Экспертный опрос из Белгорода
Дата публикации: 25.09.2015РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ОБ АНАЛИЗЕ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ И О СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ
Беседовали Артём МУСАРЕВСКИЙ и Кристина САНИНА
Руководитель опроса: С. Д. ЛЕБЕДЕВ
ПОЧЕМУ В БЕЛГОРОДЕ?
ЛЕБЕДЕВ Сергей Дмитриевич:
– МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ организовывается НИУ «БелГУ» с 2011 года. Идея принадлежит Леониду Яковлевичу Дятченко (ректор БелГУ с 2002 по 2012 г.). Изначально организаторами были Мирко Благоевич (Белградский университет), я и Юлия Юрьевна Синелина (Институт социально-политических исследований РАН). С 2013 года конференция получила международный статус, а в этом году мы поставили рекорд по числу гостей за всё время существования конференции – более 70 участников, причем почти треть из них приехали из зарубежных стран. Подробнее на стр. 18
НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЛИ:
БЛАГОЕВИЧ Мирко
Доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник бщественных наук Белграда,
приглашенный профессор в Белгородском государственном национальном
исследовательском университете.
ОТКУДА ИНТЕРЕС К СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ?
Религия – это первый вопрос нашей молодости и, может быть, последний
вопрос нашей старости.
Профессионально интересные темы: новые религиозные движения (к сожалению, не всегда есть возможность этого изучения в Сербии).
ИГНАТЬЕВ Андрей Андреевич
Кандидат философских наук, доцент.
Работал старшим научным сотрудником Ин-та системных исследований АН
СССР, в Ин-те США и Канады РАН, преподавал в РГГУ; стажировался в Northwestern
University (Чикаго, США), в Akademia teologii katolickiej (Варшава, Польша).
Область профессиональных интересов: социология религии, маргинальных субкультур и современной «публичной сферы»; прикладная аналитика социальных изменений; границы религии и политики; модели социогенеза культов.
ПОЖЕЛАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ РЕЛИГИИ:
Тщательнее надо :)
ЛЕБЕДЕВ Сергей Дмитриевич
Профессор Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Приглашённый профессор в Университете Белграда (Сербия).
Профессионально интересная тема: социодинамика светской и религиозных культур в обществе современности.
ПОЖЕЛАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ РЕЛИГИИ:
Советую не бояться и не ждать, когда исследования будут заказывать. Как звучало
у братьев Стругацких, «за творчество награда – сами муки творчества».
Если интересно, надо браться и делать. Придут творческое удовлетворение и профессиональный уровень. А к такому исследователю «потянутся» и заказчики.
МАРТИНОВИЧ Владимир Александрович
Доктор теологии Венского университета, доцент, зав. кафедрой апологетики
Минской духовной академии (Белорусский экзархат РПЦ).
Профессионально интересные темы: нетрадиционная религиозность, сектантство.
ПОЖЕЛАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ РЕЛИГИИ:
Заниматься глубоко и серьезно изучением религии всю жизнь, либо даже не
начинать думать на эту тему.
МИТРОФАНОВА Анастасия Владимировна
Доктор политических наук, зав. кафедрой политологии, государственно-конфессиональных
отношений и социологии религии Российского православного
университета.
Профессионально интересная тема: паломничество
ПОЖЕЛАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ РЕЛИГИИ:
Подумать: зачем вам это нужно?
РУТКЕВИЧ Елена Дмитриевна
Ведущий научный сотрудник Института социологии РАН
ОТКУДА ИНТЕРЕС К СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ?
Как ни парадоксально, все началось с обучения на кафедре научного атеизма,
где пришлось делать переводы Томаса О’Ди и Э. Фромма при подготовке
диплома.
Профессионально интересные темы: современные западные концепции религии, «духовный капитал и развитие», религия и политика, религия и духовность.
ТОЩЕНКО Жан Терентьевич
Доктор философских наук, профессор, декан социологического факультета
РГГУ. Член-корреспондент РАН по Отделению общественных наук. Главный
редактор журнала «Социологические исследования».
Профессионально интересные темы: вопросы взаимоотношений религии и власти. Автор книги «Теократия: фантом или реальность» .
ПОЖЕЛАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ РЕЛИГИИ:
Хотелось бы, чтобы молодое поколение обратило своё внимание на то,
как религия взаимодействует с обществом, – от этого во многом зависит
внутреннее равновесие в государстве
ТРОФИМОВ Сергей Викторович
Кандидат социологических наук, доцент, заместитель декана социологического
факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, организатор Научно-исследовательского
семинара по социологии религии имени Ю.Ю. Синелиной.
Профессионально интересные темы: Теория религии Д. Эрвьё-Леже; исследование социальных механизмов «фабрикования (bricolage)» современными верующими индивидуального набора верований и ритуалов из весьма широкого спектра, от набора традиционных религий до коммерческих вариантов эзотерических практик. Православную -по кальке с китайской, но в нашем доморощенном исполнении, да еще с упором на русские национальные корни! – чайную церемонию я уже видел. Интересует социология религии повседневности и «воплощение» религиозного вероучения (догматики) в каждодневной жизни верующих. Социология музыки, социологический взгляд на сакральную музыку.
ПОЖЕЛАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ РЕЛИГИИ:
Много и упорно читать. Изучать матчасть – социологические методы,
которых в запасе очень много, но большую часть из них исследователи «не
очень любят», то есть не знают. Желаю с философским любопытством
смотреть на повседневную жизнь, она крайне интересна. Желаю изучать
реальное положение дел в этой повседневной жизни, а не ограничиваться
теоретическими взглядами «как должно было бы быть».
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
КТО И ЗАЧЕМ
Кто и зачем занимается социологией религии, изучает церковную жизнь?
ИГНАТЬЕВ: Представители разных социальных наук, социологии и психологии, прежде всего, прикладные аналитики, журналисты… а также кто попало. Цели: развитие собственной дисциплины, выявление трендов, информационная война.
ЛЕБЕДЕВ: В первую очередь энтузиасты, которые готовы вкладывать в свои исследования время и силы.
МАРТИНОВИЧ: Самые серьезные специалисты на данный момент живут и работают за пределами стран бывшего СССР.
БЛАГОЕВИЧ: Иногда сама церковь прибегает к такому анализу. Также государственные институты и, конечно, отдельные учёные.
МИТРОФАНОВА: Изучением, пожалуй, никто. Эмпирические социологические исследования религиозности проводят Институт социологии РАН, Институт Европы РАН, РАНХиГС, Высшая школа экономики, ПСТГУ, РГГУ, все крупные социологические службы.
РУТКЕВИЧ: Сейчас весь западный мир говорит о возрождении религиив жизни общества. Конечно, это формальное заявление, но тем не менее вопросы религии выглядят актуальными.
ПОЛЬЗА
В чем может быть польза от изучения церковной жизни?
ИГНАТЬЕВ: Для науки – в совершенствовании методов и концепций. Всякого рода практика в результате
становится более рациональной и внятной.
МАРТИНОВИЧ: Точное научно обоснованное знание о Церкви с момента его получения автоматически превращается в независимую политическую силу, конкретное направление использования которой
зависит от того, кто получил это знание… Религия – особая форма культуры, поэтому эти
исследования необходимы в наше время, когда сохранение традиций является вопросом уже
не только научного, но и национального характера. Как и всякая культура, религия должна развиваться.
ОПАСНОСТИ
В чем опасность этого изучения?
ИГНАТЬЕВ: В придании собственным частным мнениям и даже предрассудкам вида и статуса «достоверного знания».
МАРТИНОВИЧ: Ответ тот же: точное социологическое и религиоведческое знание о Церкви с момента его получения автоматически превращается в независимую политическую силу.
БЛАГОЕВИЧ: В недостаточной объективности. Анализ важен и полезен, однако в том случае, если проводится корректно и профессионально. Что, безусловно, непросто, так как религия – сфера, тесно
связанная с нормами и ценностями.
ТРОФИМОВ: Не вижу опасности в научном исследовании. Бояться следует р подмены объективного научного анализа скоропалительными дилетантскими заключениями, как правило, носящими идеологический характер.
ДИНАМИКА ИНТЕРЕСА
Как вы считаете, интерес к изучению церковной жизни будет возрастать или угасать в ближайшие годы?
ИГНАТЬЕВ: В долговременной перспективе, безусловно, будет возрастать, в краткосрочной, думаю, нас
ожидает упадок интереса.
ЛЕБЕДЕВ: Возрастать. В мире он рос с 80-х годов ХХ в., в России мы наблюдаем возрастание интереса
примерно с середины 1990-х гг.
МИТРОФАНОВА: Будет зависеть от общего состояния общественных наук. Пока оно не особенно хорошее.
ТРОФИМОВ: Возрастать.
ЗАКАЗЧИК
Кто сейчас является основным заказчиком этих исследований? Кто мог бы выступать «заказчиком» такого изучения в идеальном мире?
ЛЕБЕДЕВ: С заказчиками большая проблема, их очень мало. В идеальном мире – это государство, развитые гражданские структуры, религиозные объединения. Пожалуй, в первую очередь именно религиозные объединения. Как любая другая крупная организация, с помощьюисследований они бы
могли корректировать стратегию и тактику своей деятельности.
БЛАГОЕВИЧ: В Сербии такие исследования финансируются очень плохо. Интерес государства очень низкий.
ТРОФИМОВ: В идеальном мире знание будет всеобъемлющим и обесценится как таковое, а вот любовь нисколько не потеряет своей силы (1 Кор. 13:8). Так что там «заказчиков» не будет.
ПРОБЛЕМЫ
С какими наиболее острыми проблемами сталкивается изучение церковной жизни?
На этот вопрос эксперты
отвечали наиболее активно.
ИГНАТЬЕВ:
1. Прежде всего, нет серьёзного, ответственного и платежеспособного запроса.
2. Сохраняется привычная с советского времени подмена «сущего – должным».
3. Разработки в области религиоведческой теории практически отсутствуют
МАРТИНОВИЧ:
1. Нет понимания необходимости таких исследований в самой Церкви.
2. Недофинансирование. Разработка темы ради денег и грантов, а не ради развития науки.
МИТРОФАНОВА:
1. Исследования церковной жизни изнутри практически не проводятся, разве что на аспирантско-магистрантском уровне. Нет поддержки со стороны Церкви, соответственно, сложно провести качественное исследование, если у человека нет хороших личных связей.
2. Нет понимания исследовательских задач и целей.
3. Существует методологическая проблема: методология используетсязападная, разработанная
для протестантских общин, нет методологии для православных общин.
3. Многие исследователи церковной жизни не любят и не понимают предмет своего исследования,
поэтому делают ошибки.
РУТКЕВИЧ:
1. Большая проблема – в кажущейся доступности и легкости исследования, хотя в действительности
очень трудно преодолеть идеологические штампы и сложившиеся стереотипы;
выйти за рамки идеологических, политических, религиозных клише и научного высокомерия.
2. Возможно, проблемы связаны не только с недостаточным финансированием исследований,
но и с маргинальным положением социологии религии как таковой: слаба теоретическая база,
мало переводов современных авторов, мало студентов, аспирантов, защищающихся и продолжающих
работу в данной сфере. Иначе говоря, хотя интерес к проблемам изучения религии
есть, результаты не столь велики, как хотелось бы. При этом важно отметить, что зачастую
современные исследования являются малоинформативными, не вполне корректными и
ангажированными.
ТОЩЕНКО:
1. Эрозия мировых и национальных религий. На данный момент в мире около 4000 сект, многие из
них являются деструктивными.
2. Противопоставление верующих и не верующих. Тут важно следовать закону совести и уважать
выбор человека, каким бы он ни был.
3. Религиозный экстремизм. Противостояние религий, вплоть до вооруженных конфликтов.
Меж- и внутрирелигиозные войны.
БОГОСЛОВИЕ И НАУКА
Как вы считаете, полезна ли будет встреча современной науки и богословия?
ИГНАТЬЕВ: Да, но для этого должна быть сформирована какая-то общая площадка и дискурс.
МАРТИНОВИЧ: Однозначно, да.
БЛАГОЕВИЧ: Конечно, да. Но важно, чтобы стороны уважали друг друга.
МИТРОФАНОВА: Смотря что понимать под «встречей»
РУТКЕВИЧ: И да и нет. С одной стороны, комплементарность и взаимодополняемость полезны и плодотворны; важно формулировать новые идеи и подходы. Минус – в дефиците взаимопонимания,
уважения позиции и мнения других, опасений, что другой зашел «не на свою» территорию.
ТОЩЕНКО: Да, но только в случае, если будет идти обсуждение общих проблем. Нужно понимать, что это два различных способа мышления.
ЛЕБЕДЕВ: Антропологическая тенденция: возрастает роль качественных методов. Универсальные подходы к религии заменяются более индивидуальными, учитывающими культурную и местную
специфику. Также идет сближение исследований религии с политическими и этнографическими
исследованиями.
МИТРОФАНОВА: Тенденция к изучению конкретных общин, обрядов и практик с точки зрения их внутреннего устройства; на основе интервьюирования отдельных участников.
БЛАГОЕВИЧ: Тенденция поворота религии в общественную и политическую жизнь; сближение религии, общества, политики. Ревитализация религии.
ТОЩЕНКО: Переход от внутреннего изучения религии к внешнему, т. е. к изучению не столько внутрирелигиозных проблем, сколько к взаимоотношениям религии и общества.
МАРТИНОВИЧ: Тенденций очень много. В рамках данного опроса, это долго – или даже невозможно – перечислить.