Десять заповедей
Дата публикации: 19.02.2013В рамках Всероссийского репрезентативного опроса (полевые работы: ФОМ-Пента, выборка: 1500 человек, 2012 год) исследовательская служба Среда узнала у россиян, каким библейским заповедям они следуют в обыденной жизни. Чтобы сделать анкету понятной для всех респондентов, утверждения предлагались в следующем виде:
1. Я верю в единого Бога
2. У меня нет кумиров
3. Я не упоминаю имени Бога без необходимости
4. Один день в неделю я по возможности не работаю и посвящаю духовной жизни
5. Я с большим почтением отношусь к своим родителям
6. Мне не приходилось убивать (в том числе делать аборт или склонять кого-либо к аборту)
7. У меня нет иного интимного опыта кроме полученного в браке (супружеской жизни)
8. Я никогда не брал(-а) чужого, принадлежащего другим людям
9. Я никогда не лгал другим людям
10. Я не завидую другим
ЧИТАТЬ ПРЕСС-РЕЛИЗ
ЧИТАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ
Существует ли универсальный закон мироздания, жизнь в соответствии с которым помогает человеку ощущать себя в гармонии с окружающим миром? И если да, возможно ли сформулировать этот закон в доступном любому человеку виде? Для каждого знакомого с азами Катехизиса христианина ответы очевидны: конечно, существует, и лучше всего он выражен в виде так называемых десяти Заповедей Божиих. Предметом очередной работы Независимой исследовательской службы «Среда» стали практические аспекты соблюдения этих морально-поведенческих императивов современным поколением россиян. В рамках Всероссийского репрезентативного опроса (полевые работы: ФОМ-Пента, выборка 1500 человек) каждому респонденту предлагалось отметить в списке те заповеди, которым он большей частью следует в обыденной жизни. Чтобы сделать вопросы анкеты доступнее для нецерковной части опрошенных, соответствующие канонические утверждения формулировались в следующем виде:
№ п/п | Заповедь по Закону Божию протоиерея Серафима Слободского | Анкетная формулировка для согласия или несогласия респондентов |
1 | Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене | Я верю в единого Бога |
2 | Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им | У меня нет кумиров |
3 | Не приемли имене Господа Бога твоего всуе | Я не упоминаю имени Бога без необходимости |
4 | Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему | Один день в неделю я по возможности не работаю и посвящаю духовной жизни |
5 | Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли | Я с большим почтением отношусь к своим родителям |
6 | Не убий | Мне не приходилось убивать (в том числе делать аборт или склонять кого-либо к аборту) |
7 | Не прелюбы сотвори | У меня нет иного интимного опыта кроме полученного в браке (супружеской жизни) |
8 | Не укради | Я никогда не брал(-а) чужого, принадлежащего другим людям |
9 | Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна | Я никогда не лгал другим людям |
10 | Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего | Я не завидую другим |
Ниже излагаются основные результаты проведенного на основании полевых данных анализа. Выводятся общие качественные и количественные закономерности соблюдения в современном российском обществе Заповедей Божиих, выделяются наиболее (формулировки 1 и 5) и наименее (формулировка 4) часто соблюдаемые Заповеди. Кроме того, отдельно по отношению к соблюдению Заповедей рассматриваются наиболее важные выборки, объединяющие респондентов по их социально-демографическим параметрам и характеристикам религиозно-вероисповедальной идентичности.
I. Интегральные характеристики соблюдения Заповедей Божиих: в лидерах – «золотая середина» населения
Как показывают общие результаты опроса, в абсолютном меньшинстве находятся как респонденты, соблюдающие все без исключения десять Заповедей (например, реже остальных отмечаемая позиция – под № 4 – собирает всего около 4% упоминаний), так и не руководствующиеся ни одной из них (в данном факте признаются около 2% опрошенных – такие респонденты ниже условно именуются «нулевыми»). Поскольку количественным параметрам внутри обеих этих выборок присущи большая дисперсия и невысокая статистическая достоверность, использовать их для взаимного сравнения ответов разных групп населения не вполне корректно. По этой причине в качестве опорных массивов использованы две другие выборки, сдвинутые к центру распределения относительно обеих указанных выше краевых областей. К первой из них (ниже мы условно называем ее «Соблюдающие заповеди», или кратко СЗ) отнесены респонденты, отметившие не менее 7 опций в приводимом списке. Эта группировка хотя и малочисленная, однако уже обладает статистической достоверностью. Ко второй (ниже она именуется «Несоблюдающие заповеди», или кратко НЗ) относятся респонденты, отметившие не более 3 позиций в списке. Эта группировка гораздо внушительнее: за редким исключением именно ее представители преобладают во всех слоях населения. В качестве основной величины, количественно иллюстрирующей степень соблюдения Заповедей в той или группе опрошенных, использовалось численное соотношение величин массивов СЗ и НЗ для данной группы.
1. Половозрастные характеристики соблюдения заповедей.
В целом российские женщины заметно охотнее мужчин говорят о том, что они следуют Заповедям. Среди представительниц прекрасного пола почти втрое больше СЗ и на 10 процентных пунктов меньше НЗ. Однако если посмотреть на соблюдение тех или иных конкретных заповедей, гендерная картина оказывается весьма неоднородной. Намного (втрое) чаще по сравнению с мужчинами женщины выбирают одну-единственную формулировку – № 7. Велика также их «предрасположенность» к соблюдению Заповедей №№ 1, 3, 8 и 9. С примерно теми же частотами, что и женщины, мужчины выбирают пункты 2, 4, 5 и 10. И лишь по одной позиции – № 6 (что вполне понятно, учитывая современное «расширенное» толкование этой формулировки) – заметным оказывается мужской численный перевес.
Аналогичные возрастные закономерности заметно сложнее. Это обусловлено множеством самых разных факторов – от естественного взросления и наработки жизненного опыта человека до принципиальных различий в практиках бытования различных поколений (что особенно справедливо для современного российского общества, на долю иных представителей которого выпало уже несколько принципиальнейших коренных трансформаций страны и государства). В итоге заповеди №№ 5 и 6 гораздо чаще называют молодые опрошенные, заповеди с 7 по 10 – наоборот, пожилые, заметно чаще «один день в неделю по возможности не работают и посвящают духовной жизни» респонденты от 65 лет, с возрастом люди чаще выбирают «я верю в единого Бога» и чаще соблюдают более семи заповедей.
ФАКТ: Наибольшее противоречие в следовании заповедям встречается у представителей средневозрастной когорты (35-44 года): здесь перевес НС над СЗ достигает 20-кратного
2. Соблюдение заповедей в различных социальных слоях.
Интегральные показатели соблюдения заповедей как функции образовательного уровня респондентов оказываются еще сложнее и труднее для интерпретации. Так, с ростом образовательного уровня респонденты реже выбирали позицию «я верю в единого Бога», «брал чужое и принадлежащее другим людям», «лгал», но чаще говорили, что имеют кумиров, с бóльшим почтением относятся к родителям.
ФАКТ: Заметно чаще остальных о соблюдении более семи Заповедей Божиих говорят работающие и неработающие пенсионеры, а также работники из сферы ЖКХ.
Похожий результат дает анализ аналогичного распределения по величине месячного дохода респондента и по уровню его материального достатка. Гораздо сильнее других к соблюдению Заповедей расположены люди со средними уровнями дохода (от 3 до 20 тысяч рублей) и с медианными уровнями благосостояния («денег хватает на питание, но не хватает на одежду и обувь»). Лица как беднее, так и богаче указанных категорий о соблюдении Заповедей говорят куда реже и реже отмечают позицию «один день в неделю я по возможности не работаю и посвящаю духовной жизни». Если говорить в отдельности по Заповедям, то с уменьшением дохода респонденты чаще выбирают позицию «верю в единого Бога».
ФАКТ: В медианных значениях ежемесячного дохода респондента ярко выраженный максимум имеют показатели соблюдения Заповедей 3 и 7, т.е. респонденты с доходом от 3 до 20 тыс. руб., в отличие от более бедных и более богатых, заметно реже говорят о том, что упоминают имя Бога без необходимости и имеют интимный опыт кроме полученного в браке (супружеской жизни). Напротив, 1-я Заповедь, которая в целом упоминается респондентами чаще всего, звучит все меньше и меньше с ростом доходов.
Сходная картина и с соблюдением Заповедей как функцией количества детей в семье: налицо ярко выраженный максимум следования заповедям в семьях с двумя детьми (правда, с одной существенной оговоркой: к ним приближаются бездетные респонденты старше 40 лет). Что касается отдельных заповедей, то обнаружилась тенденция: чем больше детей в семье, тем чаще респонденты отмечали позиции «не лгал» и «не завидую другим людям», то же касается респондентов от 40 лет без детей.
Среди различных федеральных округов выделяются три категории территорий. Лучше всего со статистической точки зрения Заповеди соблюдаются в Центре России, Приволжском и Сибирском федеральных округах. Несколько уступают им Северо-Запад и Урал, и значительно хуже дело обстоит на Дальнем Востоке, а также в Южном и Северо-Кавказском федеральном округах. Если рассматривать интегральное соблюдение Заповедей в привязке к различным типам населенных пунктов, вне конкуренции оказываются поселки городского типа и небольшие города (причем в первую очередь – с населением до 50 тыс. чел., и во вторую – до 250 тыс. чел.) Повсюду в иных местах включая села, мегаполисы и столицы картина более-менее однородна: массив НЗ превосходит СЗ примерно на порядок.
ФАКТ: На Дальнем Востоке оказалось максимальна доля «нулевых» опрошенных, которые не выбрали ни одного утверждения: 14%. Это всемеро больше, чем в среднем по стране, и в 2,5 раза больше, чем в среде неверующих.
3. Вероисповедальные и религиозные мотивы в соблюдении заповедей
По сравнению с россиянами вообще, неверующие чаще выбирали позицию «мне не приходилось убивать (в том числе делать аборт или склонять кого-либо к аборту)», а также значительно чаще утверждали «ни одно из перечисленных утверждений мне не подходит».
Если сравнить православных, принадлежащих к РПЦ, со средним россиянином, то отличие только одно: православные чаще выбирают «верю в единого Бога», немного чаще отмечали более семи заповедей, в то время как по другим позициям значительных расхождений нет.
Мусульмане в сравнении с православными реже соглашались с утверждением «верю в единого Бога» и «у меня нет кумиров», но чаще отмечали «с большим почтением отношусь к своим родителям» и «я никогда не лгал людям».
ФАКТ: Интегральный показатель соблюдения Заповедей русскими респондентами в количественном выражении оказывается примерно почти в два раза выше аналогичного значения для нерусских.
II. Соблюдение отдельных Заповедей Божиих: ранжирование и сравнительный анализ
Часто десятку Заповедей разделяют на две части, классифицируя позиции 1 – 4 как императивы в отношениях человека с Богом, а остальные – как императивы в отношениях между людьми. Как показывают данные исследования, в целом россияне не отдают заметного предпочтения заповедям из той или иной части по отношению к другой: и там, и там, есть как часто, так и редко упоминаемые позиции. Стоит отметить, впрочем, что количественные показатели соблюдения Заповедей «Человек – человек» несколько выше.
1. Ранжирование Заповедей по частоте упоминания, объединение их в близкие по количественным параметрам классы
Более корректное разграничение Заповедей и их группировка для облегчения последующего детального анализа соответствующих количественных характеристик произведена нами следующим образом. Сначала мы выделили доли респондентов, заявивших о соблюдении той или иной Заповеди, в общем массиве опрошенного населения, а также в двух опорных выборках: СЗ и НЗ. Затем все Заповеди были ранжированы в соответствии с местами в трех этих рейтингах. Заметим, кстати, что ни одна Заповедь не «теряет» или не «приобретает» большого количества мест при переходе от одного рейтинга к другому, однако некоторые приведенные ниже в таблице различия довольно любопытны. Наконец, все десять Заповедей были сгруппированы по четырем классам: А (соблюдаемые большинством Заповеди), В1 (очень часто соблюдаемые Заповеди), В2 (часто соблюдаемые Заповеди), С (редко соблюдаемые Заповеди), D (не соблюдаемые на практике Заповеди):
№ Заповеди | Место в рейтинге: все опрошенные | Место в рейтинге: НЗ | Место в рейтинге: СЗ | Класс Заповеди по частоте |
1 | 1 | 1 | 4 | А |
2 | 5 | 4 | 7 | В2 |
3 | 7 | 7 | 5 | В2 |
4 | 10 | 10 | 10 | D |
5 | 2 | 2 | 1 | A |
6 | 6 | 6 | 8 | В2 |
7 | 8 | 8 | 6 | C |
8 | 4 | 5 | 2 | B1 |
9 | 9 | 9 | 9 | C |
10 | 3 | 3 | 3 | B1 |
2. Соблюдаемые большинством Заповеди: единый Бог и родители
К классу «А» оказались отнесены по одной из Заповедей, характеризующих отношения «Человек – Бог» и «Человек – человек». Общие частоты их упоминаний довольно близки и превышают 50%. Однако поведение соответствующих зависимостей как функций того или иного социально-демографического параметра часто различается. Так, с взрослением респондента 1-я Заповедь упоминается все чаще, а 5-я – наоборот, все реже. Значителен также частотный разброс между этими Заповедями в отдельных религиозно-вероисповедальных группах опрошенных. Неверующие более чем на порядок интенсивнее называют 5-ю Заповедь, еще чаще ее упоминают мусульмане и христиане вне определенной конфессии. Для православных (как ассоциирующих, так и не ассоциирующих себя с РПЦ) важнее оказывается 1-я Заповедь. В этом с ними солидарны и респонденты с повышенным уровнем церковности (о 1-й Заповеди чаще говорят носящие нательные крестики, соблюдающие Великий пост, регулярно посещающие богослужения, считающие себя активными членами общины)
ФАКТ: Несмотря на то, что в выборке СЗ 1-я Заповедь оказывается лишь на 4-м месте, в выборке регулярно посещающих богослужения она «возвращает» себе лидирующую строчку.
ФАКТ: Значительно чаще, чем в среднем по стране, о 5-й Заповеди вспоминают работающие пенсионеры, студенты, и руководители среднего и младшего звена, а о 1-й Заповеди – работники ЖКХ, здравоохранения, индивидуальные предприниматели, неработающие пенсионеры, а также неработающие и не ищущие работу опрошенные.
3. Соблюдаемые чаще других Заповеди: о чем любят и не любят говорить богатые
Второй, если можно так выразиться, дивизион Заповедей оказался самым «густонаселенным». Сюда угодили 5 позиций, и мы, как видно из приведенных выше данных, разбили их на две подгруппы. Несколько охотнее люди говорят о 8-й и 10-й Заповедях: их вспоминают в среднем по два из каждой пятерки опрошенных (эта пара позиций объединена в класс В1). В некотором отдалении – Заповеди 2, 3 и 6: они удостаиваются упоминаний в каждом четвертом – третьем случае.
Заповеди класса В1 в различных социально-демографических слоях населения представлены примерно одинаково. Видимо, это объясняется схожестью их смысловых формулировок в массовом сознании россиян. Можно отметить лишь один принципиальный момент: наиболее обеспеченные сограждане (причем как по уровню доходов, так и по оценке собственного материального достатка) в 1,5 раза реже говорят о 8-й Заповеди по сравнению с 10-й, в то время как в сравнительно бедных слоях такого разброса не наблюдается.
Ситуация в классе В2 сложнее. Прежде всего, здесь заметно выбиваются из общего ряда количественные параметры, описывающие соблюдение 6-й Заповеди. Скорее всего, это объясняется расшифровкой анкетной формулировки об абортах.
В результате получилась следующая картина. Если соблюдение 2-й и 3-й Заповедей слабо зависит от возраста респондента, то доля упомянувших 6-ю Заповедь падает с взрослением опрошенного. А вот представители самых обеспеченных слоев россиян с доходом от 30 тыс. и самых малообеспеченных с доходом до 3 тыс. гораздо чаще говорят о том, что им не приходилось убивать (в том числе делать аборт или склонять кого-либо к аборту), чем респонденты со срединным доходом.
Частотный ход соблюдения 2-й и 3-й Заповедей также имеет существенные различия. Наиболее важное из них то, что отсутствие кумиров принципиальнее всего оказывается для самых бедных и самых богатых россиян.
Отметим также, что об отсутствии кумиров в собственной жизни и о соблюдении 6-й Заповеди очень часто говорят неверующие.
4. Редко соблюдаемые Заповеди: чем моложе, тем чаще лгут и прелюбодействуют.
К этому классу мы отнесли формулировки №№ 7 и 9. При всем их различии обе они имеют отношение к повседневному бытованию людей. Вероятно, поэтому соблюдение этих Заповедей имеет немало общего. К примеру, оказалось, что обе они реже упоминаются молодежью и жителями мегаполисов и чаще – пожилыми людьми и обитателями небольших городов. В целом 7-ю Заповедь респонденты отмечали несколько чаще 9-й, в особенности же этот численный перевес оказался характерен для православных и протестантов.
ФАКТ: У респондентов с высоким уровнем церковности 7-я и 9-я Заповеди в целом соблюдаются чаще, чем в среднем по стране. Однако данный факт не позволяет этим позициям ощутимо прибавить даже в относительном рейтинге СЗ.
5. Практически не соблюдаемая Заповедь: где ты, день субботний?
Частота соблюдения 4-й Заповеди по сравнению с другими очень невелика. О том, что стараются посвящать Богу один день в неделю, тем не менее, чаще других говорят лица от 65 лет, служащие, индивидуальные предприниматели и жители городов-миллионников (исключая Москву). Среди соблюдающих Заповеди эту позицию отметил лишь каждый пятый респондент, среди регулярно посещающих богослужения – каждый четвертый, среди соблюдающих Великий пост лиц – каждый восьмой, среди активных членов приходской общины – каждый седьмой.
III. Заключение
В современном российском обществе крайне четко выделяются две действительно широко распространенные Заповеди (о вере в единого Бога и о почитании родителей). Однако на практике каждой из них в повседневной жизни руководствуется лишь немногим больше половины населения страны. В соответствии с Заповедью-аутсайдером (о высвобождении одного дня в неделю для служения Господу) живет абсолютное меньшинство респондентов – всего около 4%.
Достаточно сильно применительно к соблюдению десяти библейских Заповедей различаются и приверженцы различных религий, конфессий и религиозных течений. Кроме того, исследование подтвердило гипотезу о более высокой степени соблюдения Заповедей Божиих у церковных респондентов.
Чаще соблюдают Заповеди женщины по сравнению с мужчинами, в социально-имущественном разрезе повышенная степень соблюдения Заповедей присуща представителям среднего класса. Чаще других соблюдающие заповеди лица встречаются в Центре России и в Сибири, а также на территории Приволжского федерального округа.
Как соблюдаются в России десять заповедей? Пресс-релиз всероссийского репрезентативного опроса
Из приведённых утверждений, соответствующих заповедям, россияне чаще всего соглашаются с двумя: “верю в единого Бога” (57%) и “с почтением отношусь к родителям” (54%). Реже всего соблюдается позиция “один день в неделю я посвящаю духовной жизни” (4%). Только 6% наших соотечественников соблюдают 7 и более заповедей.
Мужчины и женщины
Как показывают результаты опроса, женщины в целом чаще соблюдают библейские заповеди, нежели мужчины. Интересно, что с утверждением “мне не приходилось убивать, в том числе делать аборт” соглашаются 38% мужчин и 26% женщин. Женщины (25%) в три раза чаще, чем мужчины (8%), получают интимный опыт только в рамках супружеской жизни – по этому пункту представители разных полов имеют наибольшее расхождение.
Возраст
Что касается возрастных отличий, они вполне закономерны. Так, опрошенные до 25 лет в два раза чаще утверждают (51%), что не убивали и не совершали абортов, нежели пожилые респонденты старше 65 лет (23%). В то же время пожилые респонденты реже лгут и завидуют (10% респондентов в возрасте от 18 до 35 лет признаются, что никогда не лгали, среди опрошенных старше 65 лет – 27%; 40% – что не завидуют окружающим, среди опрошенных старше 65 лет – 51%).
Образование
Есть отличия среди групп с различным уровнем образования. Так, заявляют, что верят в единого Бога, 60-63% опрошенных, закончивших только школу или имеющих образование ниже среднего, а среди респондентов с высшим образованием – 51%. В то же время, почти в два раза чаще относятся с почтением к своим родителям обладатели дипломов (60%) и специального образования (55%), нежели респонденты с образованием ниже среднего (32%).
Доход
Любопытно, что в единого Бога верят 65% респондентов с месячным доходом до 10 000 рублей и вдвое меньше среди респондентов с доходом более 30 000 рублей – 32%. Интересен также тот факт, что заповеди в целом реже соблюдают самые бедные (доход до 3 000 рублей) и достаточно обеспеченные (доход свыше 20 000 рублей) россияне.
Число детей
Если говорить о связи между соблюдением заповедей и числом детей, то чаще остальных библейские заповеди соблюдают респонденты с двумя детьми: они лидируют по всем пунктам опроса, кроме пункта “мне не приходилось убивать” (28%), где на первом месте бездетные респонденты (49%).
Федеральный округ
Максимальная доля респондентов, соблюдающих 7 и более заповедей, проживает в Центральном ФО (8%), а максимальная доля респондентов, соблюдающих 3 и менее заповедей, в Дальневосточном ФО (79%). При этом 14% жителей Дальнего Востока вообще не отметили ни одно из приведённых утверждений, что является абсолютным рекордом опроса.
Вероисповедание
Православные, принадлежащие к Русской Православной Церкви, оказываются среди лидеров по доле соблюдающих более 7 заповедей среди конфессиональных групп (8%). Православные чаще, чем в среднем по России, отмечают позицию “верю в единого Бога” (72%), в то время как в соблюдении всех остальных заповедей они мало отличаются от россиян в целом.
Христиане, не относящие себя ни к одной из конфессий, и мусульмане чаще, чем в среднем по России, отмечают утверждение “я с почтением отношусь к своим родителям” (65% и 64% соответственно, в среднем по РФ – 54%). Интересно, что мусульмане ощутимо реже, чем в среднем, соглашаются с позициями “у меня нет кумиров” (18% среди мусульман и 33% в среднем по РФ), “я не упоминаю имя Бога без необходимости” (16% среди мусульман и 26% в среднем по РФ), “мне не приходилось убивать (в том числе делать аборт или склонять кого-либо к аборту)” (24% среди мусульман и 32% в среднем по РФ).
Интересно, что неверующие чаще говорят об отсутствии у них кумиров (51% среди неверующих и 33% в среднем по РФ).
Часто десять заповедей разделяют на две части: заповеди о взаимоотношениях человека с Богом и об отношениях человека с ближним. Как показывают данные исследования, в целом россияне не отдают заметного предпочтения той или иной части: и там, и там, есть как часто, так и редко упоминаемые позиции. Интересно, что респонденты, посещающие религиозные службы раз в месяц и чаще, демонстрируют более тщательное следование тем библейским заповедям, которые определяют взаимоотношения человека с Богом. Так, 84% верят в единого Бога (в среднем по РФ – 57%), 40% не имеют кумиров (в среднем по РФ – 33%), 37% не упоминают имени Бога без необходимости (в среднем по РФ – 26%) и, что закономерно, 24% посвящают день в неделю духовной жизни (в среднем по РФ – всего 4%). Что касается заповедей, определяющих взаимоотношения с ближними, то посещение богослужений не оказывает влияния на отношение к другим людям: регулярные прихожане разных конфессий относятся к ближним так же, как и россияне в целом.
Соблюдение россиянами десяти библейских заповедей – данные в среднем по России (в %):
я верю в единого Бога | 57 |
у меня нет кумиров | 33 |
я не упоминаю имени Бога без необходимости | 26 |
один день в неделю я по возможности не работаю и посвящаю духовной жизни | 4 |
я с большим почтением отношусь к своим родителям | 54 |
мне не приходилось убивать (в том числе делать аборт или склонять кого-либо к аборту) | 32 |
у меня нет иного интимного опыта кроме полученного в браке (супружеской жизни) | 18 |
я никогда не брал(-а) чужого, принадлежащего другим людям | 41 |
я никогда не лгал другим людям | 14 |
я не завидую другим | 44 |
ни одно из перечисленных утверждений мне не подходит | 2 |
затрудняюсь ответить | 2 |
В оформлении релиза использованы фотографии участников конкурса “Святое и ценное”: Елены Таратыновой, Анастасии Хроминой, Елены Курнушкиной