Образ Русской Православной Церкви
Дата публикации: 06.07.20134 июля 2013 года в Российском Православном Университете координатор исследовательской службы Среда Алина Багрина презентовала результаты всероссийского репрезентативного опроса 1500 россиян (полевые работы: ФОМ-Пента, 2012) и анкетирование 135 участников фестиваля православных сми «Вера и слово» (сотрудники епархиальных пресс-служб и православных сми, 2012) на тему восприятия существующего и желаемого образа Русской Православной Церкви. Презентация завершилась экспертным обсуждением.
ОПИСАНИЕ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Идея изучения общественного восприятия образа Русской Православной Церкви была подсказана работой матери Марии (Скобцовой) “Типы религиозной жизни” (1937 год). Выделенные матерью Марией пять типов благочестия показались актуальными и в настоящее время. Это: синодальный (Санкт-Петербург), уставщический (Москва, столица Московского княжества), эстетический (Византия), аскетический (монашество, ранние времена христианства), Евангельский. К каждому типу при составлении анкеты было отнесено по две характеристики, что дало список из десяти характеристик. Помимо этого, опыт изучения восприятия Церкви, полученный на церковных мероприятиях и в экспертных аудиториях, подсказал дополнительный набор часто озвучиваемых характеристик. Так получился дополнительный список еще из двенадцати опций. В результате, респондентам предлагались списки с 22-мя характеристиками:
1. важная часть российской государственности, государственное ведомство
2. чёткая иерархия
3. приверженность традициям, охранение прошлого
4. точное следование канонам
5. таинственность происходящего
6. великолепный обряд, красота и пышность богослужений
7. духовная мистическая жизнь
8. скромность и нестяжательство
9. помощь людям, приходская и социальная работа
10. открытость для всех, понятность и приветливость
11. активное участие в воспитании детей и молодёжи
12. готовность к изменениям
13. альтернатива рыночной экономике и потребительским ценностям
14. духовный авторитет, нравственная оценка событий
15. активная позиция по общественно-политическим вопросам
16. международная православная миссия
17. широкая представленность в средствах массовой информации
18. незаметность, отсутствие публичной активности
19. богатство
20. разномыслие, служители церкви могут иметь отличные друг от друга мнения
21. согласованность, сплоченность, подчинение патриарху
22. готовность к диалогу с представителями других вероисповеданий и христианских конфессий
В ходе проведенных исследований, респондентам задавались следующие вопросы (выбрать не более 5-ти характеристик)
1. «Какие определения, на Ваш взгляд, наиболее точно характеризуют Русскую Православную Церковь в настоящее время?»
2. «Какой Вы бы хотели видеть Русскую Православную церковь в Будущем?».
ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Среди всех опрошенных респондентов затруднились с выбором характеристик существующего образа Церкви 22%. Затруднились с описанием желаемого образа – 26%. Таким образом, почти четыре пятых россиян имеют представление о Русской Православной Церкви, и три четверти россиян имеют ожидания, связанные с ней.
Пять наиболее популярных характеристик существующего образа Церкви, по результатам всероссийского опроса:
1. Приверженность традициям, охранение прошлого (30%)
2. Помощь людям, приходская и социальная работа (30%)
3. Великолепный обряд, красота и пышность богослужений (22%)
4. Открытость для всех, понятность и приветливость (21%)
5. Важная часть российской государственности, государственное ведомство (17%)
Пять наименее популярных характеристик существующего образа Церкви:
1. Альтернатива рыночной экономике (2%)
2. Незаметность (2%)
3. Активная позиция по общественно-политическим вопросам (4%)
4. Разномыслие (5%)
5. Духовная мистическая жизнь (5%) / Готовность к изменениям (5%)
Пять наиболее желаемых характеристик образа Церкви, по результатам всероссийского опроса:
1. Помощь людям (38%)
2. Открытость, понятность и приветливость (31%)
3. Активное воспитание молодежи (26%)
4. Скромность, нестяжательство (22%)
5. Приверженность традиции, охранение прошлого (18%)
Пять наименее желаемых характеристик образа Церкви:
1. Богатство (2%) / Разномыслие (2%)
2. Духовная мистическая жизнь (3%)
3. Альтернатива рыночной экономике и потребительским ценностям (5%)
4. Четкая иерархия (6%)
5. Великолепный обряд, красота и пышность богослужений (7%)
Можно отметить, что разница между имеемым и желаемым характеристиками не очень большая. Большая часть характеристик имеемого образа оказывается так же желательной. В процентном соотношении, резких перепадов нет.
Ушли две характеристики:
• Великолепный обряд, красота и пышность богослужений
• Важная часть российской государственности
Добавились:
• Скромность, нестяжательство
• Активное воспитание молодежи
Сохранились:
• Помощь людям (характеристика усилилась)
• Открытость, понятность и приветливость (характеристика усилилась)
• Приверженность традиции, охранение прошлого (характеристика стала слабее, опустилась с первого места на пятое)
ИЗ ПЯТИ ТИПОВ БЛАГОЧЕСТИЯ, по оценке россиян, в нынешнем образе Церкви в наибольшей степени присутствует Евангельский. Несмотря на это, именно в его отношении также наблюдается максимальный запрос (помощь людям и открытость). В то же время, прихожане (посещающие богослужения раз в месяц и чаще – 8% россиян), говоря о существующем образе Церкви, на первое место ставят Уставщический тип, при этом в будущем они хотели бы видеть его в гораздо меньшей степени.
Интересно, что такая специфическая группа опрошенных в рамках фестиваля “Вера и слово”, как сотрудники Епархиальных пресс-служб, максимально возможный запрос высказывают в отношении Аскетического типа благочестия (духовная мистическая жизнь и нестяжательство).
НАИБОЛЕЕ И НАИМЕНЕЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Как показал всероссийский опрос, наибольшее расхождение между желаемым и имеемым прослеживается по характеристикам:
• «Скромность и нестяжательство» (10% видят сейчас и 23% хотели бы видеть Церковь скромной в будущем)
• «Активное участие в воспитании детей и молодёжи» (13% сейчас и 23% в будущем)
• «Открытость» (21% и 31%)
• «Помощь людям» (30% и 38%)
В то же время позиции «Сохранение традиций» (30% сейчас и 12% запрос) и «Великолепный обряд» (22% сейчас и 7% запрос) являются наиболее «перевыполненными», и запрос на них оказывается минимальным.
Самыми «холодными» оказываются характеристики:
1. «Духовная мистическая жизнь» (5% видят её в Церкви, 2% хотели бы видеть)
2. «Активная позиция по общественно-политическим вопросам» (4% сейчас и 5% запрос)
3. «Незаметность» (2% сейчас и 2% запрос)
4. «Разномыслие» (5% сейчас и 2% запрос)
5. «Согласованность» (6% сейчас и 8% запрос).
По эти параметрам минимальны как расхождения, так и собственно значения, выраженность характеристик, что говорит о сравнительном равнодушии россиян в отношении этих опций.
ПРИХОЖАНЕ
Если выделить из опрошенных группу прихожан – респондентов, посещающих богослужения раз в месяц и чаще (8%) – то из существующего у прихожан образа Церкви, по сравнению с «россиянами в целом», пропадают такие характеристики, как «великолепный обряд, красота и пышность богослужений» и «важная часть российской государственности»:
1. Приверженность традициям, охранение прошлого (47%, РФ 30%)
2. Помощь людям, приходская и социальная работа (44%, РФ 30%)
3. Точное следование канонам (29%, РФ 16%)
4. Открытость для всех, понятность и приветливость (28%, РФ 21%)
5. Четкая иерархия (21%, РФ 11%)
С другой стороны, все пять перечисленных желательных характеристик Церкви в глазах прихожан совпадают с мнением россиян в целом, более того сохраняется порядок приоритетов, различается «острота запроса»:
1. Помощь людям, приходская и социальная работа (47%, РФ 38%)
2. Открытость для всех, понятность и приветливость (38%, РФ 28%)
3. Активное участие в воспитании детей и молодежи (38%, РФ 26%)
4. Скромность и нестяжательство (31%, РФ 23%)
5. Приверженность традиции, охранение прошлого (23%, РФ 18%)
НАХОДКА: РОССИЯНАМ НУЖНА “ПОЛЕЗНАЯ ЦЕРКОВЬ”?
При сопоставлении «выраженных» и «невыраженных» (отсутствующих или слабо представленных в образе характеристик желательного образа Церкви) становится заметно, что этот образ оказывается достаточно секулярен. Желаемые характеристики оказываются заметными, внешними, полезными. Церковь представляется решающей внешние социальные задачи. Духовность, мистическая жизнь Церкви, сильная структура, альтернатива рынку – не имеют значимости в глазах россиян. Интересно, что это относится не только к мнению россиян в целом, но и к мнению прихожан. Кстати говоря, тенденция полезности, «утилитарности религии» прослеживается также в мировом контексте (modern religion).
СОТРУДНИКИ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ПРЕСС-СЛУЖБ
По своим ответам имеют несколько расхождений с ответами россиян в целом и прихожан. Так, на первое место при описании существующего образа Церкви они ставят не приверженность традициям, а духовный авторитет (55%). К слову, по этой позиции существующий образ соответствует желаемому (51%). А вот наибольшее расхождение наблюдается по характеристике «Открытость для всех»: в нынешнем образе её разглядели 10% респондентов, а хотели бы видеть – 48%. Чрезвычайно важны для сотрудников епархий скромность и нестяжательство Церкви (1% сейчас и 30% запрос).
СОТРУДНИКИ ПРАВОСЛАВНЫХ СМИ
Как и россияне в целом и прихожане, ставят на первое место при описании существующего образа Церкви приверженность традиции (49%). На второе, вслед за епархиальными службами, духовный авторитет (46%). Кроме того, сотрудники православных СМИ включают в свою пятёрку главных черт Церкви также духовную мистическую жизнь (43%) и чёткую иерархию (29%), чем отличаются от остальных групп опрошенных. Наибольший запрос (т.е. максимальное расхождение между желаемым и действительным) православные журналисты, как, кстати, и сотрудники епархий, демонстрируют по позициям «Открытость» (6% сейчас и запрос 51%) и «Скромность» (0% против 30%).
ГРУППЫ ПО ВЕРОИСПОВЕДАНИЮ
Для представителей различных вероисповеданий наиболее чувствительными в отношении желаемого образа Церкви оказались разные характеристики. Для мусульман главный запрос, адресованный Церкви, – готовность к диалогу с представителями других конфессий, для неверующих – незаметность и подчинённость Патриарху. Православные, причисляющие себя к Церкви, чаще хотят видеть её открытой и помогающей людям.
БОГАТСТВО
9% россиян в целом отмечают богатство как имеемую характеристику Церкви, 2% хотели бы видеть ее в будущем. Таким образом, богатство оказывается слабо проявленной и нежелательной характеристикой. Наиболее негативно к богатству Церкви относятся россияне, которые регулярно пользуются Интернетом, а также студенты, жители Северо-Запада, Юга и Северо-Кавказа страны и православные, не причисляющие себя к Русской Православной Церкви. Напротив, сравнительно нейтрально к церковному благосостоянию относятся самые обеспеченные россияне, работники сферы науки, культуры и искусства, прихожане.
ЦЕРКОВЬ ГЛАЗАМИ МЕДИА-АУДИТОРИЙ
Было проанализировано восприятие образа Церкви глазами четырёх медиа-аудиторий: Интернет («Я каждый день (почти каждый день) захожу в Интернет» – 30%), Принт-аудитория («Я каждый день (почти каждый день) читаю газеты и журналы» – 37%), ТВ-аудитория («Я каждый день (почти каждый день) смотрю телевизор» – 76%) и Радио-аудитория («Я каждый день (почти каждый день) слушаю радио» – 28%).
Интернет-аудитория
Её отличают молодой возраст, обеспеченность, высокая оппозиционность и низкий уровень доверия, оказывается самой равнодушной в отношении Церкви. Они несколько чаще (по сравнению со средним по РФ) видят Церковь приверженной традициям, с чёткой иерархией и представленной в СМИ. Хотят видеть Церковь готовой к диалогу с представителями других конфессий и вероисповеданий, открытой для изменений и особенно не хотят видеть её богатой.
Принт-аудитория
Чаще составляют женщины, люди среднего возраста и больше число неверующих. В этой аудитории много людей с высшим образованием. Они внимательны к Церкви и в своих оценках склонны к крайностям, одновременно демонстрируя и максимальные показатели негатива, и максимальные показатели позитива. Они заметно чаще говорят о Церкви, как о помогающей людям и активно участвующей в воспитании молодёжи, и реже упоминают великолепие обряда. При этом они реже прочих ждут от Церкви следования традициям и охранения прошлого, хотели бы большей открытости и понятности.
ТВ-аудитория
Несколько более возрастная, доверяющая власти, представленная православными, причисляющими себя к Русской Православной Церкви. Они реже говорят, что Церковь богата и является частью российской государственности.
Радио-аудитория
Так же оказывается более возрастной, среди слушателей радио несколько чаще встречаются мусульмане, кроме того это самая религиозная аудитория. От Церкви она ждёт нравственной оценки событий и активного участия в воспитании детей.
Фото: Мария Кузьмичёва
Статья Алины Багриной с рассказом о находках проведенного исследования
Заметки координатора службы «Среда» Алины Багриной после обсуждения доклада