Процессы возникновения новых форм религиозных практик на примере общин пятидесятников харизматов. Надежда Александрова
Дата публикации: 23.12.2013Предлагаем Вашему вниманию избранные работы участников конкурса «Вера и религия в современной России», не вошедшие в итоговый сборник, но отмеченные модераторами и кураторами проекта.
Автор работы – Надежда Николаевна Александрова , студентка факультета религиоведения Приволжского Федерального Университета. В 2012 – 13 г.г. собирая материал для магистерской диссертации «Место Протестантизма в конфессиональной картине РТ» Надежда заметила, что пятидесятническая среда является почвой для «экспериментов с религиозной традицией, нормой», отсюда родилась идея исследования самого процесса «рождения» новых форм религиозных практик
Проблемная ситуация:
современные религиозные практики пятидесятников харизматов вызывают в обществе опасения и настороженность. Вокруг религиозных практик возникают различные мифы и стереотипы, которые только сгущают краски. Реального понимания, что происходит в жизни харизматических общин, какие практики они используют и какую роль данные практики играют в жизни верующего до сих пор нет. Социальный потенциал исследования данного вопроса заключается в попытке внести определенность в данное проблемное поле и показать естественность процесса появления новых религиозных практик в среде харизматов.
Эвристический потенциал данной проблемы заключается в предлагаемом нами исследовательском ракурсе рассмотрения религиозных практик. Мы не описываем внешние социальные проявления практик или процессы, связанные с мотивацией. Нас интересуют процессы понимания этих практик верующими, и процессы смыслообразования, которые выражаются в личных историях верующих.
Объект исследования:
религиозные практики пятидесятников харизматов.
Предмет исследования:
процессы рождения новых практик и их смыслообразования.
Цель исследования:
выявление и анализ процессов возникновения новых религиозных практик в среде пятидесятников харизматов.
Для реализации данной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) Выявление «спектра сценариев» религиозных практик у пятидесятников харизматов;
2) Анализ конструирования смыслового контекста религиозных практик;
3) Выявление процесса трансформации (изменения) практик в повседневной жизни;
4) Анализ ситуации развития религиозных практик от личностного смыслообразования до религиозной практики;
5) Выявление вариантов появления новых религиозных практик.
Уточнение и интерпретация основных понятий
Социологическая интерпретация понятия «практика» соединяет в себе как субъективизм так и объективизм. Наиболее удачное соединение двух непримиримых направлений в социологии мы можем наблюдать у П.Бурдье, который считает, что «практика – это изменение социального мира, производимое агентом». Для понимания этого понятия в духе П.Бурдье, необходимо уточнить смысл габитуса, который выражается в способности осуществления практики и в то же время подразумевает наличие жестких рамок, выраженных в нормах, традициях и ценностях, регулирующих процесс создания новых практик.
Отталкиваясь от понимания практик в духе П.Бурдье, отечественный религиовед А.Агаджанян дает динамичное определение религиозных практик «как явления, противоположного жесткой системе религиозных текстов, норм, институтов, как постоянное их переосмысление и прикладное корректирование».
То есть, практики – это динамичный процесс варьирования формы реализации религиозной потребности в рамках религиозной нормы.
На основании разработок социологов в теории практик мы даем свое рабочее определение, в котором отражаем основные на наш взгляд эмпирические признаки религиозных практик.
Религиозные практики – это многообразие форм реализации религиозных потребностей, которые, одновременно позволяя приобрести полноту бытия человеческой жизни, характеризуются фоновостью их восприятия, а также, являясь всегда личностными, транслируют социальную солидарность к определенной религиозной общине, группе (организации).
Одной из главных задач нашей работы является выявление процесса трансформации (изменения) практик в повседневной жизни пятидесятников харизматов. Мы считаем целесообразным, в связи с необходимым нам ракурсом рассмотрения исследовательской проблемы, выделить основные виды практик:
1) Общецерковные практики;
2) Практики домашних групп;
3) Личные практики (семейные практики).
Это нам позволит анализировать не практики вообще, а анализировать основные виды практик, в которых могут возникать различные формы практик.
Предварительный системный анализ объекта исследования
Пятидесятнические общины харизматов одни из самых динамично развивающихся протестантских организаций. Служители и пасторы пятидесятнических общин внимательны к потребностям и желаниям своей паствы, поэтому стабильность и устойчивость форм религиозных практик минимальна. В пятидесятнической среде трепетное отношение к «живой встрече с Богом», это практически обязательная составляющая религиозной жизни каждого харизмата. Поэтому осмысление религиозного опыта происходит не только на уровне практики, чувствования, но и на уровне рационального осмысления. Мы считаем, что наиболее общими факторами, способствующими возникновению новых форм религиозных практик можно назвать возросшее количество общественных потрясений, усложнение способов социального взаимодействия. Протестанты мобильнее откликаются на все общественные изменения, стараясь развиваться не только в духе со временем, но и еще искать религиозные ответы на современные вопросы общества. Все это способствует религиозному движению и развитию.
Выделим основные критерии анализа религиозных практик. Объективными критериями могут быть.
1) Формы практик;
2) Исходная религиозная потребность, которая реализуется;
3) Социальные функции данной практики;
4) Ситуации, в которых рождается необходимость практик
Субъективными критериями анализа религиозных практик можно считать.
1) Религиозный смысл практики;
2) Личностная интерпретация;
3) Внутренний религиозный опыт переживаемый в практике.
Гипотезы
1) Религиозные практики пятидесятников развиваются за счет двух тенденций: постоянного поиска живого религиозного опыта и постоянного поиска религиозных ответов на актуальные проблемы общества;
2) «Рождение» религиозных практик происходит всегда как актуализация личностной религиозной потребности, преломленная в коллективной (общинной) деятельности верующих;
3) Возникновение новых форм религиозных практик связано со стремлением пятидесятников харизматов развивать свои отношения с Богом;
4) Процесс возникновения новых религиозных практик представляет собой обновление традиционной практической канвы за счет религиозного воображения.
Эмпирический материал был собран в ходе включенного наблюдения в ряде пятидесятнических харизматических церквей: «Краеугольный камень», «Слово веры», «Центр Восстановления», христианское движение «Река течет» и домашних групп, практикующих «живое общение с Богом».
Методы исследования: на разведывательном этапе мы использовали включенное наблюдения, направленное на выявление основных форм религиозных практик и ситуаций, в которых они возникают. На основном этапе работа осуществлялась на основе материалов, полученных методом персонального нарратива.
Персональный нарратив позволяет увидеть через ряд личных историй, какие религиозные потребности лежат в основе религиозных практик. Данный метод позволяет увидеть процесс преломления религиозного смысла личными интерпретациями верующего. На материале жизненных историй мы отчетливо видим место религиозных практик в повседневной жизни верующего и общины.
Эмпирический материал свидетельствует, что, несмотря на то, что повествование идет от первого лица, респондент соотносит свои переживания по поводу религиозных практик с жизнью в общине и принятыми нормами в общине. Поэтому мы получаем информацию как о личных религиозных потребностях, так и о преломлении личных потребностей в коллективных.
Основная часть
Обратимся теперь к нашему пониманию религиозных практик. С одной стороны они выражают полноту жизни в Боге, встречу с ним. Например, в практике «рождения свыше», без которого невозможно истинное покаяние: только «родившись свыше», встретившись с Богом, возможно понять свое предназначение. Многие харизматы даже толкуют необходимость «рождения свыше» в каждой из сфер своей жизни. С другой стороны, каждая практика в каждой новой общине имеет фоновую составляющую. Необходимо быть членом общины, чтобы понять контекст практики. К примеру, практика «рождения свыше» у разных общин пятидесятников харизматов имеет разное толкование. Одно из самых распространенных – это встреча с Богом, явление славы Господней для новообращающегося, менее распространенное – это духовное рождение, выражающееся в изображении «духовных родов». Несмотря на, казалось бы, похожие смыслы практик, многие пятидесятнические общины щепетильно относятся к пояснению смысла практик. Не стоит забывать и о третьей стороне вопроса о личностности практик и их социальности. Не существует «идеального типа» религиозных практик, они всегда личностны. Если для одного верующего «молитвы на языках» результат снисхождения святого Духа, то для другого – сама практика молитвы на языках есть способ услышать Святой Дух. Практика одновременно выступает личной встречей с Богом и трансляцией солидарности с социальной общностью.
Религиозные практики
– это результат актуализации религиозных потребностей. Несмотря на то, что практики могут быть как общецерковные, «домашние» или личные, в них всегда реализуется актуальная религиозная потребность, необходимость. Например, в ходе включенного наблюдения в одной из домашних групп харизматической церкви «Краеугольный камень» мы узнали, что часть домашней группы долгое время молились о новом помазании и оживлении отношений с Богом. После нескольких лет молитв и поста «река Духа потекла» по просящим. И с практики молитв о новом помазании появилось целое христианское движение «Река течет».
Интересно, что ощущения нового помазания от Господа каждый описывает по своему, «как обновление жизни», «прикосновение Господа», «прохождение живительного потока через тело, наполняя его», соотнося религиозный опыт, полученный в ходе практики, с библейскими сюжетами и откровениями. Анализ совместных обсуждений верующих позволяет говорить о том, что для всех последователей христианского движения «Река течет» практики получения нового помазания – это не принципиально новый религиозный опыт, а скорее новое прочтение традиционной протестантской религиозной канвы. Доказательством этого может служить и тот факт, что многие последователи движения продолжают параллельно причислять себя к протестанским церквям, которые они посещали до знакомства с практикой нового помазания. Интересен пример баптистов, которые пришли на практику, чтобы, по их мнению, увидеть, как жить в Боге. Они рассказали, что в баптистской церкви учат, как жить в Боге. Они изучают Библию, молятся, прославляют Бога, живут по христианским принципам любви, но они не ощущают в жизни полноты Бога и для этого пришли на практики. На практики нового помазания приходят как пятидесятники харизматы, так и люди, причисляющие себя к евангельским христианам, православным, баптистам. Они приходят «за живым общением с Богом», «за откровением», «за новыми пророчествами». По мнению многих, кто практикуют новые помазания, их жизнь меняется, в ней становится больше Бога. Они начинают искать новые формы общения с Богом не потому, что их не устраивает своя церковь, скорее напротив они хотят привнести в свои практики «больше Бога» и, как правило, они начинают практиковать молитвы о новых помазаниях в своих домашних группах или лично дома, если церковь не одобряет.
Причины возникновения новых практик заключаются в двух тенденциях. В тенденции постоянного поиска религиозных ответов на социальные проблемы в обществе и поиска живого религиозного опыта в пятидесятнических харизматических церквях. Активная позиция пятидесятников харизматов распространяется как на религиозную, так и на социальную жизнь, что и является причиной постоянного поиска новых форм отношений с Богом (или, как мы это называем, религиозных практик). Наше разделение на религиозную и социальную жизнь условно, у пятидесятников харизматов вся жизнь религиозна, их жизнь есть олицетворение проповеди, поэтому молитвы Господу о благословениях новых миссий и явление Бога в жизни верующих – это две равнозначные практики, способствующие религиозному «возрождению». Мы отметили равнозначность двух этих тенденций, ведущих к появлению новых религиозных практик в пятидесятнической харизматической среде, еще и потому, что практики молитв о благословении социальных миссий дают почву появлению в рамках социальных миссий новых молитвенных практик. Например, в харизматической церкви «Вера и Жизнь» руководители групп по реабилитации алкогольно и наркотически зависимых отмечают об открытии им в работе с зависимыми новых благословений от Господа. По рассказу одного из руководителей, его служение всегда несет Благословение от Господа, он это чувствует через своих реабилитантов-«детей», когда Бог благословляет его на покаяние, и он омывает ноги «детей» или Господь благословляет его на Любовь к ним, и он старается понять их как своих собственных «детей», показывая значимость в жизни реабилитантов руководителя группы.
Каждая социальная миссия у пятидесятников харизматов это не сколько социальное служение, сколько благословение конкретного человека на эту деятельность. В частности, стоит отметить рассказы учителей религиозной школы «Краеугольного камня» о благословении пресвитеру церкви на создание школы. По мнению учителей, главной целью школы являются не знания, а научение детей отношениям с Богом. Многие учителя отмечают, что в благословении Господа было пророчество, о том, что в школе должна быть коллективная методика обучения, способствующая научению детей христианскому сотрудничеству между собой и учителями. Из этого примера, как из всей работы школы, можно заключить, что религиозная практика пресвитера повлияла на формирование новых практик всей церкви и многих протестантских семей из других церквей.
Итак, сама пятидесятническая среда обладает рядом особенностей, которые способствуют созданию почвы для появления новых религиозных практик. И в тоже время изменение самого общества в ценностном и нормативном уровне способствует поиску ответов на социальные проблемы. Религиозные люди ищут их в отношениях с Богом.
В пятидесятнической среде превалирует религиозная мотивация над социальной. В жизни протестантов нет разделения на религиозную и социальную сферу, большинство рассматривают свою жизнь как служение Богу, и поэтому их жизнь в церкви и вне церкви представляет проповедь о Христе.
Жизнь всех протестантов связана с постоянным изучением слова Божьего и религиозной литературы, а у части пятидесятников харизматов есть тенденция к изучению теологического достояния различных христианских течений. Все это способствует религиозным размышлениям, поискам, и «экспериментам с традицией».
Возникновение новых практик всегда связано с личным религиозным опытом, который в дальнейшем преломляется в интерпретациях других членов общины и принимается или отвергается.
Процесс появления новой практики
– это сложный процесс обновления «традиционной» религиозной канвы новыми формами общения с Богом, живым религиозным опытом, новыми пророчествами, видениями и ведущее в итоге к «религиозному оживлению».