало изучения Библии со старейшиной и крестился как Свидетель Иегова;
(д) счастливая жизнь, наполненная смыслом, служение пионером или старейшиной.
С точки зрения скрипт-теории, этот сценарий легко укладывается в схему:
Предпосылка
MOVE – действие – жизнь вне веры
MOVE – действие – социальная деградация
MBUILD – осмысление новой информации — чувство пустоты
MOVE – действие – приход в общину
MTRANS – получение информации – изучение Библии со старейшиной
MBUILD – осмысление новой информации – принятие слова Иеговы
MOVE – действие – Крещение.
Результат.
Вторая группа – сюжеты об успешных людях (V=26). По мнению Свидетелей Иеговы это те, кто был:
— успешным бизнесменом;
— профессиональным спортсменом (чаще всего связанным с боевыми искусствами и экстремальными видами спорта);
— активным политическим и гражданским деятелем;
— активным верующим из другой конфессии (католики, мормоны и т.д.)
Эти сценарии построены по следующей схеме:
(а) рассказчик рос в благополучной семье;
(б) рассказчик успешен в своей сфере и живет в свое удовольствие;
(в) рассказчик чувствует бессмысленность своей жизни;
(г) происходит встреча со Свидетелями Иеговы и осознание истинности учения;
(д) начало изучения Библии и крещение как Свидетель Иегова;
(е) счастливая жизнь, наполненная смыслом, служение пионером или старейшиной.
С точки зрения скрипт-теории, этот сценарий легко укладывается в схему:
Предпосылка
MOVE – действие – жизнь вне веры
MBUILD – осмысление новой информации – чувство пустоты
MOVE – действие – приход в общину
MTRANS – получение информации – изучение Библии со старейшиной
MBUILD – осмысление новой информации – принятие слова Иеговы
MOVE – действие – Крещение.
Результат.
Третья группа сюжетов (V=19) – об отклонившихся членах Свидетелей Иеговы – наиболее малочисленна (всего 3 рассказа из всего массива).
Этот сценарий подразумевает следующую схему:
(а) рассказчик воспитывался в семье «Свидетелей Иеговы», при этом родители «делали все возможное, чтобы привить мне любовь к Иегове и к его Слову» («Сторожевая башня», 01.04.2012, с.12);
(б) в подростковом возрасте рассказчик уходит из общины и семьи, начинает вести аморальный образ жизни;
(в) крайняя степень деградации – употребление алкоголя и наркотиков;
(г) посещение общины – осознание бессмысленности своей жизни и истинности учения Свидетели Иеговы;
(д) начало изучения Библии со старейшиной и крещение как Свидетель Иегова;
(е) счастливая жизнь, наполненная смыслом, служение пионером или старейшиной.
С точки зрения скрипт-теории, этот сценарий легко укладывается в схему:
Предпосылка.
MOVE – действие – уход от веры
MBUILD – осмысление новой информации – чувство свободы
MOVE – действие – социальная деградация
MBUILD – осмысление новой информации – чувство пустоты
MOVE – действие – возвращение в общину
MTRANS – получение информации – изучение Библии со старейшиной
MBUILD – осмысление новой информации – принятие слова Иеговы
MOVE – действие – Крещение.
Результат.
Мы видим, что в принципе, все сценарии конверсии схожи между собой и отличаются лишь в незначительных ситуационных деталях.
Главным здесь является слот MTRANS – передача, принятие и запоминание информации. Это позволяет нам говорить о коммуникации как основе жизнедеятельности индивида в данной религиозной организации.
Ключевой причиной каждого сценария выступает «изучение» Библии и коммуникация с членом организации при изучении Священного Писания. Если рассматривать «изучение» как постижение чего-либо нового или овладение новым знанием, то следует признать, что перед нами модель обращения, которая связана не с аффективной или поведенческой стороной религиозного опыта, а с когнитивной. Это позволяет отнести конверсию, которая характерна для Свидетелей Иеговы, к рациональному типу.
В В сценариях Свидетелей Иеговы отсутствует чудо как таковое, есть только слово и взаимодействие, которые выстраивают рядовые члены и старейшины. «Чудесное» или «чудо» вытеснено у Свидетелей Иеговы: как следствие, теология, а за ней и религиозное обучение становятся простыми и прагматичными. В такой ситуации индивид если и не становится «обыденным теологом», то по крайней мере повышает свою собственную самооценку в сфере познания. Да и сама система религиозного обучения у Свидетелей Иеговы проста и доступна для всех членов организации: текст, вопрос и ответ, содержащийся в тексте, закладывают уже новые знания и поведенческие сценарии.
Смысл жизни, который индивид приобретает в результате выполнения полученного сценария, также является результатом рационального действия, а не чудесного преображения. Как указывает Инес Джиндра (Ines W. Jindra), конверсия выступает как реакция на «дезорганизацию» и ее преодоление[15]. В литературе Свидетелей Иеговы легко проследить те элементы скрипта, которые Р. Шенком и Р. Абельсоном названы главным предварительным основанием (Библия) и основаниями внутреннего осмысления (потребности и мотивы человека). Священное Писание одновременно выступает и как локус контроля, и как авторитет, и как источник знания. Интернальность же здесь отступает на второй план, индивид все время соотносит свое поведение с главными основаниями сценария. То есть, к примеру, если для «обычного» человека главным предварительным основанием сценария «Джон приходит в ресторан» будет чувство голода, то для члена организации Свидетели Иеговы не противоречие идеи «ресторана» Библии.
Рациональность и обращение: подводя итоги
Как можно объяснить подобную рациональность? Думается, что здесь стоит говорить о трех уровнях интерпретации. Первый — это индивидуальный уровень, о котором уже говорилось выше. Конверсия в таком варианте является результатом интеллектуального поиска чаще всего на фоне нарушения эмоционального состояния (подавленность, чувство пустоты и т. д.). «Интеллектуальность» можно объяснить как внешними, так и личностными причинами. Современное общество рационально, а «знание» само по себе имеет большую обоснованность и «понятность», чем переживаемый религиозный опыт. При этом чем меньше «знания»/информации в обществе о той или иной религиозной системе, тем специфичней ее сбор и процесс осмысления индивидом. Очень показательны в данном случае воспоминания об обращении в Советском Союзе, когда верующие были чем-то «социально иным», а накопление материалов шло через науку, библиотеки и самиздат[16]. При учете положения религиозной организации в социуме и/или его маргинализации в общественном мнении получение информации может играть двоякую роль. На первом этапе накопление «знания» является фактором преодоления социальных стереотипов. На втором этапе оно служит основой для создания новых социальных связей/разрушения старых, в зависимости от принятия/непринятия факта конверсии обществом[17]. К личностным факторам можно отнести проблему формирования новой идентичности, когда индивиду требуется, чтобы «непрерывность и тождество признавались окружающими», и часто это происходит с помощью «интеллектуального ощущения общности»[18]. Кроме того, интеллектуальный поиск и успех, приводящие к обращению, оказывают положительное влияние на когнитивный компонент Я-концепции[19].
Второй — это уровень институтов – религиозных организаций. Мы видим, что Свидетели Иеговы предлагают рациональность как основу своей религиозной системы. Интересно, что при классификации религиозных объединений и движений данный аспект не учитывается, поскольку в риторике этой организации (в отличие, например, от сайентологии или «христианской науки») нет сциентистских терминов, а в самом вероучении — претензий на научность[20]. Такой выбор «рациональности» обоснован, факторами, которые можно объяснить теорией рационального выбора[21]: организация предлагает в качестве религиозного товара (religious goods) то, что востребовано потребителями на религиозном рынке. Востребованность же можно объяснить (а) простотой; (б) буквализмом; (в) ценностью интеллектуального. Вряд ли основатель религиозной организации или люди, сейчас ею управляющие, исходят из идеи религиозного товара или услуг. Можно предположить, что скорее это обосновано прагматизмом, столь характерным для американской культуры: слот MTRANS – получение информации – более прост и понятен, чем приятие абстрактных отношений (мистический опыт) – ATRANS.
И вот здесь мы переходим на третий уровень, который условно обозначили как уровень интерпретаций. На основе современных исследовательских теорий можно предположить, что рациональность и прагматичность выступают в качестве стремления избежать избыточности контринтуитивных идей[22]. В условиях информационной перегрузки (или шума) индивид так или иначе выборочно относится к нужному ему «религиозному знанию» и стремится к «когнитивному оптимуму». Конечно, то, что мы подразумеваем под этим термином, далеко от понятия, которое ввел Паскаль Буайе. Но несомненно и то, что индивид выбирает для себя некий набор, связанный с религиозными представлениями, и чем больше они в его понимании рациональны, правдоподобны и легче запоминаются, тем проще он ими оперирует. Тодд Тремлинн указывает, что «религиозные объединения и организации служат когнитивным и психологическим целям; они основаны на работе психических механизмов, поддерживающих социальное существование человека»[23]. Это только подтверждает наше предположение, что по крайней мере одна религиозная организация Свидетели Иеговы предоставляет индивиду возможность (через упрощение или прагматичную рационализацию) избежать ненужную для него избыточную контринтуитивность. Этот механизм в сравнении с другими христианскими системами лишен некой изящности. Если «классический» протестантизм отрицает почитание икон как идолопоклонство, то Свидетели Иеговы действуют более радикально. Так, например, отрицание Креста как значимого христианского символа и предмета поклонения происходит через отрицание его существования в принципе: «…в классическом греческом языке под словом стаурдс… главным образом подразумевается вертикальный столб, или шест, и нет никаких доказательств тому, что участвовавшие в написании Христианских Греческих Писаний, использовали данное слово, имея в виду столб с перекладиной»[24]. Объяснить догмат о Троице современному человеку намного труднее, чем четкую иерархическую систему, которую излагают Свидетели Иеговы: Иегова – единственный истинный Бог, Иисус Христос – сын Бога, Святой Дух – действующая сила Бога. Понимание и объяснение mens ipsa, notitia mentis и voluntas или ὁμοούσιος требует специальной богословской подготовки, допущение тайны и непостижимости. Для понимания учения Свидетелей Иеговы нужна лишь буквалистическая трактовка текста Библии: «Действительно ли вопрос о том, кто такой Бог – это “глубокая тайна”? Иисус так не считал. Молясь Богу, он показал четкое различие между собой и своим Отцом: “Чтобы иметь вечную жизнь, необходимо приобретать знания о тебе, единственном истинном Боге, и посланном тобой Иисусе Христе” (Иоанна 17:3)»[25]. Таких примеров в учении Свидетелей Иеговы – сотни.
Таким образом, не только индивид использует рациональный тип религиозного обращения, но и религиозное объединение может его предлагать в качестве поведенческого сценария. Стабильный рост религиозной организации «Свидетели Иеговы» (в среднем около 2% в год)[26] свидетельствует о том, что выбранная стратегия конверсии эффективна в современном обществе независимо от культурных различий и менталитета.
[1] См. подробнее: The Oxford handbook of religious conversion / edited by L.R. Rambo and C. Farhadian. Oxford, 2014. 803p.
[2] Об этом свидетельствует и не большое количество публикаций по теме, и узкий круг специалистов, занимающихся проблемой. См., например: Ипатова Л.П. Теории религиозного обращения // Религиоведение. 2006. № 4. С. 88–101; Любимова А.И. Теории религиозной конверсии и новые религиозные движения в России // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2009. Т. 10. № 1. С. 70–74; Буланова И.С. Смысловое содержание религиозной конверсии // Религиоведение. 2013. Т. 4. С. 132–138; Исаева В.Б. Современные концептуальные модели социологии конверсии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 166. С. 108–113; Ардашева Л.А. Основные парадигмы в изучении религиозного обращения // Религиоведение. 2013. Т. 2. С. 150–161; Крюков Д.С. Стадии и направленность религиозного обращения // Дискуссия. 2014. № 5 (46). С. 20–26. и др.
[3] Kilbourne B., Richardson J.T. Paradigm Conflict, Types of Conversion, and Conversion Theories // Sociological Analysis. 1988. Vol. 50 (1). P. 1–21
[4] Ibid. P. 1–2.
[5] Ibid. P. 2. О моделях обращения в рамках этой парадигмы см. статью Л.А. Ардашевой в этом сборнике.
[6] Lofland, J., Skonovd N. Conversion Motifs // Journal for the Scientific Study of Religion. 1981. Vol. 20. P. 376.
[7] The Oxford handbook of religious conversion… P. 90.
[8] Отметим, что данная теория применялась П. Буайе в исследованиях ритуала (Boyer, P. The Naturalness of Religious Ideas: A Cognitive Theory of Religion. Berkeley and Los Angeles, California, 1994. Pp. 203 – 209). Мы немного отойдем от заданной им направленности – исследуя не само действие, а массив текстов о нем говорящих.
[9] Schank, R., Abelson R.P. Scripts, plans, goals, and understanding: an inquiry into human knowledge structures. Hillsdale, N.J., 1977. 284 p.
[10] См. подробнее: Фолиева Т.А. Скрипт-теория в религиоведческих исследованиях: поиск оснований // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2013. № 5. С. 78–92.
[11] Отметим, что скрипт во много схож с понятиями «паттерн» в бихевиоризме и «габитус» у Пьера Бурдье, да и сама идея рассматривать человеческое поведение как систему отдельных элементов постоянно проявлялась и проявляется в социогуманитарных науках. По сути, и паттерн, и габитус – это «сконструированные объективные вероятности» (Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. Том I, 1998. № 2. С. 40-58.)
которые скрипт-теория пытается исследовать с помощью алгоритмов.
[12] Schank, R., Abelson R.P. Scripts, plans, goals, and understanding… Pp. 11.
[13] Schank, R., Abelson R.P. Scripts, plans, goals, and understanding… Pp. 11–14.
[14] Schank, R., Abelson R.P. Scripts, plans, goals, and understanding: an inquiry into human knowledge structures… Pp. 11-14, 36-37, 50-53.
[15] Jindra, I.W. A new model of religious conversion : beyond network theory and social constructivism / by Ines W. Jindra. Boston : Brill, 2014. 228 pp. P. 68 -69.
[16] См. к примеру: Как я пришел в Сознание Кришны. Сборник писем и историй. Омск, 2005. 592 с.
[17] См.: Snow D.A., Phillips C.L. The Lofland-Stark Conversion Model: A Critical Reassessment// Social Problems, Vol. 27, No. 4 (Apr., 1980), pp. 430 – 447.
[18] Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис : учеб. пособие / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых; пер. с англ. [Андреева А. Д. и др.]. 2-е изд. М., 2006. С. 57, 211.
[19] Отдельный вопрос, как влияет право и обязанность членов религиозной организации проповедовать вероучение. В качестве гипотезы можно выдвинуть предположение, что именно оно будет оказывать стимулирующее и положительное влияние на самооценку в частности и Я-концепцию в целом.
[20] См. к примеру: Stark, R. Bainbridge, W.S. Of Churches, Sects, and Cults: Preliminary Concepts for a Theory of Religious Movements // Journal for the Scientific Study of Religion Vol. 18, No. 2 (Jun., 1979), pp. 117-131. Мартинович, В. А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция. Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Т. 1 / В. А. Мартинович. Минск, 2015. 560 с.
[21] Stark R., Bainbridge W.S. A Theory of Religion. New Brunswick, N.J., 1987.
[22] Не будем углубляться в специфику когнитивного религиоведения. Более подробно см.: Boyer P., Ramble C.Cognitive Templates for Religious Concepts: Cross-Cultural Evidence for Recall of Counter-Intuitive Representations // Cognitive Science. 2001. Vol. 25. P. 535-564. Малевич Т.В., Фолиева Т.А. «Естественность» религии и «естественная религия» в когнитивном религиоведении // Философия и культура. 11(83) .2014. С. 1605 – 1617.
[23] Тремлин Т. Когнитивный и сравнительный подходы: как новое когнитивное религиоведение может помочь сравнительному религиоведению? // Религиоведческие исследования = Researches in Religious Studies. 2012: № 1-2 (7-8). M., 2013. 276 с. С. 25.
[24] Столб мучений // http://wol.jw.org/ru/wol/d/r2/lp-u-ru/1200004456#h=2
[25] Иисус Христос. Бог ли он? // Сторожевая Башня. Апрель 2009.
[26] По данным Ежегодника Свидетелей Иеговы за 2014 год он составляет 2,1% (Ежегодник Свидетелей Иеговы 2014. Германия, 2014. С. 176).
Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ 14-18-03771 «Современная западная психология религии: адаптация в российском контексте», организация-адресат финансирования — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
Источник: Религиозная жизнь