Демографическая ситуация и рыночная рациональность
Дата публикации: 07.07.2011 «Будущее нации зависит не от числа автомобилей,
а от числа детских колясок».
Урхо Кекконен (1900 – 1986),
президент Финляндии.
Результаты Всероссийского репрезентативного опроса, проведенного Службой СРЕДА (полевые работы: ФОМ-Пента, выборка 1500 человек).
Для нормального воспроизводства населения страны, по разным оценкам необходимо 2,15 – 2,7 детей на каждую женщину. По результатам опроса, трое детей и больше у 10% респондентов, у 32% один ребенок, у 34% – двое детей. Что интересно: те, кого можно называть «российским средним классом», как правило, входят в число «малодетных», то есть воспитывающих одного, реже – двух детей. Напротив, среди многодетных – больше малообеспеченных и малообразованных людей, многие из них живут в селах. Заметно чаще среднего многодетные встречаются среди …пенсионеров.
8 июля – всероссийский День семьи, любви и верности. В этот день Русская Православная Церковь вспоминает святых благоверных Петра и Февронию Муромских, являющихся олицетворением высоких супружеских отношений.
Этот праздник – еще один повод задуматься о будущем нашей страны. По результатам прогнозов, которые делают отечественные и зарубежные эксперты, к 2050 году население России может сократиться на 25-40 миллионов человек. Ученые дискутируют, насколько верны эти прогнозы. По мнению заведующего кафедрой социологии семьи и демографии МГУ профессора А.И. Антонова к 2050, если не будет проводиться активная демографическая политика в стране, от России может остаться всего 80 миллионов человек. Очевидно: население Российской Федерации убывает.
Как показывает проведенный всероссийский опрос, россияне не очень стремятся улучшить демографическую ситуацию. Только 37% опрошенных говорят о том, что они хотели бы иметь больше детей. При этом среди них заметно больше людей с высшим образованием, – которые детей хотят… но не рожают: среди действительно многодетных семей чаще встречаются родители с образованием ниже среднего.
Тревожно выглядит факт, что только половина молодых людей говорит о том, что они «хотели бы иметь больше детей». При этом они оптимистично смотрят в будущее: 84% верят, что когда они состарятся, дети (которые пока еще в проекте) будут им помогать. Только 5% считают, что помощи от детей не будет.
Чаще других имеют одного ребенка или вообще не имеют детей достаточно благополучные респонденты, принадлежащие к среднему классу и обладающие, по отечественным меркам, неплохим материальным достатком. Чаще сообщают, что в данный момент остановились на одном ребенке, – служащие, а также городские жители.
Не имеют детей 24% россиян. Как ни странно, бездетных мужчин оказалось чуть ли не вдвое больше (31%), чем бездетных женщин (18%).
Больше всего тех, кто имеет больше двух детей, – среди россиян старше 45 лет; и у пенсионеров, – что может объясняться более спокойной демографической ситуацией в СССР, когда все-таки наблюдался прирост населения (с 1992 года имеет место убыль населения). Причем пожилые люди реже ждут от своих уже взрослых детей помощи и чаще других признаются, что делали аборты.
Многодетных россиян можно разделить на две неравные группы. В одну маленькую группу входят успешные люди, предприниматели и руководители. В их семьях чаще три и более ребенка; они чаще говорят о том, что хотят иметь еще детей; чаще надеются на помощь своих детей в старости.
Другая основная группа многодетных родителей – это малообеспеченные граждане (в каждой пятой многодетной семье денег не хватает даже на питание), которые не ждут от своих детей поддержки в пожилом возрасте. Многодетные чаще живут в селах. В их семьях часто ни у кого нет высшего образования. Они чаще не верят в чудеса, чаще называют себя несчастными и больными.
Респонденты, имеющие трех и более детей, чаще считают, что в школе необходим предмет «Основы православной культуры», являются зрителями телепрограммы «Слово пастыря». Половина из них согласна, что в средствах массовой информации возможна цензура со стороны Русской Православной Церкви. Почти половина многодетных поддерживает партию «Единая Россия».
«Я хотел(-а) бы иметь больше детей».
Результаты опроса позволяют говорить о возможной обратной связи между количеством детей и образованием. Так, образованные россияне чаще говорят о том, что хотели бы иметь больше детей, но многодетных из них – меньше всего. Зато те, у кого образование ниже среднего, чаще признаются, что не хотят больше детей, однако – рожают их: среди малообразованных респондентов более всего многодетных. При этом они реже рассчитывают на поддержку детей в старости.
Что касается федеральных округов, не имеющие детей россияне чаще живут в Центральном федеральном округе, а имеющие трех и более детей – в Приволжском федеральном округе. Причем жители Центральной России чаще затрудняются в ответе на вопрос, хотят ли они иметь больше детей и не знают, будут ли дети им помогать в старости. Респонденты, живущие в Южном и Северо-кавказском федеральных округах чаще сообщают о своем желании иметь больше детей и чаще надеются на их помощь в старости. Чаще всех говорят, что не желают больше детей, – россияне, проживающие в Сибирском и Уральском федеральных округах. Жители Урала чаще остальных не верят, что, когда они достигнут преклонного возраста, дети станут им помогать.
«Когда я состарюсь, думаю, мои дети будут мне помогать».
Опрос выявил заметную корреляцию количества детей с ресурсной типологией российского населения, разработанной в 2011 г. исследователями Фонда «Общественное Мнение» (http://bd.fom.ru/pdf/d25rtrn11.pdf). «Высокоресурсные» и «среднересурсные» граждане (живущие в городах, имеющие высшее или среднее образование, неплохой материальный достаток) – чаще других являются родителями только одного ребенка или вообще не имеют детей. С другой стороны, «низкоресурсные» респонденты, – это россияне с низким образованием и низким материальным достатком, рабочие, безработные, сельское население и жители небольших городов, – чаще имеют двух, трех и больше детей.
Определенное подтверждение тезиса о том, что становление рыночной рациональности выбивает основание демографического роста, можно найти на примере жителей Москвы. Казалось бы, имея сравнительно высокие жизненные стандарты, а так же сравнительно больше возможностей для заботы о детях (в том числе доступ к качественной медицине, образованию), они могли бы себе позволить иметь детей больше, чем в среднем. Однако ситуация обстоит с точностью до наоборот: москвичи лидируют среди малодетных и бездетных, не особенно хотят иметь больше детей и меньше всех рассчитывают на помощь от своих детей в старости.
Снижение рождаемости в Европе исследователи связывают с секуляризацией общества2. Однако в России даже православные, даже воцерковленные православные, – не чаще, чем в среднем, являются многодетными родителями, вопреки распространенному стереотипу о «многодетных православных семьях». Видимо, все-таки в первую очередь не религия, а рыночная рациональность обуславливает репродуктивную мотивацию россиян. Чаще, чем в среднем, в семьях у православных респондентов двое детей (православные несколько чаще других признаются, что прибегали к аборту).
Впрочем, есть исключение: мусульмане. Почти каждый четвертый респондент, исповедующий ислам, имеет трех и более детей, причем 58% из мусульман хотели бы иметь еще больше детей (всего по России больше детей хотят иметь 37% опрошенных).