Блог Михаила Наумовича Эпштейна: Статистика бедной религии

Дата публикации: 24.07.2012

В середине 1990-х гг. были опубликованы интересные данные, позволяющие хотя бы приблизительно судить о  доле “бедных верующих” в составе религиозного населения страны. Согласно опросу, проведенному в декабре 1995 г. Центром социологических исследований при МГУ (руководитель – С.В.Туманов), 12,8% верующих россиян определяют себя как “вообще христиан”, вне конфессиональной принадлежности. К этому можно прибавить, что 2,7% верующих не находят существенной разницы между вероиповеданиями, и 2,5% имеют свое собственное представление о Боге. Таким образом,  вера вне вероисповеданий охватывает примерно 18% религиозного населения, что выступает как значительный социальный фактор на фоне 71% православных, О,2% католиков и 0,7% протестантов.


Еще более разительные цифры приведены в работе Людмилы Воронцовой и Сергея Филатова “Религиозность и политическое сознание в постсоветской России”, которая здесь цитируется в обратном переводе с английского: “Основной соперник православия – не другие религии, но быстро растущая категория людей вне конфессиональной принадлежности – “просто христиан”. Их число выросло в 2,5 раза за три года, 1989-1992, и в 1992 составило 52% населения, тогда как число православных (всех юрисдикций) понизилось”.

Вот совсем свежие данные – опрос, проведенный фондом “Общественное мнение” и службой “Среда” весной 2011 г.  В нем участвовали 1500 респондентов от 18 лет и старше, из 44 регионов страны. Подавляющее большинство россиян 82%, верят в Бога. При этом 27% опрошенных считают себя верующими, но не соотносят свою веру с какой-либо религией. Это треть от числа всех верующих. Среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет таких респондентов уже 34% от всех опрошенных, т.е 41,5% от числа верующих, а среди студентов, 38%, т.е. 46,3% от числа верущющих – почти половина.

http://www.cnlnews.tv/2011/05/04/galluppoll/

Как видим, данные разных исследований сильно колеблются (от 18% верующего населения до 52% всего населения страны), но  в любом случае очевидно, что “бедная вера” – это  не  умственная фантазия, а реальность общественной жизни России, которая ищет своего теологического обоснования. Это религия без дальнейших определений, столь же прямо и цельно предстоящая Богу, как целен и неделим сам Бог.

Источник: http://mikhail-epstein.livejournal.com/112475.html