Брейн-штурм по коммуникационной стратегии проекта

Дата публикации: 26.07.2018

18 ноября некоммерческая исследовательская служба «Среда» провела брейн-штурм, на котором обсуждались возможные подходы к коммуникационной стратегии проекта «PS’Антропология».

В беседе участвовали: основатель и руководитель «Среды», соавтор и руководитель «PS’Антропологии» Алина Багрина, директор по развитию платформы для интерактивного взаимодействия «WhenSpeak» Мария Карпушина, руководитель исследовательского направления в  «лаборатории клиентского опыта» «AVENTICA» Стас Моисеев, директор радио «ВЕРА» Роман Торгашин, руководитель проектов ЦУМ Максим Чернышев и дизайнер Мария Янюшкина.

Директор «Среды» Алина Багрина поприветствовала гостей и кратко рассказала о проекте «PS’Антропология», суть которого – изучение человека в современном, быстро меняющемся мире. Алина предложила собравшимся вместе поразмышлять над аудиторией, содержанием, возможными подходами к коммуникационной стратегии проекта, исходя из потребностей современного человека.

Максим Чернышёв выразил мнение, что одна из серьезных проблем современного человека – неумение слушать самого себя:

«Проблема с осознанностью – в том, что мы не делаем осознанный выбор. Предположим, мне сказали, что я – экономист, и я стал экономистом. Почему? Я не хочу быть экономистом, я люблю музыку. Мы живем в таком насыщенном информационном пространстве и в таком плотном ритме жизни, что ни на секунду не можем задуматься, побыть наедине с собой. Тебе говорят: «Иди, делай», и ты идешь, даже не успеваешь обдумать, зачем, для кого, почему. Вопрос «Зачем это мне?» – вообще последний: тебе же платят. Тебе нужны деньги? Наверное. Даже не успеваешь оценить. Медитация в офисе – это не решение проблемы. Лучше оставьте человека на два часа в покое и дайте ему из этого офиса выйти. Мы вешаем на себя некие лейблы и не можем услышать сами себя в шуме».

Мария Карпушина предположила, что современному человеку прежде всего не хватает эмоций:

«В нашей жизни все часто идет по своеобразным «рельсам»: проснулся, собрался, позавтракал, поехал на работу, отработал. Обратите внимание, как новые веяния, новые группы цепляют людей: их контент воздействует именно на эмоции. Новые практики «цепляют» людей именно из-за недостатка эмоций в жизни. Образно можно представить, что мы находимся в некоем круге, и можно изменить форму линии, которая его очерчивает, сделать из круга квадрат или ромб. Когда из нас «лепят» нечто другое, это как раз те эмоции, которые вызывают чувство открытия. Все новые направления в образовании, спорте, культуре и т.д. пытаются «зацепить» человека, воздействуя именно через эмоции».

Мария Янюшкина уточнила, что человек, как правило, ищет самого себя через деятельность:

«Все, о чем мы сейчас говорим, касается неких суперлюдей, которые уже реализовали свои базовые потребности. На практике большинство людей поглощены работой или ищут дело, в которое они могли бы вложиться, некое занятие, которое бы доставляло удовольствие, позволило бы достичь единения с самим собой, найти и реализовать собственный потенциал. Для этого действительно нужны силы, нужна внутренняя энергия».

Роман Торгашин упомянул, что важнейший критерий человека – это свобода:

«Человека отличает то, что он свободен. Система была бы не свободна. Она детерминирована. Любой искусственный интеллект детерминирован прошлым, даже если это не простейший алгоритм, а сложная база знаний. А в человеке есть тайна. Отсюда вывод – лишение человека свободы – это лишение человека человечности. Проект по обучению человека свободе – вот это было бы круто».

Стас Моисеев отметил, что если говорить о тренде на осознанность как о продукте, то он глобален и предложения обширны. Но при этом тренд представляет собой хаотичное, разрозненное поле:

«Мы видим очень много: «mind body» вместо фитнеса, различные приложения в «App Store» и «Google Play», помогающие регулярно и ненадолго отвлекаться от дел в течение дня, посты в социальных сетях о различных медитативных практиках и т.д. Но сфера эта никак не структурирована, продукты «бьют» в разные «болевые точки»: одному человеку не хватает возможности контролировать себя на работе, другой не может расслабиться, третий страдает бессонницей. То есть с точки зрения целевой аудитории проблема есть, но она четко никем не сфокусирована, и от того, как ее сформулировать, будет зависеть узость или широта аудитории проекта. Как вариант, можно даже попытаться помочь почти каждому из тех, кто находится в поиске той или иной «осознанности»: и тем, кто медитирует на работе, и тем, кто покупает себе световые будильники, и многим другим. Возможно, что проект «PS’Антропология» мог бы «собрать» разрозненные частицы в единое целое».

Примечание. Полная версия беседы будет опубликована в январе 2018 года