Верующий учёный
Дата публикации: 30.06.2011“Чем больше я занимаюсь наукой, тем больше становлюсь верующим”.
Луи Пастер, французский ученый, химик и микробиолог (1822 – 1895).
Научное исследование религиозного опыта возможно, однако конфликт между научным и религиозным мышлением часто неразрешим, считают эксперты.
Эксперты считают, что исследование религиозного опыта возможно, однако среди них нет единого мнения, должен ли исследователь православной жизни сам исповедовать православие. 56% опрошенных считают, что в российском научном сообществе существует предвзятость по отношению к верующим ученым, причем большинство экспертов считают эту предвзятость необоснованной. Однако более половины опрошенных заявляют, что конфликт между научным и религиозным мышлением неразрешим.
Участники опроса отвечали на следующие вопросы:
- Как вы считаете, можно ли научно исследовать религиозный опыт?
- Какие инструменты являются наиболее перспективными при проведении исследований религиозного опыта?
- Должен ли исследователь православной жизни быть православным человеком?
- Если религиовед является верующим человеком, как Вы считаете, наносит ли научный критический подход ущерб его вере?
- Существует ли предвзятость в российском научном сообществе к верующим ученым? Еcли да, обоснована ли она?
- Существует ли конфликт между научным и религиозным мышлением? Если ДА, будет ли он преодолен?
Подавляющее большинство экспертов (82%) допускают, что научное исследование религиозного опыта возможно.
Чаще всего подходящими для подобного изучения эксперты считают качественные социологические методы (36%), в особенности наблюдение и глубинное интервью. Также упоминаются опросы, психологические методики, анализ текстов и документов.
А вот в ответах на вопрос о том, должен ли исследователь православной жизни сам быть православным человеком, мнения заметно разделились.
26% экспертов признают, что это желательно (а 2% – обязательно). Причем все они являются православными христианами. 30% от числа опрошенных не считают важным, кто занимается изучением православной жизни: православный исследователь или нет. Среди разделяющих эту точку зрения экспертов лишь 10% принадлежат к православию. А 34% экспертов (из них 8% православные) заявляют, что совсем не обязательно исследователю православной жизни самому исповедовать православие.
Причем большинство респондентов (66%) считает, что критический подход к исповедуемой религии не наносит ущерб вере.
И при этом 56% опрошенных думают, что в российском научном сообществе существует предвзятость по отношению к верующим ученым. Однако, большинство экспертов (68%), среди которых как православные, так и не исповедующие никакую религию, полагают такую предвзятость необоснованной.
По мнению экспертов, принадлежность исследователя к какому-либо вероисповеданию не вступает в конфликт с научным изучением религии: исследователь может быть верующим человеком и его научная деятельность не нанесет ущерб его вере, так же как вера не нанесет ущерб научной деятельности.
Однако более половины экспертов признают наличие конфликта между научным и религиозным мышлением и считают его неразрешимым.
Лишь 19% опрошенных считают, что конфликт подлежит разрешению в течение нескольких десятилетий. Более половины считают, что этот конфликт никогда не будет преодолен.