О проекте “Атлас религий и национальностей РФ” – комментарий Алины Багриной
Дата публикации: 20.01.2013С момента появления в открытом доступе, результаты проекта АРЕНА стали предметом активного общественного и экспертного обсуждения. Служба «Среда» благодарит всех, проявивших интерес к проведенному исследованию, и суммирует основные находки из доклада, презентованного в «РИА-Новости» 18.12.2012. Также мы заметили несколько ошибочных направлений в интерпретации данных, о которых считаем необходимым сообщить.
3 НАХОДКИ, ИЛИ КАКИЕ ВЫВОДЫ МОЖНО СДЕЛАТЬ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АРЕНЫ
1. Россия – постсекулярная страна
2. Россияне с вероисповеданием – это государственники: они счастливы, любят Родину, соблюдают закон, доверяют окружающим, занимаются благотворительностью, готовы участвовать в общественной работе
3. Неожиданная находка – «Супергруппа гражданского общества»: они верят и хотят иметь детей
3 ОШИБКИ, ИЛИ КАКИЕ ВЫВОДЫ НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АРЕНЫ
1. «Православные» (80%) и «церковные» (41%): это не одно и то же. Цифра в 41% определяет качественный состав первой группы: осознанные верующие, члены Церкви
2. Результаты АРЕНЫ нельзя сопоставлять с данными других опросов «в лоб», игнорируя сравнение методов опросов
3. Результаты АРЕНЫ не позволяют делать выводы о динамике: проведен один замер (2012 г.)
Топ-3 находки,
Или какие выводы МОЖНО сделать по результатам Арены
1. Россия – постсекулярная страна
Как показывают результаты проведенного исследования, в 2012 г. россияне оказываются готовыми заявлять о своей принадлежности к религиозным организациям. Согласно классическому критерию секулярности, предложенному профессором Грейс Деви (Grace Davie) , – «believing without belonging», – это позволяет констатировать окончание «секулярной эпохи» в России.
Не стоит упускать из виду неоднозначность и разнонаправленность российских процессов формирования постсекулярной социальной базы в контексте политической де-секуляризации, реакционной нео-секуляризации, социальной консервативной внесекулярности и проч. Все вместе создает сложную и негомогенную картину религиозного сознания россиян. Как обсуждалось на конференции, можно выделить как минимум 12 типов религиозности (четыре типа православных, два типа атеистов, т.п). Интересно отметить в этой связи, что постсекулярная «new spirituality», широко представленная в западном мире в форме «религиозного консъюмеризма», не является популярной в России (возможно, этому способствует традиционно консервативная позиция Русской Православной Церкви). Напротив, духовный подъем, вызываемый сменой социально-религиозного формата, в рамках православия конвертируется в институционализированную принадлежность, – о чем свидетельствует такой высокий показатель, как 41% «церковных людей». Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что Россия является постсекулярной страной с возрастающей новой ортодоксальной духовностью.
С переходом из секулярности в постсекулярность, идентичность также оказывается в транзите: от «иерархической» к «сетевой». Это сказывается на восприятии как государства, так и Церкви в глазах социально активных групп населения. Данное направление представляется перспективным для дальнейших исследований.
2.Россияне с вероисповеданием – это государственники: они счастливы, любят Родину, соблюдают закон, доверяют окружающим, занимаются благотворительностью, готовы участвовать в общественной работе.
Большинство показателей активной социальной позиции россиян показало плотную положительную связь с религиозными практиками. «Государственники» (те, кто любит Родину, соблюдает закон, готов к сотрудничеству с окружающими людьми) оказываются людьми, ответственно относящимися к своему вероисповеданию. Для них заметно чаще религия «оказывается важна», они чаще молятся, чаще говорят о том, что «хотели бы верить в Бога больше, чем верят сейчас». Напротив, те из россиян, кто на фоне активной гражданской позиции находятся в стороне от религиозных практик, чаще говорят о том, что «хотели бы уехать» из страны.
Характерной в этой связи является группа «атеистов», то есть заявивших об отсутствии веры в Бога (13%): это чаще мужчины, являющиеся «социальными аутсайдерами» , готовые уехать и реже говорящие о том, что они счастливы.
3. Неожиданная находка – «Супергруппа гражданского общества»: они верят и хотят иметь детей
Алина Багрина, координатор службы «Среда»: «В ходе исследования была выявлена так называемая «Супергруппа гражданского общества», – эти люди счастливы, готовы начать своё дело, активны в гражданском плане, занимаются благотворительностью, доверяют окружающим, отмечают высокую важность религии, поддерживают традиционные семейные устои, – и что особенно интересно, при этом они хотят иметь много детей! Исследование позволяет оценить численность этой группы примерно в 10-11%. Это люди, которые верят, активно исповедуют свою веру и хотят, чтобы им наследовали их дети. … Впрочем, как оказалось, открытия в социологическом плане не произошло, так как в мировой науке уже давно известно, что только в рамках секулярной концепции Инглхард и его коллеги связывают высокий уровень развития с уменьшением религиозности и рождаемости. Однако, как показывают наблюдения по всему миру, при сходных социально-экономических условиях рождаемость выше в тех группах, в которых выше уровень религиозности. Так что в этом отношении Россия оказывается страной абсолютно нормальной, ее развитие идёт в общем ключе».
Топ-3 ошибки,
Или какие выводы НЕЛЬЗЯ делать по результатам Арены
1 «Православные» (80%) и «церковные» (41%): это не одно и то же. Цифра в 41% определяет качественный состав первой группы: осознанные верующие, члены Церкви
Основная ошибка связана с подменой понятий «православные» и «церковные люди». Проект «Арена» не отменяет и не ставит под сомнение достоверность результатов, получаемых, например, ВЦИОМ, когда к «православным по самоидентификации» себя относит 70-80% россиян. Проект «Арена» вводит дополнительный критерий: принадлежность к Русской Православной Церкви. Численность «церковных людей» (то есть не только православных по самоидентификации, но и дополнительно декларирующих свою принадлежащих к Церкви) очевидно является меньшей, чем численность считающих себя православными.
С учетом новейшей российской истории, принадлежность исповедующего православие к Церкви рассматривается как более надежный индикатор его состоявшегося религиозного выбора, чем практикуемые в западной социологии критерии, ставящие в центр религиозное поведение («практическую религиозность»). Сравнительно невысокий уровень российских показателей в этой области сигнализирует не только о все еще сохраняющемся «пост-атеистическом» наследии, но и о катастрофической ситуации с количеством православных храмов в РФ, о недостаточной интенсивности востребованного церковного попечения.
Уважая выбор и самоидентификацию россиян, тем не менее, хотелось бы подчеркнуть важность и актуальности миссии, адресованной к пятидесяти миллионам православных, еще не вошедших в церковную жизнь.
2. Результаты АРЕНЫ нельзя сопоставлять с данными других опросов «в лоб», игнорируя сравнение методов опросов.
Как обсуждалось на конференции, при проведении проекта АРЕНА была использована методика, отличающаяся от подхода, принятого в большинстве опросов по всероссийским репрезентативным выборкам. Например, инструментарий АРЕНЫ минимизирует интеракцию «интервьюер-респондент», сокращая влияние «социально одобряемых» ответов на опрашиваемых. Респонденты, вошедшие в исследование, не столько «отвечают на вопросы», сколько «выбирают опции»: это превращает группы выбравших ту или иную опцию в «сильные группы».
Данные, полученные при использовании этого метода, могут отличаться от данных, полученных по похожим темам, но опирающиеся на другие методы. Для того чтобы корректно анализировать отличия при сравнении данных разных исследовательских центров, необходимо также сравнивать используемые исследовательские методики. Без этого сравнения методик, «голое» сравнение данных является некорректным и может вводить в заблуждение. Хотелось бы подчеркнуть, что служба «Среда» будет признательна за все экспертные комментарии по существу обсуждаемых вопросов и будет рада конструктивному обсуждению перспектив и направлений для усовершенствования проекта «Арена».
3. Результаты АРЕНЫ не позволяют делать выводы о динамике: проведен один замер (2012 г.)
Все заключения комментаторов, связанные с использованием находок АРЕНЫ для получения выводов «число уменьшилось» – «число увеличилось» являются принципиально некорректными. На данный момент проведена только одна волна исследования. Все выводы о динамике процессов с привлечением данных АРЕНЫ не имеют отношения к социальной действительности: в 2012 г. проект АРЕНА рисует картину в статике.
Однако активность поиска динамических интерпретаций исследования показывает, насколько актуальным и востребованным является проект АРЕНА. Учитывая возникший широкий резонанс, служба «Среда» обещает приложить все усилия для того, чтобы повторить это исследование и в будущем предложить общественности данные, необходимые для построения российской религиозной картины в динамике.
Пресс-релиз и видео с презентации в РИА Новости
Обзор публикаций СМИ по итогам презентации