65 лайфхаков для настоятелей

Дата публикации: 01.05.2016

Молитва, матушка, архиерей, внимание к людям, строгость к себе и «золотая середина»: священники советуют священникам

В марте 2016 года, собирая мнения экспертов и прихожан для приходского выпуска Лодки, мы задались вопросом: что священники сами посоветовали бы другим священникам, чтобы помочь им в деле строительства приходской общины и при этом избежать риска «выгорания»? Мы опросили через социальные сети более ста представителей духовенства. Благодарим отцов, которые не пожалели свое время и с доверием отнеслись к нашей просьбе. Мы искренне надеемся, что этот общий опыт будет полезен как другим настоятелям, так и семинаристам, которые готовятся вступить на путь приходского служения и нуждаются в советах и поддержке.

«Отец *имя*, здравствуйте! Мы издаём аналитический журнал «Лодка» (lodka.sreda.org), и проводим небольшой анонимный опрос среди представителей духовенства для выпуска по теме «Куда идёт приход?». Будем очень благодарны, если Вы сможете ответить на вопрос: «Какой совет Вы дадите настоятелю, который стремится построить сильную приходскую общину, но при это сам „хочет выжить“?».

«Забыть про желание „выжить“: оно выдает маловерие священника».


«Иметь ревность о причащении Святых Христовых Тайн».


«Ближе к людям. Настоятель это не член неприкасаемой касты, представителям которой целуют руки. Иконостас это не стена, отделяющая от паствы».


«Чаепития и беседы».


«Если думать о деньгах — не будет ни денег, ни людей. Если думать о людях — будут и люди, и деньги».


«Идя на приход или перед рукоположением священник обязательно должен иметь какую-либо профессию, профессиональные навыки. Это и столярные работы, и строительство, и педагогика, т. д. Священник должен уметь зарабатывать, не заглядывая в карман прихожан или церковную кассу (в основном денег там будет очень мало). Поэтому священник, НЕ будучи бизнесменом и живя, например, в селе, зарабатывает деньги в сельском хозяйстве или делает что-то для погребения. В городе возможностей у него больше».


«Заметить каждого члена общины и каждого наделить функциями и полномочиями по развитию прихода. Пусть это будет какая-нибудь мелочь, но для него это будет ответственная обязанность».


«Важен стабильный богослужебный ритм».


«Нужно делать общие дела — проводить субботники, заниматься социальной помощью, проводить миссионерские мероприятия и праздники. Совместно принимать некоторые решения, обмениваться информацией о друг о друге: о нуждах, о радостях».


«Особые прошения на литургии и молебнах».


«Приходской совет. Его можно собирать для обсуждения конкретных хозяйственный дел. Его состав можно расширять за счёт активных членов прихода».


«Мудрому настоятелю постоянно приходится искать золотую середину. У меня был опыт, когда я все отдавал храму и приходу, но меня обвинили в воровстве, притом всю отчетность вела аудиторская фирма и по факту проверки воровство не подтвердилось. Видимо, появились завистники».


«Приход должен существовать максимально автономно. Настоятель больше времени посвящает духовным вопросам, а не является только администратором».


«К сожалению, многих священников благотворители балуют. Для служителей это большое искушение и проверка. Люди немощны. Священник — человек. Но для гармонично развитой личности, старающейся жить по заповедям и имеющей развитую совесть, все возможно. Овцы сыты и целы, а волки за крепким забором».


«Я служу в селе и ВЕЛИЧАЙШАЯ РАЗНИЦА городского прихода и сельского! Везде своя специфика. В селе, как правило, приход в основном состоит из постоянных прихожан, настоятель знает всех и, при грамотном подходе, возможно организовать добрую работу».


«Молитесь!!!!!!!!!!!!!!!!!».


«Очень важно понимать, что каждый приход есть составляющая часть Вселенской Церкви. Во главе каждого прихода стоит настоятель, задача каждого настоятеля — привести свой приход, а именно всю вверенную ему паству ко Христу. Пастырь, прежде всего должен осознавать свою ответственность за паству, чтобы никакой „волк“ не расхитил ее. Соответственно, священник должен участвовать в жизни своих прихожан, по возможности, знать каждого в лицо и по имени, знать кто и как и какими принципами жизни живет. И очень важно, чтобы в своем духовном отце духовные чада могли видеть истинный эталон жизни, пример для личного подражания. Он должен, помимо тех клятв которые он приносит в присяге перед Таинством хиротонии, совмещать в себе и власть, и любовь, без этих составляющих невозможно себе представить реально живущий приход. Настоятель не должен себя дистанцировать от народа. Он не должен быть административной единицей, директором прихода“».


«В решении проблем духовной жизни не должно иметь место понятие о „рабочем” или „не рабочем” времениприходите на следующей неделе»)».


«Для прихода должно быть установлено максимально возможное количество богослужений в удобное время для прихожан».


«Нельзя упустить из вида личный образ настоятеля. Пастырь не должен отвлекаться на посторонние, не свойственные сану занятия и увлечения».


«Одному настоятелю — не выжить. Настоятель — наемник общины. Остальные — доброхоты, трудящиеся в приходе во славу Божию, имеющие доход из источников другого характера — работа, рента. Основная активность общины в выходные дни, для этого нужны соработники. Нужно переориентировать сознание батюшек в такую модель. Иначе не выживем все. И очень скоро».


«О маленьких селах правильно будет позаботиться епархии, имея для челночного служения в селах иеромонахов, которые регулярно литургисают, причащают, исповедают, преподают Таинства».


«Епархию лучше всего поддержать могут сильные монастыри, коим должно не новые храмы возводить и золотить их, а массово преподавать людям Дары. Для этого не нужны большие постройки и золоченные киоты. В этом было бы их совершенное служение. Но для этого нужно как бы новое апостольство».


«Начинать нужно с социального служения, т. е. работы с детьми, молодежью, создания воскресной школы, библейских кружков. Обязательно волонтерское движение создать. Если увидит народ, что батюшка работает с людьми, отношения будут взаимными».


«За смелую и активную приходскую деятельность проблем с начальством не будет, а вот семью можно разрушить, особенно молодую. Все должно быть в меру и по разуму».


«Мероприятие должно быть событием, а не обыденностью. Главное для любого человека(священника в том числе) это вера и служение Богу. На втором месте семья, потому что если отца семейства не станет, то его семья никому будет не нужна. Может, еще год повспоминают, а потом все. Много мероприятий и активная деятельность далеко не всегда признак крепкой общины. Крепкая община там где прихожане знакомы друг с другом, их волнуют проблемы друг друга и есть хот какая-то любовь между ними. Никаких схем по зарабатыванию у меня нет. В моем храме всё на свободные пожертвования, и каждый рубль я воспринимаю как милость Божью».


«Читать Евангелие и „сушить сухари“. Все теперь боятся разговаривать на многие темы: неизвестно, как прореагируют епископы. Новый Устав 2011 года отнял возможности самостоятельности и собирания общины. Община это самостоятельная единица Церкви, которая должна жить свободно, совестливо и соборно. Когда клирики подчинены, это нормально, а „добровольные собрания граждан“ взять в подчинение — нонсенс. Поэтому не может быть теперь крепких и творческих общин».


«В моем случае сработали следующие шаги: признать
своё совершенное бессилие в создании настоящей христианской общины, в решении всех её проблем. Совершить акт полной и безоговорочной капитуляции в этом вопросе. Признать, что только Господь Бог может создать при храме живую и сильную приходскую общину, а также решить все её проблемы. Принять решение препоручить Господу свою волю и жизнь, а также создание живой и сильной приходской общины при храме».


«Надо служить длинные протяженные службы по уставу и быть отзывчивым пастырем. Ничего более».


«Если всего себя отдашь, то выживешь :-) ».


«Если измерять возрастание и укрепление прихода исходя только из его финансовой составляющей, далеко не уйти. Могу лишь сказать, что нужен здоровый баланс в жизни приходского настоятеля, который, как правило, человек семейный и, нередко, многодетный. Если матушка сама глубоко включена в приходскую жизнь, это одно. Если нет, то сложнее. Это напрямую относится к „выжить“, ибо видел крах семейной жизни некоторых братьев-пастырей, которые, кстати, зачастую тоже оперировать понятием „сильный приход“, „община“».


«Здоровая община возможна при полном понимании со стороны архиерея и абсолютной открытости ему как отцу (это основа церковной жизни), а семья… Семья полностью должна быть вовлечена в церковное служение так или иначе, чтобы заботы и горести были неразделимы свои и приходские».


«Община берет на себя содержание священника, отдает десятину, все требы безвозмездно для общины».


«У нас в Киеве очень бедные люди. Они не могут содержать всех священнослужителей. И перспектива такая, что это будет усугубляться. А в маленьких городах даже настоятель должен иметь источник дохода не из прихода».


«Можно вспомнить Первосвятительский совет Патриарха Кирилла, который неоднократно говорил о роли церковной общины. Святейший призывал каждый приход иметь штатного миссионера. Пусть одного, но такого, который бы смог дать новозашедшему или еще богословски „сырому“ прихожанину толковый совет, поддержать словом, утешить и направить уже к одному из клириков храма, — а то зачастую забубонные советы дают старые клячи, которые от безделия постоянно ошиваются на приходе с утра до вечера…».


«Уповать на Господа».


«Чтобы построить сильную приходскую общину, надо воспитать, научить людей существовать совместно таким образом, чтобы они оставались общиной даже в том случае, если по каким-либо причинам они остаются без священника. Люди должны понимать, что они не „отца Михаила“ или любого другого священника, они Христовы».


«При возникновении материальных проблем, говорить об этом прихожанам, надеясь на их понимание. Думаю, где священники открыты людям и думают об их спасении, проблемы материальные исчезают».


«Делать и строить приходскую жизнь так, чтобы привлечь как можно больше людей, привить и зажечь в каждом человеке любовь к Богослужению к Богу. Для этой цели можно использовать любые миссионерские методы: раздавать разную литературу, поводить беседы и чаепития, оказывать внимание каждому человеку. Полюби человека и он полюбит тебя!».


«Компромиссы с мирскими принципами и представлениями о земной жизни, часто являются причиной отдаления нас от Бога. Апостол Иаков говорит: Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу».


«Совет, который можно дать каждому пастырю: Не просить для себя у людей ничего материального, особенно за совершаемые требы! Отблагодарили тебя, Слава Богу! Если нет, Господь отблагодарит. Он нас милует и питает от своих богатых даров. А если всё же обстоятельства вынуждают что-то просить для себя (своей семьи), то делать это можно лишь в крайней необходимости и так, чтобы никого не смутить».


«Создать общину можно только на личности Христа, поэтому отвечу словами Писания: „Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.“ (Фил. 4:12–13)».


«Совет один есть, универсальный: на Бога надеяться и самому не плошать»


«Категорически недопустимо высокомерие, подчеркивание своей (мнимой, конечно) исключительности на основании наличия священного сана, и попытка общаться с прихожанами в „режиме Монблана“, сверху вниз».


«Не бояться активно заниматься просвещением (подразумевается, что священник сам обладает тем, что желает передать общине). Некоторые пастыри сознательно или подсознательно боятся активно просвещать свою паству, дабы она не стала умнее, чем он сам, и не начала задавать неудобные вопросы».


«Если человек пришел служить Богу, а не на работу, то необходимо полностью себя отдать и положиться на волю Божию. Не зря это называется служение».


«Чтобы выжить, конечно, ни в коем случае не нужно забывать свою Малую церковь».


«Писание и занятия. На них очень сильно сближаешься с приходом. Всякого рода вылазки на природу и паломнические поездки сильно скрепляют настоятеля и общину».


«Касса в Ваших руках и не в чьих больше. Это чистой воды практика».


«Новый батюшка в маленьком поселке или райцентре должен сначала настроить службу, потом познакомиться с прихожанами, — у кого какие нужды и семьи, узнать, кто имеет возможность для „продвижения“ деятельности прихода. И потом бывать везде!!!!! где собирается народ».


«Создать общественный совет прихода и отдельно неформальный актив прихода».


«Советую понять, почему прихожане приходят именно в этот храм? К святыне, к священнику, из-за месторасположения?».


«Создать максимально понятную для захожан систему служб и проведения праздников».


«Если священник поставит во главу угла катехизацию и оглашение, то у него будет крепкая община. Становление общины — это появление новых людей и новых связей».


«Конечно, произвол архиереев силен в наши дни, никто не спорит, передвигай, ты же барин, но только нужно быть мудрым и учитывать ткань человеческих отношений твоего подчиненного (священника) с теми людьми, от которых может быть будет зависеть и успех твоей епархии. Только этой мудрости бывает мало. Настоятелю это нужно учитывать».


«Человек, назначенный настоятелем, должен учитывать опыт тех, кто был до него на этом данном приходе».


«Советоваться со своими подчинёнными собратьями по алтарю».


«Не ошибиться с выбором супруги».


«Молиться и создавать именно общину, один приход за одним столом с одной едой, обсуждениями, предложениями, исполнением идей. Мы должны знать друг друга».


«Я за живую общину, где у людей есть желание помогать ближнему, а не отсиживаться в сторонке и комфортно „спасаться“. Утро, зима, снег: выставишь лопаты и сам идешь чистить. В живом приходе к тебе присоединятся».


«Молиться, часто служить, не быть связанным порочными связями с „сильными мира сего“. Это свобода говорить правду любому и каждому».


«Вникать в нужды прихожан и принимать активное в них участие: оказывать либо материальную, любо молитвенную помощь, чтобы прихожане чувствовали, что настоятель — это пастырь и отец, который заботится, прежде всего, о душах пасомых, а не наёмник, которого интересует только овечья шерсть».


«Потрібно з людьми бути, насамперед, чесним, і бути їм другом! Обов`язково настоятель повинен любити своїх прихожан!».


«Первое и главное — бдеть над собой. Очень внимательно и трезвенно относиться к тому, из кого источника исходят наши усилия. Из любви к Богу и ближнему, из стремления к жертвенному служению. Ни в коем случае из рвения, честолюбия, властолюбия, стремления добиться успеха, получить признание будь то прихожан, будь то священноначалия. Строится приход из живых кирпичиков — людей. И это самый важный ресурс, наше богатство, наши помощники, труженики и трудники. Умение доверять людям, понимание того, что они могут понести и чем их одарил Господь. Нельзя замыкать все, каждую мелочь на себя


«Настоятелю, считаю, необходимо следовать голосу совести, усердно молиться, благочестиво жить по христиански и надеяться на Бога, который своих никогда не оставит без милости. Отбросить страх и служить во славу Божию. Помоги Вам Господи!».

Досточтимые отцы! Для следующих выпусков «Лодки» мы планируем проводить анонимные опросы, посвященные разным темам. Ваше мнение и опыт могут стать ценным подспорьем для других священников, семинаристов, широкого круга читателей. Будем очень признательны, если вы присоединитесь к опросам и, может быть, пригласите к участию в них ваших собратьев. Пожалуйста, дайте нам знать о своем решении. Адрес: info@sreda.org