25 февраля 2013 в ПСТГУ прошла открытая лекция профессора Питсубргской семинарии Джона Бёрджесса

Дата публикации: 01.03.2013

D68A348125 февраля прошла открытая лекция Джона Берджесса, профессора Питсбургской семинарии (США). Чаще всего американцы выделяются из обычной русской толпы, их видно сразу, но сегодняшний лектор оказался совсем не типичен: выглядит очень по-русски. Обрусел? «Вот что делает православие», – заметили самые наблюдательные.

Профессор Джон Берджесс преподает систематическое богословие в Питсбургской семинарии. По его словам, как у многих протестантов, так и у него со временем появилась духовная потребность, которая привела его из пресвитерианской церкви в православие примерно 10 лет назад. Потребность изучить православие вызвала желание ближе познакомиться с Россией. Джон Берджесс говорит, что в нем самом произошли сильные внутренние перемены после того, как он принял православие и стал воцерковляться. Сейчас он пишет об этом книгу, которая выйдет в следующем году, заказать ее можно будет на сайте amazon.com.

А еще Джон Берджесс учит русский язык – оценить его успехи могли слушатели, которые посетили вторую лекцию профессора в тот же день.

На встрече присутствовали в основном студенты. «Помолимся», – дала начало встрече переводчица. Все встали, в аудитории тишина. Она обернулась, легким кивком головы дала студентам знак, и по аудитории полилось «Царю Небееесный».

Джон Берджесс уже не первый раз приезжает в ПСТГУ. В прошлом году он читал в университете серию лекций, начал проводить исследование религиозности и религиозного возрождения в России. В своем выступлении лектор предоставил некоторые предварительные итоги своего исследования и рассказал о религиозной ситуации в России и Америке.

DSC_4427Любопытно, что привлекает внимание американца, когда он начинает изучать православие в России. В своем докладе лектор сосредоточился на такой тревожной, по его мнению, особенности религиозной жизни в России, которая заключается в диспропорции числа православных и активных прихожан. Противоречие заключается в том, что церковь в России растет, увеличивается количество церквей и монастырей (сегодня в социальных сетях можно увидеть, например, объявление о сборе пожертвований для будущего монастыря, в котором говорится: «монахини будущего монастыря просят помощи». Ведь это только сегодня, в России 21-го века, можно быть «монахиней будущего монастыря» – 150 лет назад это было бы абсурдом, не так ли? – К.М.), 60-80% населения называют себя православными, но лишь 5-10% из них регулярно причащаются. Знакомые вопросы: почему православных много, а причастников мало? Почему большинство населения знают лишь и свечках, куличах и Рождестве? Почему население отстоит на некоторой дистанции от церкви? Можно ли ожидать преобразование количественного роста в качественные изменения? В самом ли деле происходит возрождение? В самом ли деле церковь растет, или растут только здания? Растут церкви или Церковь?

В своем докладе лектор проанализировал способы, которые, по его мнению, используются церковью для разрешения этого противоречия.

И тут мы услышали первое не переводимое на английский язык слово, которое профессор Берджесс произнес по-русски – воцерковление. Воцерковление – это ключ к пониманию указанного противоречия и средство его разрешения. Этот термин стал лейтмотивом всего выступления.

7 русских слов(осочетаний), которые православный американский профессор предпочел не переводить на английский язык:
Воцерковление
Община
Страдание
Преодоление
Интеллигенция
Закон Божий
Основы православной культуры

Воцерковление – это одна из главных целей церкви, для достижения которой предпринимаются определенные шаги. Начало активной работе по некоторым направлениям Патриарх Кирилл. Лектор выделил 4 сферы церковного влияния, через которые происходит воцерковление:
– образование
– социальное служение
– интерпретация истории, особенно 20 века
– приходская жизнь и формирование общины

Религиозное образование осуществляется через воскресные школы, работе которых в последнее время стало уделяться больше внимания, через катехизаторские беседы перед Крещением – введен минимум бесед с крестными родителями, через основы православной культуры в школах, да и такое явление, как ПСТГУ – один из примеров общедоступного православного образования. Предположительно плодами этой работы станет то, что православие будет меньше восприниматься как лейбл, люди будут более осознанно и активно включаться в церковную жизнь. Но есть и опасения, связанные с тем, что массовое религиозное образование покажет православие лишь как национальную идею для государства, при этом люди не узнают ничего ни о церкви, ни о церковной жизни.

Сретенский монастырь – один из крупных катехизаторских центров, который ведет активную деятельность по многим направлениям. В прошлом году профессор Берджесс выступал в монастырской воскресной школе для взрослых перед аудиторией примерно 30-50 человек. «Казалось бы, 30 взрослых человек в воскресной школе – это неплохо, – рассуждает профессор. – Но если учесть, что на службе присутствует около 300-500 человек, то остается пожелать лучшего».

Социальное служение в России отличается тем, что церковь иногда делает больше, чем государство. Лектор привел в пример поразившую его масштабами своей деятельности Марфо-Мариинскую обитель, а также реабилитационный центр для наркоманов возле Кинешмы. Люди, оказавшиеся в этих центрах социальной поддержки, не только получают помощь и\или учатся помогать другим. Все они в первую очередь изучают, а вернее сказать, учатся православию, т.е. воцерковляются. Но вопрос остается открытым: увеличит ли такая работа количество людей, которые будут жить церковной жизнью?

D68A3547Церковь помогает россиянам понять свою историю, понять то, что произошло в 20 веке, помогает осознать ту трагедию, которую пережили русские в прошлом столетии. Так, например, новомученики нужны не только церкви, но и всему обществу, т.к. они показывают путь церковного и национального возрождения. Дают ли плоды уроки истории от церкви? Лектор настроен в этом вопросе немного скептически, т.к. по его личному опыту общения с россиянами он пришел к выводу, что люди мало знают, что такое Бутово, мало знают о новомучениках и не очень стремятся о них узнать. Почему так? Ответ профессора Берджесса прост: «Люди хотят надежного, проверенного святого, который принесет им удачу, счастье, здоровье, такого, например, как свт. Николай или вмч. Пантелеимон».

Одно из главных и наиболее эффективных средств воцерковления – создание общины. По наблюдениям лектора, община способствует тому, что тесное личное знакомство с активными прихожанами мотивирует людей на церковную жизнь, в том числе на частое причащение. В основе создания общины лежит личностное общение, для которого на приходе должны быть созданы условия. Резюмируя его мысли на этот счет, можно сказать, что чаепитие – это мегафактор сплочения прихода и средство формирования общины. Роль чаепития не ускользнула даже от глаза американского исследователя, который, тем не менее, добавил, что формирование общины во многом зависит также от личности священника.

Обсуждение доклада умножило и без того большое количество вопросов о религиозной ситуации в России и США. В чем был успех пресвитерианской церкви в США? Возможно ли его повторить в православной России? А если да, то не превратится ли православие в протестантизм с иконами? Если опасность есть, то может не стоит ничего делать? Какую роль в этом должно играть государство?

Причина успеха пресвитерианской церкви в США в том, что изначально пресвитериане были выходцами из Европы, в основном интеллигенция, представители правящей элиты, которые помогли заложить основы нации. Среди них было много политиков, даже некоторые президенты были убежденными пресвитерианами. Тогда у церкви была поддержка государства, и она была достаточно мощной. А потом, когда в страну стало прибывать все больше мигрантов, требовавших равноправия, изменилась структура общества (по словам профессора, сейчас вообще в США европейцы в меньшинстве), появились другие церкви, пресвитерианская церковь не выдержала конкуренции и потеряла свои позиции, количество членов церкви уменьшилось вдвое.

Семинария Питсбурга, США аффилирована к пресвитерианской церкви.
Состав студентов в цифрах:
Этническое происхождение, %
• Европейцы 78
• Афро-американцы 15
• Азиаты 1
• Испанцы 1
• Другие 4
Деноминации, %
• Пресвитериане (США) 57
• Объединенная методистская церковь 12
• Баптисты 12
• Пресвитериане (прочие) 4
• Не принадлежащие к какой-либо деноминации 4
• Православные 2
• Объединенная церковь Христа 2
• Церковь Христа 2
• Епископальная церковь 1
• Другие 4
Пол, %
• Мужчины 63
• Женщины 37

DSC_4421В России, казалось бы, тоже есть одобрение православной церкви на уровне государства. Если бы ее не было, возможно, многие социальные, образовательные и другие проекты бы не удались. Но присутствуют и спорные моменты: всегда ли, например, ОПК способствует формированию положительного образа церкви и помогает ей? Нужно ли, чтобы правительство вообще помогало церкви? Нужно ли, чтобы церковь помогала государству и обществу?
Подводя итог своему выступлению, лектор еще раз задался вопросом: что же происходит в России сегодня? С одной стороны, влияние церкви растет через образование, социальное служение, интерпретацию истории, развитие приходской жизни, а также увеличивается количество новых храмов и монастырей. С другой стороны, исследования показывают, что процент воцерковленных людей остается на прежнем уровне. В России церковь как социальный институт растет и получает все больше влияния, но не очевидно, что это даст качественные изменения.

Что будет с церковью в России? Повторит ли она путь пресвитерианской церкви и станет ли такой же секулярной, как в США? Каков будет эффект религиозного образования? Увеличит ли активное социальное служение число людей, живущих церковной жизнью? Пойдут ли уроки истории на пользу людям и приведут ли их в церковь? Сыграет ли свою роль община? «На все эти вопросы ответа пока нет, – резюмирует лектор, – нужно немного времени, чтобы увидеть результаты».

«Если Россия противостоит секулярности мира, то она станет влиятельной по отношению к мировому христианству в целом» – загадочная мощная фраза, в которой слышится надежда на преодоление. Посетители лекции прямо-таки почувствовали, как профессор Берджесс сжал кулаки в полной уверенности, что у Православия в России все получится.

Блиц-интервью с профессором Берджессом о православной церкви в США

Какова динамика в православных церквях в США?
Количество церквей и монастырей уменьшается: они закрываются, все меньше людей приходят в церковь.
Кто и почему приходит в православие в США?
Есть две группы: первая – это новые русские мигранты, вторая – это обращенные из протестантизма, которые разочаровались в своей церкви, все еще находятся в духовном поиске
Если люди уходят из православия, то почему?
Некоторым не нравится православие, т.к. они считают обряды слишком сложными, устаревшими, вышедшими из моды. Кроме того, часто люди хотят слышать проповедь, а в православной церкви нет акцента на проповеди. Священник вообще может не произнести проповедь, т.к. в центре всего стоит Литургия, таинство. Люди же хотят услышать проповедь, они нуждаются в ней. Поэтому уходят туда, где могут ее получить.
Какая разница между православием в США и России?
У них заведомо разные методы работы, это то, что называется миссионерством. В России думают, что если они построят церковь и подготовят священников, то люди сами придут. В США это не работает, церковь должна выходить за свою ограду. Еще одна деталь – в США не стоит вопрос о том, на каком языке будет идти богослужение.
Что отличает диалог между православными и протестантами в США и в России?
В США больше диалога между православными и протестантами, и они могут получить взаимную выгоду от этого общения. В России есть только формальная коммуникация на официальном уровне, в реальности личностного общения между священниками и пасторами почти нет, это кажется просто невозможным.

Впечатлениями делилась Ксения Медведева