Необщее время: есть ли решение у «календарного вопроса»?

Дата публикации: 18.12.2016

Долгий путь к единой Пасхе

2060 лет назад римский император Гай Юлий Цезарь ввел в употребление новый календарь, разработанный по его поручению группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. По имени императора этот календарь получил название юлианский. Юлий Цезарь, император-язычник, живший до Рождества Христова, и предположить не мог, что календарь на долгие столетия станет основой летоисчисления у европейских народов и единственным церковным календарем. В вопросе использования календаря, разработанного языческими учеными, Церковь пошла по пути рецепции, в «обновлении ума» (Рим. 12, 2) она приняла его и, внеся частичные поправки, сделала своим. Но самого важного в календаре не было.. Празднование главного христианского праздника, Пасхи, рассчитывалось по специальной схеме, позднее разработанной христианскими учеными.

В первые века христианства Поместные Церкви праздновали Пасху в разные дни. Все зависело от способа расчета Пасхи, по которому определялась дата праздника. Малоазийские общины совершали Пасху по ветхозаветному обычаю 14 нисана, что совпадало с празднованием иудейского Песаха, другие Церкви — ​в первое воскресение после Песаха. Из-за этого между малоазийскими Церквами и Римской Церковью возник серьезный пасхалистский спор, который привел к кратковременному разрыву отношений между ними. Конец календарным спорам был положен в 325 г. на I Вселенском Соборе. Отцы Собора пришли к консенсусу и определили:

  • Пасху праздновать независимо и отдельно от иудейского Песаха.
  • Все христианские Церкви должны праздновать Пасху в один день.
  • Пасха должна отмечаться в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия.

Александрийская точность

Александрийские ученые прославились не только изобретением календаря, который впоследствии назовут юлианским, но и точной Пасхалией.

Александрийская пасхалия – система расчета дня Пасхи, разработанная в начале IV в. александрийскими учеными на основе расчетов математика Анатолия, впоследствии ставшего епископом Лаодикийским. Александрийская пасхалия наиболее оптимально совмещает циклы движения Солнца и Луны. Она наиболее совершенная и удобная из всех существующих пасхалий. Эта пасхалия со временем вытеснила все остальные способы расчеты Пасхи и была в употреблении во всей христианской ойкумене (за исключением Армении) вплоть до календарной реформы папы Григория XIII. Православная Церковь по- прежнему пользуется Александрийской пасхалией.

Но в связи с тем, что Римская Церковь вычисляла дату Пасхи не по Александрийской пасхалии, как это делали восточные Церкви, расхождения в дате празднования Пасхи продолжались до 444 года. В тот год восточная Пасха вновь не совпала с Пасхой, отмечаемой западными христианами, и первоиерарх Римской Церкви святитель Лев I Великий, «ради мира и единства» принял восточную дату. В христианском мире различие в праздновании Пасхи продолжалось до VIII в., последними, кто перешел на общую дату празднования, были христиане Британских островов. Установившееся календарное единство просуществовало до реформы папы Григория XIII в 1582 г.

Основные вехи по установлению единого дня празднования Святой Пасхи и отклонения от этого курса

Установлению единого дня в праздновании Пасхи предшествовала дискуссия по этому вопросу. До I Вселенского собора она касалась разных практик Римской и малазийских Церквей.

155 г. спор между св. Поликарпом Смирнским и еп. Аникитой Римским.

167 г. спор в Лаодикии о дате празднования Пасхи.

190–192 гг. спор между Виктором, еп. Римским и малоазийскими церквами.

325 г. I Вселенский собор в Никее выступает за единую дату празднования Пасхи во всех Церквах. Обязанность определять дату Пасхи была возложена на Александрийскую Церковь.

444 г. Римская Церковь окончательно переходит в праздновании Пасхи на александрийскую дату. До этого из-за разных способов вычисления Пасха в некоторые годы в Риме и на Востоке отмечалась в разные воскресения.

В 30-е гг. VII в. вместе со всем христианским миром Пасху стала отмечать часть общин в Ирландии. До этого ирландские христиане пользовались «кельтской пасхалией».

664 г. — ​собор в Уитби закрепил общую датировку в праздновании Пасхи для ирландских общин.

716 г. — ​последними из ирландцев к общей дате празднования Пасхи присоединилась конгрегация монастыря Ионы.

1582 г. — ​реформа церковного календаря, проведенная папой Григорием, привела католиков к обособленному от остального христианского мира празднованию Пасхи.

1925 г. — ​Финляндская Православная Церковь, единственная из всех Православных Церквей, перешла на григорианскую пасхалию.

1948 г. — ​Всеправославное Совещание в Москве подтвердило обязательность для всего православного мира совершать праздник Святой Пасхи только по старому стилю, согласно Александрийской Пасхалии.

До этого времени, несмотря на Великую схизму 1054 г., и постепенное появление у западных христиан догматических, литургических и обрядовых нововведений, православные и католики Пасху отмечали в один день.

«Сейчас в России православный церковный календарь не совпадает с государственным. Что бы вы предпочли: чтобы они совпадали или оставались различными? Или вам это безразлично?» — ​спросила у россиян в 2016 году исследовательская служба «Среда». Результаты — ​ниже. Есть ли решение у «календарного вопроса», возникшего почти 500 лет, расколовшего в XX веке не одну Поместную Церковь Европы, по которому (см. данные опроса) до сих пор нет согласия ни у россиян в целом, ни у православных?

Календарная реформа римского понтифика

Юлианский календарь, несмотря на свою ритмичность и простоту имеет ряд недостатков. Он отстает от реального тропического года на 11 минут и 13,9 секунды в год. За 128 лет в отставании юлианского календаря от реального времени накапливаются целые сутки, поэтому к 1545 г. разница между реальным и условным днем весеннего равноденствия достигла уже 10 суток, и происходило постепенное смещение христианских праздников: Рождество смещалось к весне, а Пасха к лету.

Необходимость корректировки юлианского календаря осознавалась и западными учеными, и восточными. На Западе об этом говорили Роджер Бэкон, Альфонсо X Мудрый король Кастильский. На Востоке — ​византийские ученые Никифор Григора, Исаак Аргир и канонист Матфей Властарь. Понимание необходимости проведения календарной реформы появилось параллельно на Западе и на Востоке. Но восточные христиане решили сохранить традицию и не исправлять юлианский календарь с основанной на нем пасхалией.

По другому пути пошли католики. 24 февраля 1582 г. папа Григорий XIII издал буллу «Inter gravissimas», которая перевела время на 10 дней вперед. Были подвергнуты корректировке и правила вычисления пасхального полнолуния, Пасха, за некоторым исключением, перестала совпадать с православной. В один момент, по властному повелению понтифика миллионы людей в католических странах стали жить по новому стилю. Календарная реформа стала жестом политической силы папы: для авторитета Римского престола, находившегося в состоянии конфронтации с протестантизмом, это был большой бонус. Со временем и протестантские страны перешли на григорианский календарь.

Иезуиты разработали, а папа внедрил

Хочешь прославить свое имя — ​реформируй календарь.

Папа Григорий XIII (1502–1585) вошел в историю как реформатор юлианского календаря. Он учился в Болонском университете, где получил степень доктора канонического и гражданского права. Занимал различные должности в Римской курии, был участником Тридентского собора. Активно боролся с протестантизмом. Осуществил календарную реформу, необходимость которой обсуждалась на Базельском (1431–1449), Латеранском (1512–1517) и Триденстком (1545–1563) соборах. Подготовку реформы по его указанию осуществляли иезуитский священник и математик Христофор Клавий и астроном Алоизий Лилий. Булла папы «Inter gravissimas» от 24 февраля 1582 г. возвестила католическому миру о переходе на новый, реформированный календарь. По указанию Григория XIII в соответствии с новым календарем был упорядочен календарь памяти святых, он получил название «Римский мартиролог» (Martyrologium Romanum).

Источник: Католическая энциклопедия. М.: «Издательство францисканцев», 2002.

Примечательно, что в XVII в. Российская империя находилась в шаге от принятия нового календаря. Петр I, посещавший Европу в составе Великого посольства, из календарных европейских реформ прихватил только смену в точке отсчета, летоисчисление от Сотворения мира поменял на летоисчисление от Рождества Христова, и дату празднования Нового года — ​с 1 сентября на 1 января. Российский самодержец вполне мог привезти из Австрии или Польши полный комплект измененного календаря. Но Петр I решил этого не делать во избежание осложнений с Церковью, на памяти у всех был старообрядческий раскол и его последствия.

Петр I не решился, а Ленин сделал махом
(Календарные горки России)

Русский царь, известный как прорубатель «окна» в Европу, не стал подвергать реформе календарь, по которому жила Россия, это сделал в 1918 Ульянов-Ленин.

Россия сохраняла древнее летоисчисление от Сотворения мира вплоть до XVIII в., в 7208 г. от Сотворения мира император Петр I издал указ, по которому устанавливалась новая эра — ​от Рождества Христова. Указ предписывал день после 31 декабря 7208 г. от Сотворения мира считать 1 января 1700 г. от Рождества Христова. Указ допускал использование наряду с новыми датами старых: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от рождества Христова, сряду… свободно». Также для синхронизации с календарем европейских стран празднование Нового года переносилось с 1 сентября на 1 января. Указ Петра I о новогодней дате распространялся только на «мирские» дела. Церковное новолетие по-прежнему праздновалось 1 сентября. Введение григорианского календаря не входило в планы Петра I, в то время не все страны Европы, прежде всего протестантские, перешли на него.

Переход на новый стиль неоднократно обсуждался и впоследствии, прежде всего российскими научными кругами в XIX в., но реформа осуществилась только после прихода к власти большевиков.

Календарный вопрос был поставлен спустя 3 недели после октябрьского переворота на заседании Совета народных депутатов, видимо, как самый важный для новой власти. Новый стиль был введен в действие в феврале 1918 г. Примечательна формулировка, сопровождающая его введение: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Это показатель отношения Ленина и революционеров к русскому народу, его они считали темным и бескультурным.

Источник: Православная энциклопедия. Т. 29.

Переход на новый стиль православных стран

Своей новацией Римский престол хотел поделиться и с Православной Церковью. В 1583 г. папа Григорий XIII предложил Иеремии II Траносу, патриарху Константинопольскому, перейти на новый календарь. Это предложение было отвергнуто, более того Константинопольский собор 1583 г. принял «Правило о пасхалии и о новом календаре», осудил григорианский календарь и анафематствовал его последователей. Окружное послание Кирилла V, патриарха Константинопольского от 1756 г., и окружное послание Восточных патриархов 1848 г., критикующие «папский» календарь, в ряде православных стран притормозило проведение календарной реформы.

Начало календарной реформы в ХХ веке в ряде православных стран во многом было связано с политическими обстоятельствами. Первой на григорианский календарь перешла Болгария, союзница Германии в Первой Мировой войне: союзникам в военном деле нужны согласованные действия, поэтому в 1916 г. болгары переключились на «немецкое» время. Следующей стала Советская Россия, перешедшая на новый стиль в 1918 г. по воле большевиков, а затем Румыния с Сербией в 1919 г. и Греция в 1923 г.

Все началось с греков

Патриар Мелетий (Метастакис) — ​ревностный иерарх или несостоявшийся политик?

Увлеченный, как и все греки, жившие в начале XX в., Великой идеей, патриарх Мелетий приоритетными для себя считал задачи политические, и решал их, пользуясь своим высоким иерархическим положением.

Мелетий (Метастакис) — ​единственный в истории православия иерарх, последовательно возглавлявший три Поместные Православные Церкви. Его деятельность получила неоднозначные оценки. Будущий патриарх Мелетий, с чьим именем связывают появление в Православной Церкви нового календаря, родился в 1871 г. на острове Крит. Окончил иерусалимскую богословскую школу Честного Креста. Особое внимание владыка Мелетий уделял вопросам образования как духовного, так и светского. В должности генерального секретаря Иерусалимской Патриархии он учредил в Палестине десятки школ для православных арабов. На Кипре, будучи митрополитом Китийским, с целью улучшения образовательного уровня духовенства учредил Всекипрское духовное училище, а для кипрских юношей и мужчин — ​Всекипрский торговый лицей. Во время посещения США, в Нью-Йорке открыл греческую православную семинарию «Святой Афанасий», а в Африке духовное училище также имени александрийского святителя. В Греции Мелетий организовал церковный фонд для нужд бедных и открыл для них сеть приютов. Какую бы кафедру не занимал Мелетий, он всегда был выразителем и защитником греческого народа и Великой панэллинской идеи. Каноны и вековые традиции Церкви были для него менее важны.

На Константинопольской кафедре ради политических выгод и возможной военной поддержки Англией Греции, он принял неканонический акт о признании законности англиканской иерархии. Мелетий стремился подчинить Константинопольской кафедре православные диаспоры всех земель, а в 1923 г. в нарушении канонов даровал автономию Финляндской и Эстонской Церквам. Наиболее резонансным из всех деяний патриарха стала его реформа церковного календаря, после которой его записали в масоны. По мнению предстоятеля Элладской Церкви, архиепископа Христодула (+2008) это обвинение является совершенно беспочвенным.

В ХХ веке реформа собственно церковного календаря началась в Элладской Церкви, вопрос об этом поднимал уже в 1919 г. архиепископ Мелетий (Метаксакис), занимавший тогда Афинскую кафедру. После неожиданного для всех избрания на престол Вселенского патриарха, свою реформаторскую программу он продолжил в Константинополе. В 1923 г. по его инициативе был созван «Всеправославный конгресс» с малочисленными представителями некоторых Поместных Православных Церквей. На совещании было принято постановление об исправлении юлианского календаря. Чтобы не калькировать григорианский календарь, что вызвало бы однозначное неприятие во всем православном мире, было решено исправленную календарную систему высокопарно обозначить новоюлианским календарем. Новоюлианский календарь, разработчиком которого выступил профессор Белградского университета Милутин Миланкович, полностью совпадает с григорианским до 2800 г.

Миланкович vs Созиген

Астрономы и математики всегда пытались создать наиболее точный календарь. В начале XX в. свои варианты календарей были у православных ученых: серба Миланковича и румына Дрангича.

Милутин Миланкович (1859–1956) — ​сербский астроном-астрофизик, геофизик, климатолог, инженер. Основной научный интерес профессора Белградского университета Миланковича относился к области научной механике и физике планетарных явлений. В 1923 г. Миланкович как делегат правительства Королевства Cербов, Хорватов и Словенцев принимал участие на «Всеправославном конгрессе» в Константинополе. Математическо-астрономическая комиссия конгресса, куда помимо Миланковича входил румынский профессор механики Петр Дрангич, предложила проекты новых календарей, авторами которых выступили упомянутые ученые. Для календарной реформы было решено использовать календарь Миланковича, но со временем после научного и церковного рассмотрения и одобрения, перейти на календарь Дрангича как более точный.

В новом календаре неподвижные праздники богослужебного круга оказались смещенными на 13 дней в сравнении с юлианским календарем.

Несмотря на обозначение модифицированного календаря эвфемизмом «новоюлианский», календарная реформа, инициированная «Всеправославным конгрессом», получила неоднозначные оценки со стороны православных иерархов братских Церквей.

Несмотря на это, в марте 1924 г. на новый стиль одновременно с Константинопольской перешли Элладская и Кипрская Православные Церкви. В этом вопросе греческие епископы были единодушны.

Между тем, сводить реформу только к личности Мелетия было бы неверно. Реформа была обусловлена целым рядом причин. Греческие иерархи, реформируя календарь, учитывали возникшее отчуждение церковной и гражданской жизни, чтобы не наносить ущерба единству нации и не допустить разграничения в жизни по календарному признаку, был осуществлен переход на новый стиль. Греческие епископы, как верные сыны своего народа мечтали о едином греческом государстве. Великой панэллинской идеей о восстановлении национального государства тогда были охвачены все греки, ради этого реформа и затевалась. Но проведенная реформа церковного календаря никак не повлияла на воплощение Великой идеи, более того, из-за реформы в самой Элладской Церкви произошел «календарный» раскол.

А был ли заговор?

После того, как ряд Поместных Православных Церквей перешел на реформированный календарь, любители конспирологических теорий не упустили случая заявить, что календарная реформа — ​дело рук масонов.

Сейчас уже сложно выяснить, когда появилось обвинение патриарха Мелетия (Метаксакиса) в масонстве, до или после «Всеправославного конгресса» 1923 г. После проведенной календарной реформы Мелетия быстро «записали» в ряды сразу нескольких известных масонских лож. Для православных людей XIX–XX вв. наименование масон являлось, да и сейчас является, таким же отрицательным и ругательным как наименование «еретик» для древних христиан. Такое обвинение возникло не беспочвенно, экуменические контакты с англиканами, а впоследствии неканоническое признание их иерархии, вопросы, поднятые Мелетием для рассмотрения на «Всеправославном конгрессе» о вступлении в брак после рукоположения в диакона и пресвитера и второбрачии священников, послужили к появлению мнения о масонской принадлежности патриарха.

Для ревнителей веры простой констатации факта отступления Мелетия и его приближенных от канонов оказалось недостаточным, оскорбленные чувства не утерпели приклеить ярлыки: масон, криптокатолик, латинянин.

А старостильники просто объявили Церкви, перешедшие на новый календарь безблагодатными.

Старостильный раскол в Элладской Церкви и его проекции на другие страны

Календарная новация греческих иерархов вызвала противление части греческого духовенства, монашествующих и мирян. Синод Элладской Православной Церкви принял решение без предварительного обсуждения с ними, сама реформа проводилась с помощью административного ресурса. А древняя истина гласит, что реформы, не опирающиеся на единство церковной власти и народного благочестия, ведут к расколу.

Инициативная группа греков в ближайшие после проведения реформы дни создала «Общество Православных», ставившее своей целью возвращение юлианского календаря. Но энергия этого общества со временем трансформировалась и стала работать на подрыв церковной иерархии: новостильный греческий епископат был обвинен в отступничестве и обклеен ярлыками — ​«масоны», «слуги сатаны», «греческая тьма» и т. п. Старостильники в своем отношении к юлианскому календарю не просто считали себя единственным и истинным критерием православия, они пытались создать структуру альтернативную Церкви. Поскольку архиереев у старостильного движения не было, раскольники обратились к ряду епископов с просьбой возглавить их. На эту просьбу в 1935 г. откликнулись три митрополита Элладской Церкви. Они создали свой собственный Синод «Церкви Истинных Православных Христиан» и начали совершать архиерейские хиротонии, что в значительной степени способствовало увеличению раскола.

Монахи Святой Горы Афон и реформа

Календарная реформа святогорцев не коснулась, но как они относятся к тем, кто учинил старостильный раскол?

Монастыри Святой Горы Афон живут по юлианскому календарю. Они не ушли в раскол из-за реформы, проведенной греческими Церквами. Но для них является болью возникновение старостильного раскола в Греции. Как к старостильникам относятся наши святые современники, показывает пример преподобного Паисия Святогорца (+1994). Его жизнеописатель иеромонах Исаак, говорит, что старец очень переживал из-за календарного раскола и «молился, чтобы Господь уврачевал этот недуг. Он жалел различные старостильнические группировки, которые отломились от Церкви, как ветви от лозы, и не имеют общения ни с одной из Поместных Православных Церквей. По совету старца некоторые приходы старостильников в Афинах и Салониках воссоединились с Церковью, сохранив в своем богослужебном уставе старый юлианский календарь. Старец говорил: “Хорошо, если бы календарной разницы не было. Однако это не вопрос веры”.

Источник: Иеромонах Исаак. «Житие старца Паисия Святогорца».

В 1937 г. эту структуру постигла участь большинства раскольников — ​раскол стал дробиться. Поводом для разногласий стал вопрос о благодатности Элладской Православной Церкви. Раскольники, признающие таинства новостильников, стали называться «флоринитами», по имени митрополита Флоринского Хризостома, раскольники, отрицающие действительность таинств новостильников — ​«матфеевцами», по имени епископа Вресфенского Матфея.

Примечательно, что в деле «восстановления» структуры «флоринитов», которая к 1955 г. осталась без архиерейского управления, приложили руки епископы Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ). В 1960 г. архиепископы Чикагский Серафим (Иванов) и епископ Детройтский Феофил (Ионеску) рукоположили в епископа архимандрита Акакия (Паппас-старшего), а в 1962 г. архиепископ Чилийский и Перуанский Леонтий (Филиппович) совместно с другими архиереями провел ряд хиротоний. В 1969 г. Синод РПЦЗ пошел на более смелый шаг и признал каноничность «флоринитской» юрисдикции. Евхаристическое общение между этими юрисдикциями длилось недолго, в 1975 г. оно было прервано, а сама «флоринитская» структура распалась на несколько группировок. Наиболее крупными образованиями на конец 70-х — ​начало 80-х годов прошлого века были «каллистовская», примечательная тем, что установила в 1979 г. общение со Старостильной Православной Церковью Румынии, «авксентьевская», «геронтиевская», «Синод противостоящих» и другие.

«Православие или смерть!»

Флаг с таким девизом вывешен в монастыре Эсфигимен, единственным монастырем Афона, ушедшим в раскол.

Монастырям и скитам Святой Горы Афон, находящимся в юрисдикции Вселенского патриархата, было разрешено не переходить на новый стиль. Календарная реформа не смутила святогорцев, они не прервали общения со своим патриархом. Лишь ничтожно малая часть недовольных этой реформой, объединились в «Священный Союз монахов зилотов». Этот союз призывал прекратить богослужебное поминание Константинопольского предстоятеля. Такой же призыв зилоты издали уже в 1974 г., после завязавшихся в 1960-х годах контактов Константинопольского патриарха с папой Римским. Сами они перестали поминать патриарха Димитрия, заперлись в своем монастыре и вывесили черный флаг с надписью «Православие или смерть». А в 1972 г. вошли в юрисдикцию греческих старостильников — ​«флоринитского» Синода Церкви ИПХ Греции. Монахи-бунтари объявили все Поместные Православные Церкви отступившими от святоотеческих традиций. Насельники монастыря оказались в конфронтации и с другими обителями Святой Горы, все предложения к конструктивному диалогу они отвергают. Точную характеристику таким ревнителям дал преподобный Паисий Святогорец, зилоты, по его словам — ​это те, кто «ревнует глупой ревностью. Эти люди будут пожирать и бить друг друга, потому что… лишены божественной благодати». Надо сказать, что святогорцев, симпатизирующих старостильникам, довольно много, в середине 1970-х годов их число составляло четверть от общего числа афонитов.

Свою деятельность греческие раскольники-старостильники проецировали и на другие страны, вклиниваясь в жизнь канонических Поместных Церквей. Так «флоринитский» Синод в 1984 г. образовал на территории Португалии церковную единицу под названием «Православная Церковь Португалии», а в 1994 г. в России — ​Российский Экзархат, старостильные структуры возникли в Америке, Канаде, Австралии и даже Африке.

Если первоначально возникновение старостильного раскола произошло в результате неприятия календарной реформы, то впоследствии старостильные группировки стали возникать по множеству других причин: внутрикорпоративных конфликтов, оголтелого антиэкуменизма, и даже попытках скрыть нравственные пороки и финансовые преступления.

Минус одно «благословение»

Можно ли русскому паломнику причащаться в храмах тех Церквей, которые служат по новому стилю?

При подготовке этого номера «Лодки» мы столкнулись с мнением ряда священнослужителей РПЦ, что причащаться в «новостильных» Церквах нельзя. Некоторые духовники не благословляют отправляющимся в путешествие или командировку чадам приступать к причастию в таких храмах. Правильно ли они поступают? Нет. Русская Православная Церковь состоит в евхаристическом общении со всеми братскими Православными Церквами и никогда его не прерывала из-за перехода некоторых из них на новый стиль. Поэтому причащаться в храмах этих Церквей можно. При этом посещая Грецию, Болгарию, Румынию и др. страны, нужно проявить внимательность и не перепутать канонический храм с неканоническим, чтобы не причастится в нем. С греческими, румынскими и другими старостильниками общения у нас нет.

Отношение к календарной реформе других Православных Церквей

Реакции такого размаха по поводу календарной реформы, как в Греции, в других православных странах не возникло. В Румынской Церкви, перешедшей на новый стиль в 1924 г. под давлением Константинополя, сопротивление реформе возглавил иеромонах Гликерий (Тэнасе). В 1955 г. Гликерий уговорил епископа Галактиона (Кордуна) возглавить Румынскую Старостильную Церковь, тот согласился, за что был лишен сана патриархом Румынским Юстинианом. Уже в расколе Галактион совершил единоличное посвящение в епископа Евлогия (Ота). Дело, начавшееся, как сопротивление календарному нововведению, закончилось созданием раскольнической структуры. Румынские старостильники, также как и греческие, не избежали дробления, в 1992 г. появилась еще одна ветвь — ​Румынская Истинная (Старостильная) Православная Церковь.

Множественность старостильных «церквей»

Календарная реформа повлекла за собой раскол в Элладской Православной Церкви. Раскольниками было образовано несколько юрисдикций, самыми крупными из которых являются:

Православные старостильные церкви Греции

  • Истинно православная церковь Греции (Синод Хризостома).
  • Истинно православная церковь Греции (Синод Авксентия).
  • Греческая православная церковь (Святейший синод противостоящих).
  • Истинно православная церковь Греции (Синод Калинника).
  • Священный Митрополичий Синод Отеческого Календаря Церкви ИПХ Греции.
  • Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Матфея).
  • Истинно-православная церковь Греции (Синод Кирика).

Греческие «старостильные» епископы способствовали появлению раскольнических организаций на канонической территории других Поместных Православных Церквей, среди них:

  • Православная старостильная церковь Румынии.
  • Болгарская старостильная церковь.
  • Сербская истинно-православная церковь.
  • Святая православная церковь Северной Америки («Бостонский синод).

Часть этих «старостильных» группировок появилась не в результате их прямого неприятия календарной реформы, поводом для ухода в раскол, или создания «независимых» организаций часто являлись многие другие причины.

12 апреля 1924 г., вслед греческими Церквами переход на новый стиль осуществила Польская Православная Церковь. В 1918 г. после возрождения Польского государства часть польской иерархии, поддерживаемая властями, выступила за полную автономию от Российской Церкви, в юрисдикции которой она находилось значительное время. Отторжение от Российской Церкви проявилось, в том числе, в переходе на новоюлианский календарь, но многие священники и миряне были против календарной реформы, за что они подвергались преследованиям гражданских властей. Чтобы урегулировать ситуацию, 26 августа 1924 г. в Почаеве было созван Синод, на котором было принято гибкое решение: разрешить совершать богослужение по старому стилю, тем приходам, которые выступали за сохранение юлианского календаря. Таким образом, в Польской Церкви для разных приходов церковная жизнь протекала по двум календарям. Спустя 90 лет после «почаевского» решения, Архиерейский Синод Польской Церкви выступил за календарное единство церковной жизни епархий и приходов в пользу традиционного юлианского календаря. Подобная практика существует у польских соседей, в Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

Календарный плюрализм

Бурега Владимир Викторович, кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор Киевской духовной академии по научно-богословской работе.

— Известно, что Православная Церковь Чешских земель и Словакии на новый стиль не переходила, но на практике ряд приходов совершает служение по новоюлианскому календарю. Как это произошло?

Православная Церковь в Чехии и в Словакии прошла особый исторический путь, что обусловило и ее особый подход к календарной проблеме. После провозглашения независимой Чехословакии в 1918 г. здесь начался массовый выход прихожан из состава Католической Церкви. Именно бывшие католики и стали главной основой Православной Церкви в Чехии. С 1921 г. они входили в юрисдикцию Сербской Православной Церкви, которая позволила им сохранить западный (григорианский) календарь в богослужении. Потому, например, священномученик Горазд (1879–1942), который считается отцом чешского православия, до самой своей смерти совершал в Праге богослужения по григорианскому календарю (включая западную пасхалию).

В 1946 г., когда православные чехи и словаки перешли в юрисдикцию Московской Патриархии, патриарх Алексий I рекомендовал им отказаться от западной пасхалии и перейти на восточную. Тем не менее, Православная Церковь в Чехии и в Словакии никогда полностью не отказывалась от использования западного календаря в богослужении. И cегодня в Православной Церкви в Чешских землях и в Словакии сосуществуют три богослужебных календаря — ​юлианский, новоюлианский и григорианский. Решение о совершении богослужений по тому или другому календарю принимается на уровне прихода. Наиболее распространенным является новоюлианский календарь. Такой «календарный плюрализм» воспринимается верующими в Чехии и в Словакии как особая отличительная черта их Поместной Церкви.

В 1926 г. на новый стиль перешла Александрийская Православная Церковь, в те годы ее предстоятелем был уже знакомый нам Мелетий (Метаксакис).

В 1948 г. — ​Антиохийская Православная Церковь.

В 1968 г. — ​Болгарская Православная Церковь, которой тоже не удалось избежать старостильного раскола. Помощь в организации церковной структуры болгарским старостильникам оказали старостильники греческие.

Последней перешла на новый стиль в 1982 г. Православная Церковь в Америке. 5

Отторгнутая реформа

В 1920-х годах была попытка провести реформу календаря в Русской, Грузинской и Сербской Православных Церквах.

В России патриарх Тихон, дезинформированный июньским письмом 1923 г. патриарха Константинопольского Мелетия, что календарная реформа принята общим решением Православных Церквей, и не имеющий возможности связаться с предстоятелями других Православных Церквей, 1 октября 1923 г. издал указ о переходе на новоюлианский календарь. Новый стиль был официально объявлен и введен только на московских приходах. Указ этот просуществовал около месяца. Когда Патриарх убедился, что решение о переходе на новый стиль не является общецерковным, 8 ноября отменил свое постановление. Следует отметить, что издание этого кратковременного указа не подорвала архипастырского авторитета Патриарха Тихона, известно высказывание преподобного Алексия Зосимовского: «Если Патриарх даже десять раз будет переходить со старого стиля на новый и возвращаться назад, мы будем переходить вместе с ним».

Патриарха Тихона к отмене указа о продолжении церковной жизни по старому стилю пытались склонить Антирелигиозная комиссия и начальник «церковного» отдела ГПУ Евгений Тучков, но Патриарх не поддался давлению властей и не пошел на попятную.

Поместный собор 1917–1918 гг. о календарном вопросе и несостоявшийся переход на новый стиль в 1923 г.

Участники собора не последовали примеру советской власти, перешедшей на новый стиль.

Обсуждение календарного вопроса на Поместном соборе 1917–1918 гг. состоялось спустя несколько дней после публикации в газете «Правда» декрета «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». Во время обсуждения был подготовлен проект соборного определения по вопросу о календаре. Собор подтвердил необходимость сохранения старого стиля.

Через несколько лет новый стиль в Русской Церкви был все же введен дезинформированным патриархом Тихоном, но он просуществовал всего 24 дня.

В России новация греческих Церквей «на ура» была воспринята лишь обновленцами, которые на своем «II Поместном соборе», открывшемся в Москве 29 апреля 1923 г., перешли на новый стиль, правда, тоже ненадолго. Спустя полтора года на «III Всероссийском Поместном соборе» обновленцы допустили использование как нового, так и старого стиля. Календарное новшество не прижилось даже у них.

В глазах православного народа новый стиль отождествлялся с католиками, обновленцами и ненавистными большевиками.

Похожая ситуация сложилась и в Грузии. В 1928 г. в Тбилиси состоялся Поместный собор Грузинской Церкви, на котором председательствовал Христофор III, избранный незадолго до этого в Патриархи-Католикосы Грузии, не без влияния наркома внутренних дел Грузинской ССР Лаврентия Берии. На соборе Христофор III, известный своими модернистскими взглядами и лояльным отношением к советской власти, вместе с другими архиереями принял решение о вводе нового календаря. Реформа была отвергнута духовенством и мирянами, и спустя некоторое время этот указ был отменен.

По той же причине была отменена календарная реформа и в Сербской Церкви.

Если провести сравнение условий, в которых проводили календарную реформу греки с одной стороны, и русские, грузины и сербы с другой, то увидим интересную деталь. Первые приняли новый стиль без всякого давления властей, совершенно свободно, вторые, несмотря на резкую смену политической обстановки и давление властей, реформу не приняли.

Во второстепенном — ​свобода

Отсутствие единого церковного календаря по-прежнему является актуальной темой для Поместных Православных Церквей. На I Всеправославном совещании, прошедшем на о. Родос в 1961 г., среди других важных тем, предлагаемых для изучения и обсуждения, была и календарная проблема. Предполагалось обсудить ее в свете постановлений I Вселенского собора о пасхалии, изыскать пути к сотрудничеству между Церквами в этом вопросе и подготовить решение для принятия на Всеправославном соборе. Но незадолго до проведения этого собора, который проходил на о. Крит в июне 2016 г., календарный вопрос был снят с повестки собора. Это решение было воспринято Церквами неоднозначно.

Так, Антиохийская Православная Церковь выразила озабоченность таким решением, она ожидала от полноты Православной Церкви пастырской позиции по этой проблеме, актуальной для православной паствы Антиохийской Церкви.

Депутаты Госдумы требуют вернуть стране юлианский календарь

Оказывается, сторонниками старого стиля являются не только представители Церкви, но и депутаты Государственной Думы.

В январе 2007 г. депутаты В. И. Алкснис, С. Н. Бабурин, И. В. Савельева и А. В. Фоменко внесли в Госдуму законопроект «О возвращении Российской Федерации на летоисчисление по Юлианскому календарю». Один из аргументов, приведенный в пояснительной записке говорил, что переход на старый стиль позволит россиянам праздновать Новый год после окончания Рождественского поста. «Сейчас православные вынуждены терпеть вакханалию встречи Нового года в последнюю неделю поста, что является ненормальным».

Во время чтения и последующего обсуждения доклада, когда докладчик А. П. Москалец, предложил законопроект отклонить, прозвучала саркастическая реплика депутата С. П. Обухова, который сказал, что «очень рад, “Единая Россия” поддерживает декрет Ленина — ​один из основополагающих декретов, который был принят в 1918 г., тем самым подтверждая, что нынешняя легитимность Российской Федерации зиждется на советской власти. Собственно, и Владимир Ильич Ленин является отцом-основателем нашего государства».

В первом чтении за принятие закона

  • Проголосовало за –1 чел. 0,2%
  • Проголосовало против — ​3 чел. 0,7%
  • Воздержалось — ​0 чел. 0,0%
  • Голосовало — ​4 чел.
  • Не голосовало — ​446 чел. 99,1%

В результате законопроект был отклонен.

Источник: официальный сайт Государственной думы. Стенограммы обсуждения законопроекта № 478626–4.

Означает ли снятие с повестки Критского собора календарной темы закрытие этого вопроса? Наверное, да, т. к. новые календарные реформы приведут лишь к разногласиям и расколам. Решение календарного вопроса надо проводить по методу, авторство которого приписывают блаженному Августину: «В главном — ​единство, во второстепенном — ​свобода, во всём — ​любовь».

Комментарии экспертов

Протоиерей Владислав Цыпин, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии, профессор канонического права.

— В настоящее время часть Поместных Православных Церквей использует в своей жизни юлианский календарь, часть новоюлианский. Какие перспективы решения календарной проблемы?

— Пока такие перспективы не просматриваются. Календарная тема ставилась в программу Всеправославного собора на разных этапах подготовки к нему, но поскольку позиции Церквей, придерживающихся одного и другого календаря, оставались неизменными, то было решено эту тему снять. Так что в программе Всеправославного собора, который состоялся, впрочем, без нашего участия, эта тема не стоит. На сегодняшний день никакой перспективы пересмотра календарного вопроса не видится.

Кузенков Павел Владимирович, к. и.н., доцент истфака МГУ и Сретенской Духовной Семинарии

— Можно ли говорить, что переход ряда Православных Поместных Церквей на новоюлианский календарь в 20-е годы прошлого века, был своего рода общей тенденцией того времени и был неизбежен? Произошло бы это событие, если не было такой личности как патриарх Мелетий (Метаксакис)?

— Нет. Не был тенденцией и не был неизбежен. Это был первый случай перехода Православной Церкви на новый стиль, вопреки духу постановления Собора 1583 года. Этим процессом двигал Мелетий и его «группа поддержки».


Плюсы юлианского календаря

  1. Древность
  2. Сочетаемость с пасхалией
  3. Регулярность (для научных целей)
  4. Привычность дат праздников и памятей святых (для верующих)
  5. Соответствие «приметам» (Покров и т. п.)
  6. «Инаковость» мирскому календарю (что заставляет помнить о греховности мира)

Минусы юлианского календаря

  1. Небольшое смещение по временам года (1 день за 124 года)
  2. Практическое неудобство пересчета в григорианский
  3. Несовпадение церковного и гражданского календаря
  4. Наложение праздников (Новый год попадает на пост)

Плюсы григорианского календаря

  1. Более высокая астрономическая точность
  2. Распространенность

Минусы григорианского календаря

  1. Несочетаемость с пасхалией
  2. Нерегулярность (сбои високосного цикла)
  3. Церковное осуждение и конфессиональная ангажированность
  4. Непривычность дат праздников и памятей святых
  5. Противоречие «приметам» (Покров и т. п.)
  6. Абсурдность цели («дабы Пасха не смещалась по временам года»)

Нестеренко Юрий Валентинович, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедры теории чисел механико-математического факультета МГУ, член-корреспондент РАН.

— Юлианскому календарю 2600 лет. Нужно ли искать ему альтернативу и как справляется календарь новоюлианский?

Юлианский церковный календарь был создан для решения вопроса о дне празднования Пасхи. Из решений I Вселенского собора следовало, что праздник Пасхи должен определяться с помощью вычислений. Каноническое правило полагает его на воскресный день, зависящий от положения Солнца и Луны относительно Земли. Постепенно было создано описание в целых числах движения этих трёх тел: начала годов исчисляются на основе календаря, введённого в Римской Империи Юлием Цезарем (46 г. до Р.Х.), а новолуния на основе специальных правил. При этом начала календарных годов и календарных месяцев соответствовали астрономическим и не сильно отклонялись от них.

В новоюлианском календаре отсутствует собственная лунная составляющая и потому — ​согласованная с собственным летоисчислением пасхалия. В большинстве случаев Церкви, перешедшие на этот календарь, как и ранее, используют юлианскую пасхалию. При таком подходе, например, Петров пост в новоюлианском календаре будет сокращаться и с течением времени вообще исчезнет.

Календарный вопрос — ​вопрос о смене правил вычисления Пасхи, он должен решаться церковными властями.


Плюсы юлианского календаря

  1. Является моделью астрономической системы Солнце-Земля-Луна.
  2. Через каждые 532 года праздник Пасхи, другие события календаря приходятся на одни и те же календарные дни. Календарь прошел экспериментальную проверку на отсутствие нежелательных событий.
  3. Внутренне непротиворечив, логически строен и может выполнять свою функцию распределения церковных событий сколь угодно долго.

Минусы юлианского календаря

  1. Лежащие в основе календаря рациональные приближения средних длин астрономических годов и месяцев недостаточно точны.
  2. Как следствие, начала юлианских календарных годов и календарный день весеннего равноденствия со скоростью примерно 1 день за 128 лет сдвигаются по направлению к астрономическому лету. Спустя какое- то время (большое) Пасха станет праздноваться астрономическими летом и осенью.
  3. Не согласуется с принятым в большинстве стран григорианским календарём, что создаёт бытовые сложности.

Плюсы григорианского календаря

  1. Весьма точен. Сдвиг начал григорианских календарных годов происходит существенно медленнее, чем в юлианском календаре: 1 день примерно в 3300 лет (40000 лет в новоюлианском календаре).
  2. Календарь очень точно вычисляет первое мартовское календарное новолуние по отношению к аналогичному астрономическому новолунию. Именно это новолуние важно для вычисления Пасхи.
  3. Определяет жизнь на бытовом уровне во многих государствах.

Минусы григорианского календаря

  1. Имеет очень большой период 5700000 лет. В результате содержит эффекты, которые невозможно было обнаружить вручную 400 с лишним лет тому назад, но легко обнаруженные с появлением компьютеров.
  2. Отсутствует соответствие между календарными и астрономическими новолуниями. На своём периоде содержит примерно 71000 лишних календарных новолуний. Вообще, распределению новолуний, выходящих за пасхальный период, календарь не уделяет особого внимания.
  3. Существуют календарные месяцы продолжитель — ​ностью в 1 день (лишнее новолуние) и 59 дней (потерянное новолуние). Впрочем, эти эффекты происходят в конце лунных годов и проявятся не скоро.

Протоиерей Сергий Лепин, доктор теологии, доцент МинДА, Председатель Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви.

— Влияет ли «календарная принадлежность» на спасение души христианина?

— И нет, и да.

Нет: календарь — ​лишь инструмент, посредством которого Церковь организует коллективное (соборное) периодичное взаимодействие своих граждан на основе определенных преставлений о связи времен. Повторяемость сакральных событий лишь формально налагается на повторяемость астрономических явлений как на самую очевидную повторяемость. Сущностно, в отличие от язычников, мы не обоготворяем лунные и солнечные циклы и не догматизируем их описание — ​в нашем календаре рождается не Солнце, а Христос, Который воскресает совсем не потому, что Луна находится в нужной фазе.

Да: приверженность юлианскому календарю не является необходимым условием для спасения, однако «календарепоклонничество» с одной стороны, и произвол и беспечность в вопросах наблюдения времён с другой — ​греховны. Небезопасными могут методы реализации нашей точки зрения по вопросу –- любой: консервативной и либеральной.


Плюсы юлианского календаря

  1. Привычность и традиционность.

Минусы юлианского календаря

  1. Возрастающая неточность. Несоответствие реальным астрономическим явлениям.
  2. Значительное расхождение с «гражданским» календарем.
  3. Противоречивость: В этом году 20.3 было равноденствие, а 23.03 — ​было первое весеннее полнолуние. Т.е., Пасха, согласно 1 Вс. Собору, должна была быть 27.03, но выполнено было требование не Собора, а «православного календаря».

Плюсы григорианского календаря

  1. Большая точность.
  2. Большее соответствие наблюдаемым астрономическим явлениям.
  3. Распространенность, удобство.

Минусы григорианского календаря

  1. Непривычность, кофликтогенность.
  2. Он тоже не идеален и нуждается в адаптации под «церковные нужды».
  3. Необходимость редакции богослужебного устава при рецепции.