Приходская жизнь в мусульманском регионе

Дата публикации: 01.05.2016
на примере исследования приходов Республики Татарстан

Лариса Сергеевна АСТАХОВА
Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета, заведующий кафедрой религиоведения

 

Как живут православные приходы в регионах, традиционно считающихся мусульманскими? В Казанском федеральном университете провели исследование, рассмотрев, как зависит жизнь православной общины от внешних религиозных условий.

Татарстан — мусульманский регион?

Исследователи часто воспринимают Республику Татарстан как регион, где проживание этнических мусульман и число исповедующих ислам столь высоко, что его можно назвать мусульманским. Однако это своего рода «идеальный тип».

Согласно немецкому социологу, философу, историку и политическому экономисту Максу Веберу, «идеальный тип» — это понятие, отсылающее к культурно-историческим объектам, интерпретированным в свете определенных ценностей. Определения таких понятий находятся между реальными определениями (определениями-описаниями) и номинальными определениями (определениями-предписаниями)

Он сформировался подчеркиванием руководством республики происламской позиции в последние годы, как через исполнение религиозных практик, так и через соотношение культовых зданий и храмов (1527 мечетей против 330 православных храмов). В то же время наши исследования последних пяти лет показывают достаточно стабильное число верующих, как по самоидентичности, так и по реализации религиозных практик (числу «исполняющих»). Это примерно 32–34% православных и 34–38% мусульман среди верующего населения. Еще от полутора до восьми процентов (в зависимости от района) занимают представители других христианских конфессий. Процент регулярности участия в религиозной жизни значительно выше, нежели в среднем по России.

Становится очевидна относительность понятия «мусульманский регион»: соотношение православного и мусульманского показывает лишь нехватку православных храмов, но не доминирование ислама.

Изучаем приходы Татарстана

В условиях поликонфессиональности региона для лонгитюдного исследования в 2011 году была избрана качественная методология, что было обусловлено микросоциологическим уровнем исследования и необходимостью ситуационного анализа приходов и общин на территории РТ. Использовались кейс-стади, глубинные интервью, включенные наблюдения, социометрия. Методом «снежного кома» через митрополию были определены приходы городов (Казани, крупных городов и пригородов) и районов. Использовался принцип поиска «ключевых фигур» через активных священников. Это было связано с тем, что руководство предлагало приходы образцово-показательного характера, известные в епархиях. Нас же интересовал приход типичный в условиях поликонфессиональности.

Мы определили 12 постоянных приходов, а также до 12 приходов ежегодно переменных, где проявлялись интересные тенденции. Из-за реакции на трагические события 2012 года в Казани (19 июля подорвали машину главы Духовного управления мусульман Татарстана Илдуса Файзова и убили его заместителя Валиулла Якупова, два дела были объединены в одно и объявлены терактом) три «переменных» прихода также стали постоянными.

Больше мусульман вокруг — община сплоченнее

Текущее состояние исследования можно отразить в виде органиграммы-социограммы, на которой мы отразили состояние общины в двух полюсных ситуациях по критериям внешней религиозной среды.

В районах, где окружающая среда представлена преимущественно мусульманами, внутренняя среда общины значительно плотнее, социальные связи короче и ярко выражены. Члены общины хорошо друг друга знают, взаимодействуют не только по богослужению, но совместно исполняют различные послушания, причем социальное служение не подразделяется на виды: в общине не хватает людей, все функции выполняются самостоятельно и сообща. Община имеет четкую форму ядра. Благодетелями чаще становятся члены общины, хотя среди них встречаются совершенно внешние, часто нерелигиозные люди. Зачастую община принимает помощь из внешних источников, например, соработничество с мусульманами в социальном служении.

Общины приходов, расположенных в районах с высоким или соотносимым числом этнических православных, имеют более «рыхлую» форму. Длина социальных связей увеличивается, появляется опосредованность взаимодействия, иногда — исполнение отдельных функций практически не принадлежащими к ядру общины людьми. Интенсивность социальных связей падает. Удивляет, что часть функций по социальной работе выходит за рамки общинной жизни: певчие могут быть невоцерковленными специально приглашенными людьми, среди которых встречались даже практикующие мусульмане.

Окружающая внешняя среда с другим вектором религиозности существенно влияет на функционирование православного прихода и его общинной жизни. Если приход складывается в окружении представителей других религий, высока вероятность, что оно кажется более концентрированным и консолидированным.