О сущности морали, и откуда берется агрессия – IV международная социологическая конференция “Продолжая Грушина”
Дата публикации: 19.03.2014О сущности морали, и откуда берется агрессия – IV международная социологическая конференция “Продолжая Грушина”
Второй день социологического форума ознаменовался целым рядом интереснейших обсуждений. В том числе в рамках одной из секций авторитетными экспертами была поднята актуальная для России тема морали в современном обществе.
Спикеры попытались ответить на вопросы о том, что такое мораль? Каковы ценности россиян? Где грань между моралью и правом? Что же сегодня провоцирует немотивированную агрессию?
Тема, безусловно, актуальна, но вместе с тем, крайне сложна для рефлексии и непосредственного исследования. Однако, определив, чем же является мораль для современного россиянина, возможно, в перспективе удастся выявить источники той самой немотивированной агрессии, о которой сегодня говорят все чаще.
К вопросу об агрессии… Военные расходы за 2013 год
Любопытно, что военные бюджет России на 2014 год только растет, в то время как финансирование социальной сферы планомерно сокращается.
О морали и агрессии
Петухов Владимир Васильевич
к.ф.н., руководитель Центра комплексных социальных исследований Института социологии РАН
«Общественная мораль: деградация нравов или кризис межличностного доверия?»
Есть ли основания говорить сегодня о деградации российского общества? Владимир Васильевич считает что лишь отчасти, в большей степени имеет место деактуализация базовых моральных норм и принципов, существовавших какое-то время назад, но сегодня – не востребованных. Так, по словам Владимира Васильевича, почти 80% россиян считают, что «трудом праведным не наживешь палат каменных». То есть, в современной России быть добродетельным, как минимум, не выгодно. Отсюда моральный релятивизм, констатирует докладчик, – размывается грань между добром и злом, и очевидны двойные стандарты, применяемые не только властью, но и гражданами.
Кто же они – «поставщики» моральных ценностей? Это риторический вопрос, считает автор. В современной России разрушена институциональная среда, отсутствуют механизмы ретрансляция форм социализации и основ морали. Семья, школа, Церковь не справляется с этой функцией. Государство, как отмечает докладчик, устранившееся в 90-х из сферы частной жизни граждан, сейчас пытается вернуться, однако не всегда успешно и оправданно.
Патрушев Сергей Викторович
к.и.н., заведующий отделом сравнительных политических исследований Института социологии РАН
Особая российская мораль
Согласно опросам, как замечает докладчик, россияне специфически понимают мораль. Для России мораль включает выгоду, личный успех, собственность, силу, так же, фундаментальные ценности: семья, традиция. В то время как такие базовые принципы, как равенство, уважение к чужому мнению, права человека, свобода, доверие не являются приоритетными для российской модели.
Согласно ряду исследований, о которых рассказал эксперт, моральное поведение связывается россиянами как с внутренними, так и с внешними, социально ориентированными мотивами. К первым, в данном случае, относится воспитание, уважение, стыд. Кстати говоря, воспитание тут оказывается наиболее приоритетным мотивом как для верующих, так и для неверующих людей. Так же важны для формирование моральных ориентиров, как замечает автор, собственные убеждения.
Также, автор обратил внимание на тот факт, что мораль оказывает прямое влияние на правовое поведение индивида, в частности формирует определенное восприятие права.
«В России моральная мотивация выступает не объединяющим, а скорее разъединяющим основанием – в силу локализации морального порядка в различных малых сообществах»
Кертман Григорий Львович
к.и.н., заведующий аналитическим отделом Фонда «Общественное мнение»
Иллюзия роста агрессии
Сегодня нередко поднимается тема увеличения уровня агрессии в российском обществе. Однако, по мнению докладчика, речь скорее может идти о стабильно высоком уровне латентной агрессивности, что и создает некую иллюзию постоянного роста. Такую латентную агрессивность, как отмечает эксперт, стимулирует в первую очередь, критически низкий уровень межличностного доверия, а так же склонность россиян интерпретировать любые социальные взаимодействия как межличностные контакты, – деинституционализированно.
В связи с этим, социальные ожидания заключаются не столько в адекватном ролевом поведении, сколько в простом человеческом отношении.
«Я очень сомневаюсь, что элита, власти, СМИ, моральные авторитеты могли бы каким-то образом способствовать повышению межличностного доверия, преодолению фрагментации социума. Тут лишь бы не усугублять»
Закон или совесть?
В российском массовом сознании отсутствует четкая грань между незаконным поведением и морально неприемлемым поступком. Более того, «в России не существует единого морального кодекса», заключает автор, что приводит к экстраполяции локальных норм референтной социальной группы на все общество в целом. А, согласно следующему тезису докладчика, российскому массовому сознанию, помимо правового нигилизма, свойственен также базовый социальный меркантилизм – точка зрения оппонента представляется не в качестве альтернативной, а интерпретируется в первую очередь как определенный личностный интерес.
Багрина Алина Юрьевна
к.п.н., координатор исследовательской службы «Среда»
Моральность и нормальность
Современный разговор о морали оказывается существенно затруднен отсутствием общепринятых определений: ключевые понятия и концепты (мораль, этика, нравственность, духовность) зависят от антропологических моделей, от «представления о человеке», на которые опираются те или иные эксперты и исследовательские организации. Если их понятийные системы отличаются, то разговор получается не слишком содержательным. Косвенно об этом свидетельствует дефицит инвестиций в современные «научные эмпирические исследования морали». Этот вызов усугубляется в ситуации перехода от доминирующей секулярной модели к постсекулярному разнообразию.
Опираясь на данные, полученные службой «Среда» в ходе ряда Всероссийских опросов, опросов прихожан православных храмов (2013), московских митингующих (2011-2012), трудовых мигрантов (2012), и 2 миллиона онлайн-анкет, собранных в результате игры «Внутреннее гражданство», можно сделать несколько предположений для дальнейшего анализа и обсуждения (посмотреть презентацию Алины Багриной с комментариями можно ЗДЕСЬ):
- Поиск новых эффективных каналов трансляции морального порядка, учитывающих пост-маркетинговую и постсекулярную современность
- Одновременное наличие в России нескольких «моральных порядков»
- Вопреки стереотипам, высокий уровень межличностного доверия среди россиян, сопровождаемый низким доверием к институтам
- Появление так называемых «гражданских добродетелей», органически находящих этические ориентиры
- Возможно, существует скрытый конфликт между «моралью» (лат. moralis, – внешние примеры подражания) и «этикой» (греч. Ethos, – внутренняя категориальная опора «Добро и зло»). Подробнее ЗДЕСЬ
«Духовные запросы у людей с секулярным мировоззрением (с линейно-векторным отношением к пространству жизненного опыта, к смерти и времени) потенциально ведут к увеличению уровня агрессивности»
Римский Владимир Львович
заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ
«Антиморальные» реформы
По мнению докладчика, очевидна связь высокого уровня рационально не обоснованной агрессии в российском обществе с низким уровнем морали. Последний, согласно тезисам эксперта, является результатом множества различных российских реформ начала 90-х годов прошлого века. Более того, как правило, параллельно формальным нормам создаются нормы не формальные – как ответ первым. А этого законодатели, как отмечает докладчик, не учитывают.
«Сколько наши депутаты ни будут вводить штрафы, наказания, вплоть до смертной казни, все равно неформальные нормы окажутся сильнее, а вот эти нормы права будут считаться несправедливыми»
Государство без воспитания
Не менее остро, по словам автора, стоит сегодня проблема недостатка социализации. Так как государство по сути отказалось от своей функции воспитания и поддержания общих моральных норм в социуме. Что впоследствии грозит вылиться в ту самую немотивированную агрессию.
Непереносимость морального одиночества
Актуальным в контексте российской ситуации оказалось упомянуть работу Эриха Фромма «Бегство от свободы». Так, докладчик замечает, что моральное одиночество гражданина возникает именно по причине отсутствия связи с общепринятым ценностным капиталом, что в последствии грозит вылиться в ту самую немотивированную агрессией.
В заключении, эксперт еще раз отмечает, насколько важно обществу продуцировать общие нормы и ценности, именно таким путем возможно предотвращение агрессии в будущем и улучшение социального морального фона в целом.
Репортаж подготовила Ольга Пинчук