Под чужим небом

Дата публикации: 01.05.2016

Особенности православных приходов РПЦ за рубежом

 
Мария Александровна ПОДЛЕСНАЯ
Кандидат социологических наук, зам. начальника информационно- аналитического центра факультета социальных наук ПСТГУ, старший научный сотрудник в ИС РАН.

 

Историческая справка и современная ситуация

Сегодня Русская Православная Церковь за рубежом представлена приходами Московского Патриархата и Русской Православной церкви Заграницей. До 2007 года эти приходы относились к разным юрисдикциям и не имели евхаристического общения друг с другом. Актом о каноническом общении от 17 мая 2007 года это общение было восстановлено, а РПЦЗ стала самоуправляемой частью Русской Православной Церкви. В настоящее время приходы РПЦЗ возглавляет Первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион, штаб-квартира которого размещается на 93-й улице Манхэттена.

По данным официального сайта Московского Патриархата, сегодня Русская Православная Церковь насчитывает 847 приходов за рубежом((На Архиерейском соборе от 2–3 февраля 2016 года в докладе информационной службы РПЦ прозвучало, что в странах дальнего зарубежья действует в настоящее время 891 приход.)), из них 425 приходов Московского Патриархата и 422 прихода РПЦЗ. Таким образом, после объединения мы наблюдаем рост количества приходов РПЦ почти в два раза.

Обследуемые нами приходы в США, Германии, Швейцарии, Белоруссии, Греции и на Кипре рассматривались с учетом фактора влияния окружающей среды, и в частности характера ее религиозности — поли-, иноконфессиональная, православная. Основной теоретической рамкой стала теория социальной ниши (McPherson J.M., Popielarz P. A.).

Теория социальной ниши Понятие ниши пришло в социологию из таких инвайроментальных областей знания как биология и экология. Заимствуя это понятие из биоэкологии, социологи сохранили его смысл применительно к социальным общностям, понимая под нишей некие целостные единицы, организации, группы людей, находящиеся в условиях окружающей среды (крупных социальных сообществ). Понятие ниши позволяет исследователям выйти за рамки просто классификаций сущностей и прийти к пониманию: (А) их жизненных шансов в различных и меняющихся социальных (в том числе экологических) условиях и (Б) их взаимодействия в рамках конкурентной среды, побуждаемой внешними ограниче­ниями. Источником своих изысканий теоретики социальной ниши признают работы известного немецкого социолога Георга Зиммеля, который содействовал появлению двух различных школ в социологии (экологии человека и социальной структуры) и уделял большое внимание изучению социального взаимодействия в социальном пространстве, которое понималось им как особое пространство содержания и смыслов.

Исследование проводилось в рамках качественной методологии с использованием следующих методов:

1) включенное и невключенное наблюдение;

2) глубинные интервью с архиереями, настоятелями, клириками и активными прихожанами храмов;

3) фокус-группы с прихожанами разных возрастов (от 14 до 70 лет, иногда были респонденты и более старших возрастов).

Метод невключенного и особенно включенного наблюдения (исследователи участвовали в богослужениях, совместных трапезах с прихожанами, праздниках, занятиях воскресных школ) позволил зафиксировать невербализированную информацию о приходской жизни за рубежом.


1. Приход за границей — социальная ниша, причем не основная. Православные приходы занимают положение:

  • «одной из многочисленных церквей» в поликонфессиональной Америке;
  • «дотационной церкви» в протестантской и католической Германии, требующей помощи со стороны церквей доминирующих конфессий;
  • «местной церкви» в Греции и на Кипре.

Связи с местной церковью или церквями доминирующих конфессий оказываются практически ориентированными и частыми, иногда даже более частыми, чем с православными приходами своей же юрисдикции. Например, именно протестантские общины в Германии, как правило, обеспечивают русскоязычные приходы Московского Патриархата, у которых нет своих храмовых сооружений, соответствующими помещениями, а в православных Греции и на Кипре русскоязычные приходы и вовсе входят в состав Элладской и Кипрской Церквей.


2. Русскоязычный приход за рубежом состоит из эмигрантов разных волн, различающихся в зависимости от страны. Результатом полевых исследований в Германии стало определение шести групп прихожан, которые отличаются от прихода к приходу в количественном отношении.

  • «Чужие» русские» — прихожане старших возрастов (от 50 и старше), эмигрировавшие из России в конце 1980-х — начале 1990-х годов, живущие в настоящее время преимущественно на социальные пособия и понизившие свои профессиональный и социальный статусы.
  • «Специалисты» — прихожане среднего возраста, от 31 до 40 лет, востребованные за рубежом, иммиграция которых пришлась на конец 1990-х — начало 2000-х годов. Эти люди стабильно зарабатывают, владеют языком и в свое время уезжали за рубеж для профессионального и статусного роста. Это основная группа прихожан, обеспечивающая православные приходы за рубежом материально.
  • «Русскоязычное студенчество» — прихожане от 18 до 30 лет, приехавшие на учебу за рубеж. Как правило, становятся прихожанами православных храмов за рубежом только на время своего обучения.
  • «Рожденные за рубежом» — как их называют «дети прихода», слабо владеющие русским языком, социализированные в условиях иностранного государства. Зачастую для своих же родителей и прихожан прихода являются своеобразными «чужаками», так как имеют отличный опыт, как социальной, так и духовной жизни. Важно учитывать и языковой барьер.
  • «Принявшие православие иностранцы» — пока самая малочисленная группа представителей титульного населения, принявших православие.
  • «Эмигранты новой волны» — вновь прибывающие мигранты из стран СНГ, чаще всего рабочих специальностей, прибивающиеся к приходу в надежде найти моральную и иную поддержку.

В приходах за рубежом люди очень разные, интегрированы в «чужое» общество они тоже по-разному. Поэтому приходские общины вынуждены совместно решать возникающие в связи с этим проблемы: организуются приходские курсы русского языка, богослужения служатся на двух языках, а в отдельных случаях в расписании служб появляются Литургии на английском, немецком и других языках.

Специфику богослужений и приходской культуры за рубежом определяет и влияние традиций других поместных церквей. Особенно это касается тех случаев, когда православный приход вынужден арендовать здание у протестантов или католиков: тогда богослужения проходят в иной, не вполне привычной обстановке.


3. Хотя функции православных приходов в России и за рубежом во многом совпадают, специфичность социальной среды накладывает свой отпечаток.

Основные функции зарубежного прихода:

  • богослужебная;
  • человеческого общения (по аналогии с клубным);
  • социального служения;
  • помощи в адаптации и интеграции эмигрантов и их детей;
  • проповеди православия (в значительно меньшей степени, чем остальные).

Для многих русскоязычных мигрантов православный приход, особенно в самом начале их вхождения в храм — это место для общения на родном языке, вообще встречи с Родиной. Поэтому клубная и адаптационная функции за рубежом оказываются более востребованными, чем в России. Более того, многие из тех, кто был крещен в православие еще в России, в результате всех эмигрантских трудностей начинают свою церковную жизнь именно здесь.


4. Почти каждый второй священник вынужден совмещать свое пастырское служение с обычной светской работой. Приход зачастую не может содержать священника и платить ему зарплату.

Священников за рубежом можно разделить на две группы. Одна из них интегрирована в местное общество — в этом случае и их приходы выглядят более стабильно (есть приходские здания, взаимодействие с местной властью, активность в СМИ). Вторая группа состоит из неинтегрированных в окружающую действительность — и тогда священники вынуждены думать об организации не только приходской, но и своей частной жизни.