Куда идет приход?

Дата публикации: 01.05.2016

Слово научного редактора

Научным редактором второго номера «Лодки» стал один из ведущих специалистов России по изучению приходов — профессор Игорь Павлович Рязанцев. Под его руководством на базе Информационно-аналитического центра факультета социальных наук ПСТГУ (деканом которого он является) с 2009 года разворачивается международный проект «Приход Русской Православной Церкви в России и за рубежом: социальная структура и внебогослужебные практики».


Игорь Павлович РЯЗАНЦЕВ
Профессор, доктор экономических наук, кандидат исторических наук. Декан факультета социальных наук ПСТГУ, заведующий кафедрой социологии ПСТГУ, директор Информационно-аналитического центра факультета социальных наук ПСТГУ. Преподавал и занимался научной работой в Пермском государственном университете и МГУ им. М. В. Ломоносова. Автор более 40 опубликованных научных работ, постоянный докладчик Ломоносовских и Сорокинских чтений в Московском университете. Руководитель и разработчик методологии научной школы «Социология Православия». Сфера научных интересов — социология регионального развития, социология религии, социология православия.

Понять, куда идет приход, чрезвычайно важно. Две тысячи лет назад была задана направленность христианской общины. А что происходит сейчас?

Говоря о возрождении церковной жизни в России, мы понимаем, что чаще имеем дело с неинститу­ционализированным православием. Самые широкие слои населения, идентифицируя себя с православием, не принимают участия в жизни Церкви, Таинствах, повседневных социальных, внебогослужебных практиках. Поэтому изучение приходской жизни видится сегодня особенно важным: именно община — это та церковная среда, в которую должны включаться внеобщинные православные. Община — не приход. Приход — административная, юридическая рамка, а община — сообщество людей, близких по духу, единых сердцем. Из православного по идентичности стать православным на деле можно только включившись в жизнь общины.

Изучая Церковь как социальный институт, как элемент социальной структуры общества, нужно понимать, что фундаментом этого института является приход. Процессы, происходящие в приходской общине, задают некие практики церковной жизни, ее направленность. Во главе Церкви стоит Христос, и те, кто в общину приходит, стремятся уподобиться Ему, быть Его частью, с Ним соединиться. Избыточная внебогослужебная жизнь приходской общины может увести от этой главной цели.

Какова роль настоятеля? Настоятель олицетворяет собой систему властных отношений, некую ­иерархичность. Он — глава прихода. А что ограничивает настоятеля в отношениях с общиной? Любовь. Не закон. Христос — Глава, и воплощенная Любовь. Это двуединство воплощено и в лице настоятеля. Если нет власти, то нет и общины, Если нет любви, то нет и общины. И то, и другое составляют единое целое. В этом смысле первохристианская община являет нам пример единства, основанного на пребывании со Христом вне пространства и времени…

Надеемся, что, прочитав этот номер журнала, вы посмотрите на приходы свежим взглядом, узнаете что-то для себя новое. Собранные материалы позволят углубиться в историю и увидеть, как складывалась на протяжении двух тысячелетий жизнь религиозных общин, проследить динамику социальных практик и социальных структур приходов. Вниманию читателя предложены статьи о жизни приходов РПЦ за границей, рассказы о жизни православных приходов в их взаимодействии с иноконфессиональной средой на территории РФ и обсуждения других важных тем.