Монахи: в вопросах и ответах
Дата публикации: 07.10.20134 октября в культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация книги Юлии Посашко «Монахи» из серии «Люди церкви», героями которой стали насельники разных монастырей России и Беларуси. Бесспорно, интерес к теме современного монашества есть: презентация собрала полный зал.
Что известно об этом неоднозначном социальном феномене? Почему люди уходят в монастырь? Почти все присутствующие на презентации, кроме самих героев книги, были миряне. Возникает закономерный вопрос: зачем знать о монашеском пути мирянину? Автор книги ответила так: «Я делала книгу с убеждением, что разговор о монашестве – это разговор о самом главном в христианстве, разговор о пути следования за Христом, о воплощении Евангелия в жизнь». По мнению Ю.Посашко, и сегодня среди церковных людей возникает вопрошание, часто негативное: зачем нужно это бегство из мира? Желание дать ответ с точки зрения современности подвигло автора создать эту книгу.
● Что случилось в Вашей жизни, что Вы перечеркнули все, что имели?
● Может ли человек по ошибке прийти в монастырь?
● Как может ощущать себя монах, зная, что у него\нее есть дети?
● Как может ощущать себя человек, зная, что его родитель – монах?
● Как быть мирянам, когда вокруг столько соблазнов?
Что случилось в Вашей жизни, что Вы перечеркнули все, что имели?
Игумен Нектарий (Морозов), г.Саратов: «Часто мы, пытаясь сформулировать свое отношение к каким-то очень сложным, глубоким вещам, немного промахиваемся в словах. Сегодня я слышал, что кто-то из нас что-то бросил, что-то с каждым из нас случилось. Мне кажется, что это немного не так. Принятие человеком монашества – это не свидетельство того, что с ним что-то случилось, а скорее это закономерное следствие тех внутренних процессов, которые происходят в его душе.
Каждый человек, который встречает Бога на путях своей жизни, определенным образом выстраивает отношения своей души с Богом. В какой-то момент человек может почувствовать, что его душа требует некой особой предельной близости, без которой она просто пропадает, не может больше существовать. И тогда человек принимает решение о принятии монашества.
Когда говорят о том, что человек ушел в монастырь, у меня всегда что-то против этого восстает, потому что мне кажется, что человек в монастырь не уходит, а приходит. Уйти в монастырь – это значит уйти от чего-то, а прийти значит прийти куда-то.
Точно также нельзя что-то бросить в миру, потому что нельзя скомкать свою жизнь, бывшую до монашества, и бросить ее, как что-то несостоявшееся, начать все заново. Нет. Человек подводит итог тому, что было, и начинает жизнь иную.
Монашеская жизнь не особенно отличается от жизни христианина, который живет в миру. Просто в монашестве человек имеет возможность реализовать то, что порою в миру не получается в силу бытовых, житейских обстоятельств».
Игумен Михаил (Семенов), с.Клыково: «Те, кто бросает, возвращаются. Те, кто приходят в монастырь с каким-то разочарованием в жизни, думая, что оставив трудности в миру, они найдут что-то необыкновенное в монастыре, как правило, не находят этого и возвращаются, потому что не с этим расположением духа, мысли нужно приходить.
Нужно иметь четкое убеждение, что тебе нужно. Если человек думает, что его батюшка благословит и все объяснит, – это путь в никуда. Человек должен созревать в миру, должен к этому готовиться и приходить уже подготовленным.
Монастырь – это не образовательная школа, а передовая, где нужно заниматься делом. Если человек к этому не готов, то он на уровне дошкольной подготовки.
Жизнь в монастыре и жизнь в миру с христианской точки зрения ничем не отличаются. Если кто-то думает, что жизнь мирянина должна отличаться, то он глубоко ошибается, потому что не понимает своего предназначения».
Мать Иулиания (Денисова), г.Минск: «Я в монастыре-то 6 лет, из них только 3 года в постриге. Это было недавно, я пришла в монастырь в пожилом возрасте, отметила 50-летие и через пару недель получила благословение в монастырь.
Что случилось? В моем случае можно ответить: внешне – ничего. Не произошло никаких катаклизмов в жизни, они все остались в том прошлом, когда происходило мое воцерковление, приход в христианство, к православию. А на этот момент – ничего, все было вполне благополучно, даже какая-то известность пришла.
Но это вид в разрезе. А вид сверху был совсем другой, и это другой план бытия, в котором все кричало, что так дальше нельзя, что я так больше жить не должна и не могу. Вот то, что кипело и бурлило, вылилось внезапно, хотя потом стало понятно, что оно готовилось всей жизнью, и айсберг стал виден, а до этого была только верхушка.
Призыв в монастырь… Мне кажется, каждый из монашествующих в той или иной степени в том или ином виде этот призыв почувствовал. Объяснить это сложно».
Иеромонах Макарий (Маркиш), г.Иваново: «Если вы откроете книгу сщмч. Илариона (Троицкого) «О единстве Христова идеала», то увидите, что мы все четверо точно по этому трактату все изложили. Христос один, Церковь одна, но разные состояния, как есть мужчины и женщины, монахи и миряне.
Я должен вспомнить своего учителя и наставника прот.Романа Лукьянова, настоятеля Богоявленской Бостонской церкви, который меня когда-то окрестил. Когда мне пришло время возвращаться в Россию и двигаться в сторону монастыря, он дал мне такой совет: «Учись искать святости в Христе, не ищи святости в людях, ищи ее в Господе, вот там ты ее найдешь». Это мне очень сильно помогло, думаю, поможет всем вам.
← Выбрать другой вопрос
Большая часть насельников монастырей – это люди, которые пришли не в силу духовной потребности, а, например, потому что не смогли реализовать себя в миру. Как вы это прокомментируете?
Игумен Нектарий (Морозов), г.Саратов: «Каждый из нас, живущих христианской жизнью людей, знает, что внутреннее дается гораздо сложнее, нежели внешнее, поэтому очень часто мы во внешнее бежим, т.к. нет ничего труднее и мучительнее, нежели заниматься изменением и исправлением себя.
Суть монашеской жизни – внутренне делание. Если предположить, что в монашество приходит человек, у которого ничего в жизни больше не получилось, т.е. не получилось более простое, и он принимает монашество в какой-то странной надежде, что у него должно получиться более сложное, – на самом деле так быть не может.
В монастырь не надо бежать, а надо идти вследствие готовности к этой жизни, вследствие понимания того, что эта жизнь из себя представляет. Большинство людей приводятся в монашество чувством неудовлетворенности не тем, как их жизнь сложилась, а чувством неудовлетворенности в себе, в том, что слишком много их от Бога отдаляет, слишком много их связывает по рукам и ногам».
Игумен Михаил (Семенов), с. Клыково: «Я лучше расскажу краткую историю. В Оптиной Пустыни в 90-х гг. все было очень грязненько, скромненько, братии было мало. Был там такой монах Николай, маленький старичок, который топил угольную котельную. Как ни придешь: открывается дверь из подвала, оттуда клубок дыма и выходит отец Николай – в саже, грязненький, какой-то никчемный человек. Единственное, что он может делать, – это топить грязную котельную.
Но этот человек жил в полном послушании, делал то, что умел. Мы подмечали, что на вопросы он отвечал простым языком, но советы его очень помогали. Этот монах закончил жизнь так, что дай Бог каждому богослову так закончить: оделся во все монашеские одежды, возле иконы зажег свечу и скончался.
Как можно оценить «кчемность» и никчемность? Если человек делает свое дело качественно и с любовью, то Господь это принимает, неважно, кто он – калека или богослов».
Как человеку понять, что призыв к монашеству действительно от Бога, а не результат внутренних проблем, не что-то придуманное?
Мать Иулиания (Денисова), г.Минск: «Это вопрос всех вопросов, это важно, потому что ангел не спустится и не скажет: «Это твоя стезя, иди». Нужно понять это из обстоятельств своей жизни на тот момент, когда Господь тебя призывает. Как понять, это Он тебя призывает или это твои фантазии?
Приведу пример, над которым мне приходилось размышлять. Наш монастырь возник из сестричества милосердия, где белые сестры несли послушание в психиатрической больнице. 15 из них написали прошение с просьбой основать монастырь и стали первыми послушницами. У нас и сейчас есть это сестричество, оно растет, но почему-то не вылупливаются из этих беленьких черненькие.
Второй момент. Женский монастырь – казалось бы, должно быть большое скопление разбитых сердец. У нас 108 сестер, и я не знаю ни одной сестры, которая бы пришла, потому что у нее не сложилось что-то в личной жизни.
Я считаю, что прийти в монастырь по ошибке и остаться там, а потом через 20 лет понять, что это было не твое, – невозможно. А вот уйти по ошибке можно, и такое, к сожалению, бывает».
Иеромонах Макарий (Маркиш), г.Иваново: «Тот же самый вопрос относится к монашеству, браку и любому шагу, любому серьезному жизненному решению.
Если человек как рыба в воде живет в церкви, просто живет христианской жизнью, то он в этой христианской церковной среде и находит те внешние критерии, по которым он может понять, что и как происходит в его душе».
Может ли человек по ошибке прийти в монастырь?
Игумен Нектарий (Морозов), г.Саратов: «Человек не может по ошибке прийти к Богу, потому что приход к Богу – это не ошибка, а момент истины в его жизни. А вот впоследствии ошибок может быть очень много.
Человек может по ошибке вступить в брак или принять монашество. Когда это происходит? Тогда, когда человек принимает монашество, не понимая, что это такое, принимает монашество, не будучи к нему готовым. Впоследствии, опытно узнав, что такое монашество, он понимает, что это было ему не по силам, не близко его душе. Тогда человек либо ломается, либо уходит из монастыря, либо открывает в себе нечто, чего он прежде в себе не знал.
Безусловно, духовник должен всматриваться в каждого пришедшего в монастырь человека и помогать ему в принятии самостоятельного решения».
Почему человек, оставивший монастырь, подвергается упрекам, откуда такое строгое отношение к неудавшемуся монашеству?
Игумен Нектарий (Морозов), г.Саратов: «Что касается строгости, то никто из нас не относится к людям, монашество оставившим, как к предателям, отступникам. Мы ко всем этим людям относимся с любовью и состраданием и молимся о них.
Откуда такая дисциплинарная строгость? Мне кажется, надо вспомнить слова старца Паисия о грехе самоубийства. Он сказал о том, что мы не отпеваем человека, который покончил с собой, не потому, что мы его отвергаем, а мы просто таким образом свидетельствуем о том, насколько это страшный грех, и этим свидетельством стараемся отвратить от принятия такого решения тех, кто так или иначе думает о Боге. То же самое можно сказать о тех, кто оставляет монашество».
← Выбрать другой вопрос
Вопрос отцу Михаилу:
Вы долгое время жили бок о бок со святым человеком – схимонахиней Сепфорой. Каково это, жить рядом со святым?
Игумен Михаил (Семенов), с. Клыково: «Если отвечать однозначно, то это была жизнь с ангелом. Ей было 100 лет, внешне – старушка, но это мудрость, это чистота мысли.
Она с детства хотела монашества. В те времена нельзя было просто захотеть и пойти в монастырь, как сейчас, на полный пансион. Чтобы поступить в монастырь, нужно было внести финансовый вклад. Если семья была состоятельная, она могла это позволить, а у матушки Сепфоры рано умер отец, и семья не могла себе этого позволить. Поэтому мама посоветовала ей выйти замуж, и мать Сепфора воспитала 4 детей.
Это образ русской женщины, то, что у нас утеряно. Это бесконечное терпение, бесконечное упование, горячая молитва, вера без сомнения».
← Выбрать другой вопрос
Как может ощущать себя монах, зная, что у него\нее есть дети?
Мать Иулиания (Денисова), г.Минск: «История моя, как я ее сейчас вижу, имеет своим итогом то, что я в монастыре, а все предыдущее было подведением к этому.
Сейчас я, конечно, вижу во всем Промысел Божий. Пошла бы я тогда в монастырь: белоручка, очень гордая, самоуверенная – что бы со мной было? Может, я бы пополнила тогда ряды тех, кто по ошибке ушел из монастыря.
Бог мне дал 50-летнюю жизнь с полным познанием того, что есть семья, с тем, чтобы вырастить трех детей, трех друзей, моих единомышленников.. теперь уже. Сейчас я уже могу посмотреть на свою жизнь с благодарностью. Не пройди я этого пути…
В какой-то момент, когда последний из моих детей поступил в консерваторию, все это и произошло в одночасье. Действительно, это было промыслительно, как я сейчас вижу, никто из них не пострадал от моего поступка».
← Выбрать другой вопрос
Как может ощущать себя человек, зная, что его родитель – монах?
Игнатий, сын монахини Иулиании: «Призыв – хорошее слово. Как изменилась моя жизнь с уходом матери в монастырь? Житейски – вроде бы никак, с детства меня воспитывали в самостоятельности.
Вас, наверное, больше интересует, как в духовном плане изменилась моя жизнь. Может быть, Вас это удивит – никак. Потому что вопрос прихода к Богу человека – это вопрос личный, Вам не может помочь даже мама. Вы сами. Не нужно во внешних обстоятельствах искать что-то: вот, мама ушла в монастырь – все, пора в храм. Нет, это внешние обстоятельства, которые потом могут лопнуть, как мыльный пузырь. Нужно дождаться очевидности».
← Выбрать другой вопрос
Что это за время такое, что монахи не уходят из мира в монастырь, а наоборот исходят в мир? Зачем монахам становиться популярными?
Игумен Михаил (Семенов), с.Клыково: «Как в Евангелии сказано: свеча ставится не под спуд, а на подсвечник, чтобы светила всем. Каждый, кто становится священником, понимает, на что он решается – это уже вопрос служения. А кому служить? Христианскому обществу, и не только христианскому».
Игумен Нектарий (Морозов), г.Саратов: «Мне очень близко то возмущение, которое в этом вопросе прозвучало. Но в этом вопросе ключевые слова – «что за время такое», а вот каждое время, каждый период имеет свои особенности. Когда человек принимает монашество, он полностью передает свою судьбу в руки Божии. Большая часть из нас, пришедших в монастырь и оказавшихся на приходском служении или на административном поприще, этого не планировал, а некоторые, может, если и представляли, то в самом кошмарном сне. Есть некоторое естественное течение нашей жизни, которое иногда похоже на внешнюю славу, иногда похоже на позор (бывает по-разному), но самое главное – понимать, что ты принял то, что послал Господь».
← Выбрать другой вопрос
Как быть мирянам, когда вокруг столько соблазнов?
Мать Иулиания (Денисова), г.Минск: «У меня часто спрашивают, где легче: в монастыре или в миру. Сначала я отвечала “Не знаю, везде есть свои плюсы и минусы, что-то тяжело, что-то легко”. А с недавнего времени я отвечаю, что в миру тяжелее, труднее, потому что там столько много попечений не о себе, а о ближних, и столько разных направлений своей деятельности!»
Иеромонах Макарий (Маркиш), г.Иваново: «Жизнь монахов и остальных людей в принципе одинакова. Что ж это за принцип? Бог есть любовь. Что такое любовь? Любовь значит отдать себя. Монашество имеет ясные аналогии с двумя явлениями жизни вне монастыря – это вступить в брак и пойти добровольцем на фронт. Когда мужчина и женщина становятся мужем и женой, они отдают себя друг другу. То же самое делает солдат или офицер, который идет добровольцем на фронт».
← Выбрать другой вопрос
Христианство – религия радости. Какие радости есть у монаха? Ощутили ли Вы себя более радостным и более свободным, когда приняли постриг?
Игумен Нектарий (Морозов), г.Саратов: «Надо сказать о том, что уже сегодня неоднократно звучало: о единстве христианства и монашеской жизни. Радость монашеской жизни такая же, какова и радость жизни христианской. Единственным источником радости является Господь, а единственным, что мешает нам эту радость ощущать – те препятствия, которые стоят между нами и Богом. Мы часто совершаем ошибку, нам кажется, что какие-то обстоятельства, а порой и сама наша жизнь – это что-то, что нам мешает быть с Богом. А мешает нам быть с Богом то, что мы обретаем в самих себе, Богу чуждое.
Если говорить о различиях монашеской жизни и жизни в миру, то у монахов в принципе значительно больше свободы, времени, какой-то внутренней энергии для того, чтобы разобраться в себе и понять, что же именно мешает быть с Богом ему. Хотя еще раз повторюсь, что в этом должно заключаться делание любого верующего человека. Радость монашества – в этом преодолении и в том, чтобы быть настолько близко, насколько Господь даст этому человеку приблизиться».
← Выбрать другой вопрос
Что почитать:
Астэр И.В. Автореферат диссертации “Современное русское православное монашество как социокультурный феномен”
Дубовка Д. Г. Временные трудники в современных женских монастырях: социальное служение или экономическая необходимость? // Социальное служение православной церкви: проблемы, практики, перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 7-8 июня 2013 г. СПб: СпбГИПСР, 2013 г. С.156-162.
Проект «Положения о монастырях и монашествующих»
Фото: Валерия Посашко
Подготовила Ксения Медведева