«Верующий», «религиозный», «православный» и «мусульманин» – ассоциативные портреты
Дата публикации: 23.02.2012С целью изучения содержательных различий между понятиями «верующий», «религиозный», «православный» и «мусульманин» службой Среда были проведены фокус-группа и опрос (январь 2012), в котором приняли участие 20 экспертов, ранее дававших комментарии к данным службы Среда.
Наблюдается тенденция к разграничению понятий «православный» и «христианин». Участники фокус-группы и эксперты указали на феномен сращивания понятий «православный» и «русский». Понятие «верующий» определяет личностные качества, в то время как понятие «религиозный» относится к поведенческим установкам.
Если православный, то необязательно христианин
В ходе пилотажа анкеты для всероссийского репрезентативного опроса интервьюеры службы Среда столкнулись с недоумением со стороны респондентов: при ответе на вопрос, верным или неверным, с их точки зрения, является утверждение «Я православный христианин», опрошенные удивлённо восклицали «Да я просто православный, причем тут христианин?!!». Формулировка, в итоге, была изменена, однако перед исследователями возник новый вопрос: каким образом сегодня в общественном сознании соотносятся понятия «верующий», «религиозный» и «православный» и с какими проблемами связаны религиозная и национальная самоидентификация.
«Православный» значит «русский»
По результатам проведённой фокус-группы были проанализированы ассоциативные ряды к понятиям «религиозный», «верующий» и «православный».
Так, на вопрос «Религиозный человек: как Вы считаете, какой он?» респонденты чаще отвечали сразу, не задумываясь: «В Церковь, скорее всего, часто ходит», «Постится, молится», «Ну, какая религия, так и ведет себя», «Если православный, с крестиком», «Женщины в юбках». Также прозвучало «уверенный в себе, чуть ли не самодовольный», несколько раз – «унылый».
При этом для того, чтобы определить, кто такой «верующий», респондентам требовалось время: «Это хороший человек», «Добрый, честный, скорее всего», «Улыбчивый», «Приветливый», «Радостный, если не сказать – веселый».
Таким образом, опрошенные включили в понятие «религиозный» поведенческую атрибутику, в то время как понятие «верующий» связывалось с личностными качествами.
При ответе на вопрос «Православный человек: как Вы считаете, какой он?» неоднократно звучал быстрый спонтанный ответ: «Русский!». Это наиболее яркое выражение наблюдающейся подмены понятий – слияние наднациональной веры и национальности.
Позднее, в рамках экспертного опроса на тему слияния национальной самоидентификации и вероисповедания высказался Сергей Ениколопов, руководитель отдела медицинской психологии НЦПЗ РАМН, заведующий кафедрой криминальной психологии МГППУ: «Студенты заполняли анкету, в которой стоял вопрос о религиозной принадлежности. Руку подняла девушка и спросила: “Как быть, если я мусульманка и атеистка?” После моих удивленных восклицаний, что это невозможно, барышня прояснила ситуацию, что она – татарка и атеистка».
«Верующий»: позитивный, неуверенный, конъюнктурный или обычный
«Верующий – имеющий в жизни цель, неравнодушный (иногда с нервностью), не зацикленный на “успехе”, работящий (часто даже и небедный), в возрасте примерно от 20 до 60», – Владимир Гурболиков, первый заместитель главного редактора журнала «Фома».
У большинства экспертов слово «верующий» вызывало позитивные ассоциации. Чаще у тех, кто сам является верующим, исповедующим ту или иную религию.
Портрет «позитивного верующего» – адекватно воспринимающий действительность, умеющий думать и имеющий свою точку зрения на происходящие события. Он чаще независим от общественного мнения и позиций, навязываемых СМИ. Неравнодушен, и может быть «пламенным», вдохновенным, но вместе с тем спокойным, терпеливым, имеющим мир с самим собой. Верующий чаще образован, разбирается в музыке, литературе, искусстве. Терпим к другим. Чаще это женщина. Возраст, скорее, средний или молодой.
По политическим взглядам «позитивный верующий» человек либо «государственник», либо сторонник демократических или либеральных взглядов. Но политические предпочтения не имеют для него первостепенного значения.
Религиозная принадлежность не играет ключевой роли в определении «позитивного верующего», но скорее это православные, мусульмане и иудеи.
Социальное положение или не имеет значения или от «ниже среднего» до «хорошего среднего» (люди, занимающиеся бизнесом). Но в любом случае «позитивный верующий» не зациклен на успехе.
«Неуверенный» тип верующего – человек, социально пассивный, со слабым характером и заниженной самооценкой, агрессивный. Верующий может быть нетерпимым до агрессивности (независимо от религиозной принадлежности) к тем, кто не разделяет его убеждений.
Также верующими могут позиционировать себя люди с конъюнктурной целью. Такой «верующий», по мнению экспертов, скорее православный.
Екатерина Егорова, политический психолог и консультант, доктор политических наук, президент Центра политического консультирования «Никколо М»: «…чаще публично о своей религиозности сообщают православные, делая эту информацию предметом общественного знания. Такие декларации гораздо реже делают мусульмане, буддисты, иудаисты. Католики и протестанты также не делают, как правило, публичных деклараций. Партийные предпочтения – в большей степени поддерживают партию власти».
Еще один «тип» верующих – обычный человек, ничем не отличающийся от окружающих, кроме того, что в системе его ценностей есть Бог.
Михаил Тюренков, заместитель редактора газеты «Культура»: «Есть просто “верующие люди”, причем мало отличающиеся от “людей неверующих”. То есть я имею в виду то, что приверженность тому или иному религиозному течению и даже практическая религиозность крайне редко изменяют человека онтологически».
«Православный»: патриот или интеллигент
Слово «православный» у некоторых экспертов, как ни странно, вызывает некую настороженность.
“Православный” – очень хочется испытывать по отношению к нему теплые братские чувства, но нет уверенности во взаимности, – Марина Журинская, издатель и редактор журнала «Альфа и Омега».
Многие эксперты вслед за участниками фокус-групп провели знак равенства между религиозной принадлежностью православного и его культурной и национальной самоидентификацией (некоторые эксперты подчеркивали, что озвучивают не личное представление, а сложившийся стереотип). Более того, о православном говорится как о человеке, декларирующим свой патриотизм. Причём такую точку зрения выражают как те, кто относит себя к православию, так и представители других религий.
«Православный чаще ассоциируется у меня с русским человеком, с присущим ему колоритом, свойствами и характером», – главный имам-хатыб Московской Соборной мечети Ильдар Аляутдинов.
Ещё один образ «православного» – образованный человек, находящийся в поисках истины, чтущий семейные традиции, интеллигент, имеет низкий или средний достаток, в чем-то наивный, пламенный, жертвенный, но вместе с тем не способный к долгой кропотливой созидательной работе.
Некоторые эксперты, однако, говорили, что в современном мире «православный» мало чем отличается от язычника, или, напротив, указывали на совпадение понятий «православный» и «верующий».
Некоторые эксперты говорили в общем о «православных» и «мусульманах»: и как о терпимых, вдумчивых людях, приверженцах семейных традиций, и как о неуверенных в себе и нетолерантных. В понятиях «мусульманин», «православный» также заключены и визуальные черты:
«Когда мы слышим слова “православный”, “мусульманин” и т.д., то, мне кажется, мы в первую очередь представляем себе визуальные черты этих социальных групп. Например, слово “католики” для нас визуально тесно связано с образом католического монашества и с храмами без закрытого алтаря. Мусульмане предстают в образе массового намаза или хаджа у Каабы», – заметил Александр Морозов, шеф-редактор Русского журнала, директор Центра медиаисследований УНИК.
«Мусульманин»: крепкий и неотступный
Слово «мусульманин» ассоциируется с национально-этнической принадлежностью, элементами исламской культуры, видными исламскими деятелями. Определяющие качества мусульманина – крепкий, придерживающийся предписаний своей веры, жизненно активный, умный, интеллигентный, подчиняющийся в политике призывам духовенства. Отрицательная оценка – хитрый и нетерпимый.
«Атеист»: подвижный и ответственный
Мария Арбатова, писатель: «Слово “атеист” для меня означает человека, не поддавшегося общему тренду и честно озвучивающего сегодня собственную картину мира».
Слово «атеист» получило среди экспертов более спокойную оценку, чем все другие понятия. Атеист, скорее, смелый, даже безрассудный, подвижный, беспокойный человек, ответственный за свою жизнь и жизнь близких, честный.
Атеисты, по мнению некоторых экспертов, или люди преклонного возраста, выросшие в советское время, или молодые, либерально-протестно настроенные граждане.
«Русский»: проблема самоидентификации
Поделиться своими ассоциациями со словом «русский» согласились не все эксперты. Ответы остальных указывали на проблему национальной самоидентификации. О «русском» человеке можно говорить как в этническом, так и в государственном, социо-культурном плане. В целом, это человек, живущий на территории России и принимающий русскую культуру.
Служба Среда благодарит экспертов за участие в опросе.
Продолжение исследования запланировано службой Среда на весну 2012 года в рамках всероссийского репрезентативного опроса (полевые работы Фонд «Общественное Мнение»).