6 марта 2013 Алексей Сергеевич Титков выступил с докладом «Светское государство: чистота, опасность и жертвенный кризис»
Дата публикации: 26.03.20136 марта в рамках серии научно-образовательных семинаров на философско-социологическом факультете РАНХиГС выступил Дмитрий Узланер, который рассказал о «Деле «Пусси райот» и постсекулярных гибридах», под которыми он понимает сложные сочетания религиозного и светского, возникающие в ходе десекуляризации. По его мнению, проблематика постсекулярного уже достаточно хорошо изучена, в том числе отечественными авторами, однако при этом ощущается явный недостаток эмпирических исследований, которые бы операционализировали данную теорию применительно к анализу особенностей российского кейса. В своем выступлении на примере материалов дела «Пусси райот» Дм.Узланер рассмотрел российское преломление общемирового постсекулярного контекста.
На выступлении Алексея Титкова 20 марта был представлен альтернативный взгляд, исходящий из традиции Эмиля Дюркгейма и британской социальной антропологии. Доклад был посвящен теме «Светское государство: чистота, опасность и жертвенный кризис». Для выступления было важно определить «кризис» как нарушение устойчивости с точки зрения самого общества.
Предложенная докладчиком перспектива, в отличие от теорий «постсекулярного», не предполагает какой-либо сущностной разницы между «религиозными», «светскими» и «постсекулярными» обществами. Для нее все сообщества, включая «светские» или «атеистические», могут быть описаны на языке социологической теории религии и священного (сакрального). В любом упорядоченном обществе обнаруживается отделенная от повседневной жизни область сакрального, по отношению к которой все члены общества чувствуют сильную эмоциональную связь, объединяющую их всех в одно «моральное сообщество». Коллективные эмоциональные реакции большой силы, не всегда понятные человеку другой культуры, становятся внешним, наблюдаемым проявлением такого рода «моральных сообществ», их символической организации.
Актуальность темы заключается в том, что за последний год в России сложился устойчивый информационный фон событий, связанных с РПЦ, которые сложно игнорировать. Конфликты между сторонниками светского государства и православной церкви в России заметно участились за последний год и стали одной из острых тем общественных дискуссий.
Как можно объяснить бурную реакцию на эти события? Для поиска ответа на этот вопрос докладчик использовал теории нескольких авторов: Эмиля Дюркгейма, Мери Дуглас и Рене Жирара. Их подходы операциональны и приложимы к изучаемому полю.
Итак, согласно идеям Дюркгейма, сакральность существует там, где возникает бурное проявление эмоций. Если перенести это понимание на сегодняшние реалии, то сложно не заметить, что в обсуждениях, связанных с некоторыми событиями вокруг РПЦ: автоаварии, часы, открытие кафедры теологии, атака выставки казаками – мы имеем накал страстей. Дюркгеймовская традиция в социологии и антропологии, ее «культурно-символическая» версия, позволяет описать эти конфликты как коллективную реакцию «морального сообщества» сторонников светского государства на осквернение (трансгрессию) — нарушение символических границ и запретов, значимых для этого сообщества. Предлагаемая Дюркгеймом теория сакрального подчеркивает, во-первых, отделенность сакрального от мира обыденного и повседневного (профанного), во-вторых, амбивалентность сакрального, которое может быть благим, полезным в одних случаях и опасным в других.
Мери Дуглас добавляет в интерпретацию понятия (не)чистоты и опасности-безопасности: вторжение нечистоты в сакральное пространство позволяет выявить противоречия в обществе и увидеть тот самый кризис. Так, например, «открыть кафедру теологии в МИФИ – это все равно что поставить грязные сапоги возле святыни», считает докладчик. Представляют ли священники угрозу для физиков? Ухудшит ли кафедра теологии уровень образования на физфаке? Почему это так волнует людей? Проблема не в том, как ответить на эти вопросы, а в том, что мы имеем дело с нарушением сакральности и чистоты. Помимо науки, еще одним примером оберегаемого объекта являются дети: это подтверждают многочисленные обсуждения темы введения предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Случаи, когда сакральное оказывается опасным и скверным, Мэри Дуглас описывает как трансгрессию, нарушение значимых символических границ и символических классификаций, принятых в данном обществе. Символический порядок «светского общества» строился на исходном акте «отделения религии от государства». Таким действием «религия» отграничивалась от нового социального порядка, приравнивалась к безумию (в противоположность «науке» и «здравому смыслу») и древнему («средневековому») злу, оттесненному за пределы упорядоченного мира. Другими словами, «религия» оказалась наделенной признаками «отрицательного сакрального», опасного и скверного. Священник в физическом вузе, священник на космодроме, священник в школе – такие ситуации воспринимаются как сбой в социальном порядке, грозящий опасностями и разрушениями.
В концепции Рене Жирара социальный порядок поддерживается «жертвенной системой», основанной на ритуальном коллективном насилии над каким-либо жертвенным объектом («козлом отпущения»). В «светском обществе» учредительное насилие (термин Жирара) над религией, установившее новый порядок, оценивалось как благо, с религией связывались все несправедливости старого порядка, отмененного революцией. Во вт. пол. XX в. необходимое для жертвенной системы коллективное символическое насилие поддерживалось насмешками над религиозностью, например, коллег по трудовому коллективу, массовой разоблачительной литературой. Все эти инструменты символического насилия воспроизводятся и в сегодняшней реакции на скандальные происшествия последнего года.
Концепции Дуглас и Жирара могут, по мнению докладчика, помочь понять, почему порядок «светского общества» оказался неустойчивым и привел к состоянию кризиса. Наглядным признаком кризиса «светского общества» служат, к примеру, опросы общественного мнения, в которых «безрелигиозными» себя считают не более 1/5 от всех опрошенных, а порядка 2/3 относят себя к какой-либо религии. Теория Жирара предполагает, что существующая жертвенная система может, по разными причинам, перестать быть действенной, в этом случае она заменяется на какую-то другую, а старая, уходящая, теперь считается виновной в существующих проблемах, с которыми она не могла справиться. Проблемы насилия, размывания социальных норм и разрыва социальных связей все чаще связывается, обоснованно или нет, с «бездуховностью» предыдущего «светского порядка», который поэтому должен быть отброшен и заменен на другой, более моральный.
Каковы пути выхода из кризиса? Необходимо конструктивно реагировать на столкновения, нарушения границ, в некоторой степени она должна отвечать ожиданиям общества, особенно в свете последних событий. «Церковь должна быть нестяжательной, милосердной, помогать слабым, отстаивать справедливость, когда она нарушается мирскими властями, должна быть моральным образцом, не зависящим от мирской власти и больших денег – в этом ожидания «религиозных» и «светских» граждан скорее совпадают, чем различаются», – заключил Ал.Титков.