Святое – что это? Разница в вербальном и визуальном восприятии святого российскими гражданами

Дата публикации: 20.12.2012

Автор: Канышева Елена

В очередном выпуске Непосредственных вопросов службой Среда предпринята попытка сопоставления вербальной и невербальной картин святого для россиян. С одной стороны, приведены результаты всероссийского репрезентативного опроса (полевые работы: ФОМ-Пента, выборка: 1500 человек), в рамках которого респондентам был задан вопрос «Есть ли для Вас что-то святое? И, если есть, то что это?» (вопрос был открытым, т.е. варианты ответа не предлагались). С другой стороны, представлены результаты анализа 1000 фотографий, полученных от участников Всероссийского Фотоконкурса “Святое и ценное в России”, который открылся в мае 2012 г. К участию в Конкурсе были допущены все желающие, независимо от уровня владения фотоаппаратом. Главное требование к конкурсным работам – снимки должны отражать святое и ценное для их автора.

Итак, что россияне называют святым и что видят святым?

Святое есть! – считает подавляющее число опрошенных

Абсолютное большинство россиян – 91% – подтвердили, что для них есть что-то святое, в то время как 8% затруднились с ответом и лишь 1% ответили отрицательно.

Жители крупных городов, бездетные россияне и респонденты, считающие себя одинокими, чаще остальных затрудняются сказать, есть ли для них что-то святое.

Вербальная и образная картины святого

Если опрос можно рассматривать как констатацию факта в его общем понимании (что является святым для человека?), то фотографии – это реальные воплощения этих фактов во всем их многообразии (в чем это святое воплощается?).

СЛОВА

Абсолютное большинство россиян (79%), опрошенных в ходе всероссийского исследования, называют святым семью, родных, их здоровье и благополучие. При этом второй по популярности ответ – Родина, патриотизм – набрал лишь 7% голосов. На третьем и четвёртом месте “Бог, святые, церковь, вера в Бога” (6%) и “Совесть, моральные принципы” (5%).

ОБРАЗЫ

Автор: Щербакова Яна

Всю полноту образов, воплощённых в рамках Фотоконкурса “Святое и ценное”, невозможно вместить в сухие цифры, полученные в ходе опроса. Однако, если использовать эти варианты ответов для классификации снимков, мы получим совершенно иную картину святого и ценного.

К примеру, если в ходе опроса семью и родных святыми назвали 79% респондентов, то есть их абсолютное большинство, то среди присланных фотографий к теме семьи и родных в целом можно отнести только 16%. При этом, на 7% снимков изображены только дети.

В то же время Бог, Церковь и вера, по результатам опроса, святы для 6% россиян, тогда как в рамках Фотоконкурса темам веры и религии посвящено 30% снимков.

Святость  любви и дружбы символизируют по 5% полученных фотографий, а в ходе опроса эти ценности назвали святыми лишь 1% и 2% респондентов соответственно.

Природа и животные запечатлены почти на каждом десятом снимке, при этом в ходе опроса всего 1% респондентов признался, что природа для него относится к сфере святого.

Исходя из содержания фотографий и сопроводительных писем авторов, нельзя однозначно отнести полученные изображения к таким ответам, как “Родина, патриотизм”, “Совесть, моральные принципы”, “Жизнь” и “Мир”. Относительное сопоставление вербальной и невербальной картин святого по этим категориям будет рассмотрено ниже.

Автор: Кругликова Наталья

При этом на фотографиях отображен ряд святых и ценных для россиян образов, не нашедших воплощения в ходе устного опроса. Так, около 3% снимков призывают испытать сочувствие и ответственность в отношении “незащищённых” слоёв населения и могут быть объединены в условную группу Социальной проблематики: на них запечатлены инвалиды, нищие и бездомные. Около 3% фотографий демонстрируют разнообразие этнических культур, самобытность малых групп. До 10% изображений объединены темой русской культуры и традиции, быта и народности. Наконец, около 5% фотографий поднимают вопрос “святой старости”, изображая людей в почтенном возрасте в различные моменты жизни, делая акцент на эмоциональной составляющей фотографии. Авторы таких портретов, как правило, всегда добавляют к своим снимкам описание, призванное усилить чувство уважения и сопереживания пожилым людям.

Около 5% работ затрагивают с разных сторон тему Великой Отечественной Войны, символизируя горечь потери, радость победы и уважение к подвигу. Изображаются ветераны (и танцующие, и смеющиеся, и плачущие), парады и гуляния в праздник 9 мая, а также символы победы: георгиевская лента, гвоздика, свечи, старые фотографии, медали, вечный огонь.

Семья : 79% на словах и 16% в образах

Автор: Тагаева Екатерина

1. Прежде всего семья является святым для домохозяек (95% из них высказываются об этом), а вот для  для бездетных россиян старше 40 лет  семья представляет наименьшую ценность (48%).
2. С увеличением возраста ценность семьи как святого падает. Так, семья – это святое для 84% молодёжи до 34 лет и 68% пожилых людей старше 65 лет.
3. На восприятие семьи как святого влияет наличие детей: семья свята для 72% бездетных опрошенных и для 82% опрошенных с двумя и более детьми.
4. С уменьшением населённого пункта увеличивается число людей, которые воспринимают семью как святое: 72% жителей городов с населением в 1 млн. и 83% жителей сёл.
5. Реже, чем в среднем по России, считают святым семью россияне, называющие себя одинокими (57%) или больными (68%), с образованием ниже среднего (69%), не доверяющие Патриарху (70%), неверующие (72%) и жители Северо-Западного ФО (72%).
6. Чаще, чем в среднем по России, называют семью святым активные интернет-пользователи (84%) и аудитория печатных СМИ (83%),  россияне со школьным образованием (83%), причисляющие себя к среднему классу (83%), считающие себя счастливыми (83%) и женщины (82%).

В 16% условно выделенных “семейных” фотографий входят в том числе и снимки, символизирующие ценность материнства, отцовства и рождения жизни. Так, из 16% фотографий, относящихся к теме семьи…

1.       7% запечатлевают детей
2.       5% – маленького ребёнка с одним из родителей
3.       2% – грудного младенца на руках у матери
4.       1% – семью в полном или расширенном составе
5.       1% – беременную женщину или кормящую мать

Родина: 7% на словах и неограниченные формы выражения в фотографиях

1. В то время как представление о святости семьи с возрастом угасает, святость Родины, напротив, растёт: Родину называют святым 14% опрошенных старше 65 лет и 2% опрошенных от 25 до 34 лет.
2. Пол, образование, уровень дохода, вероисповедание и доверие Церкви и Патриарху не влияют на восприятие Родины как святого.
3. Чаще всех о Родине как о святом говорят россияне с активной гражданской позицией (15%), реже всех – опрошенные от 25 до 34 лет, работники сферы услуг и респонденты, заявившие о желании жить в другой стане (по 2% в каждой группе).
4. Чаще, чем в среднем, называют Родину святым жители городов-миллионников (11%) и Северо-Западного ФО (12%), родители троих и более детей (12%), избиратели Геннадия Зюганова (12%).
5. Реже, чем в среднем, Родина оказывается святым для интернет-аудитории (4%), рабочих (5%), россиян, причисляющих себя к среднему классу (5%).

Родина и Патриотизм в фотографиях

Автор: Шаталова Любовь

Присылаемые на конкурс  фотографии нельзя с абсолютной однозначностью отнести к теме Родины и патриотизма, которая визуально может раскрываться  сразу в нескольких направлениях: русская природа, сельский быт, культура и традиция, День победы. Вывод о том, что на фотографиях запечатлен образ Родины, был сделан, исходя из сопроводительных писем конкурсантов и названий их снимков. Поэтому сложно с достоверностью указать процентную долю фотографий, символизирующих святость Родины.

Тем не менее, Родину для участников Фотоконкурса “Святое и ценное”, в первую очередь, олицетворяют красота русской природы и её необъятные просторы. Подтверждают это примерно 4% фотографий.

Тема Родины также раскрывается в зарисовках сельской жизни и деревенского быта (2% фотографий).

Безусловно, образ Родины частично воплощается и в череде фотографий, посвящённых культуре: традиционные гулянья, национальный костюм, рукоделие, народное творчество (порядка 3%).

Наконец, тема патриотизма раскрывается в воспоминаниях о Великой Отечественной Войне: фотографии с парадов и гуляний 9 мая, портреты ветеранов, памятники и обелиски, георгиевские ленты, гвоздики и свечи (приблизительно 1%). Стоит отметить, что обелиски и памятники Великой Отечественной Войны являются, пожалуй, единственным слабым отголоском темы государственности во всём многообразии полученных фотографий. Таким образом, можно говорить о вытеснении государственности из ряда «святых» понятий в сознании респондентов.

Бог, вера, Церковь:  6% на словах и 30% в образах

Автор: Чупринин Михаил

1. Святость «Бога, веры, Церкви» увеличивается с возрастом: от 3% опрошенных до 24 лет и для 9% опрошенных старше 65 лет.
2. Пол, образование, род занятости, доход и число детей не влияют на восприятие святости веры в Бога.
3. О святости Бога, веры и Церкви чаще всего заявляют опрошенные, регулярно посещающие богослужения (26%) и высоко чувствующие свою принадлежность к местному приходу (19%). Интересно, что о святости семьи прихожане при этом говорят значительно реже, чем в среднем (68%). Реже всех о святости веры и Бога заявляют молодые опрошенные и рабочие (4%).
4. Чаще, чем в среднем, о святости веры говорят работники сферы образования (13%), занимающиеся благотворительностью (11%), жители городов-миллионников (10%), называющие себя больными (10%) и жители Приволжского ФО (9%).

 Вера и религия в фотографиях

С православной тематикой связана основная часть фотографий, присылаемых на конкурс «Святое и ценное», – и это самая популярная направленность конкурсных работ.

При этом, около 15% снимков изображают православные храмы и монастыри (как внешнее, так и внутреннее убранство), ещё более 10% – православную жизнь (богослужения, Таинства, паломники, прихожане и священнослужители).

На ряде фотографий запечатлены символы православия (Кресты, Священное писание, иконы, свечи). Интересно, что ряд снимков монастырей и храмов показывает ветхие,  уже не функционирующие здания, а другие фотографии – разрушенные монастыри и храмы в процессе восстановления и реконструкции. Также отдельно стоит отметить значительное количество фотопортретов священнослужителей (чаще сфокусированных на выражении лица и взгляде), знакомых или не знакомых автору фото, и отдельно – ряд фотографий, которые можно было бы объединить общим названием “Дети в православном храме”.

Однако, православная тематика является лидирующей, но не единственной составляющей группы снимков на тему веры и религии. Среди полученных работ присутствуют и фотографии со служений в мечетях, и изображения внутреннего и внешнего убранства мечетей. Ряд работ посвящён буддизму и шаманизму, в то время как снимков из католической или протестантской религиозной жизни получено не было.

Совесть и мораль: 5% на словах и 8% в фотографиях

1. Святость совести и моральных принципов во многом определяется возрастом респондентов: среди опрошенных старше 65 лет о значимости этих понятий заявляют 14%, а вот среди россиян от 25 до 34 лет – лишь 1%.
2. Реже всех о моральных принципах вспоминают безработные, ищущие работу, и те, кто готов открыть свой бизнес.
3. Чаще всех об этих понятиях говорят больные респонденты, неработающие пенсионеры, избиратели Геннадия Зюганова.

В рамках Фотоконкурса “Святое и ценное” к категории “Совесть и мораль” (исходя, в первую очередь, из посыла самих авторов работ) можно отнести немногочисленные снимки, символизирующие уважение к старости, гордость за ветеранов, снисхождение и помощь бездомным и нищим. К примеру, ряд авторов фотографий на тему ВОВ, запечатлевая юное поколение рядом с ветеранами и моменты вручения ветеранам наград, ставит акцент на необходимости чтить память и не забывать о долге перед старшим поколением. В общей сложности фотографии, затрагивающие вопросы совести и морали, составляют не более 8%.

СВЯТОЕ ЭТО ТАКЖЕ..

Автор: Мухамедгалиева Василя

Жизнь  (3% на словах)

Что касается понятия «жизнь», то чаще святым его признают мужчины, чем женщины, люди с доходом выше среднего, жители Центрального ФО, интеллигенция и россияне, которые носят нательные кресты. Реже в этом признаются жители городов с населением от 250 тыс. до 1 млн

Дружба (2% на словах)

Реже всего дружбу к понятию святое относят женщины от 25 до 34 лет и неработающие пенсионеры. Напротив, для мужчин, респондентов от 45 до 54 лет, бездетных и, что стоит отметить, госслужащих это понятие чаще входит в категорию «святого».

Интересно, что “дружеские” фотографии запечатлевают в абсолютном большинстве или детскую, или подростковую дружбу.

Вне категорий…

Автор: Чикуров Игорь

Как уже говорилось выше, часть фотографий отражает темы, не затронутые в ходе всероссийского опроса: социальная ответственность, этническая самобытность, быт, святая старость и Отечественная война. Тем не менее, специфика визуального воплощения святого и ценного выражается в том, что однозначная и окончательная классификация фотографий не представляется возможной.

Некоторые  снимки, к примеру, являются постановочными и призваны воплотить личную задумку автора.

Ряд фотографий неожиданно запечатлевает случайные кадры, фиксируя святое в моменте.

Ряд фотографий отражает бытовые зарисовки, типичные для многих. Определенная группа фотографий – это старые снимки из детства самих авторов или их родных. Небольшая часть работ посвящена городскому пейзажу.

Интересно, что бОльшая часть фотографий всё же запечатлевает не природу и не храмы, а людские портреты (более 50% снимков), случайно или через постановку, но людей разного возраста, принадлежащих к разным культурам и вероисповеданиям, разного социального статуса, разного семейного положения, знакомых или не знакомых – именно в людях, в первую очередь, воплощается святое и ценное для участников Фотоконкурса.

Словами о  святом: чаще и реже, чем в среднем по России

Группа опрошенных ЧАЩЕ, чем в среднем, называют святым РЕЖЕ, чем в среднем, называют святым
Опрошенные от 18 до 24 лет Семья Бог и вера
Опрошенные старше 65 лет Родина, Бог и совесть Семья
Неверующие Семья
Доверяющие Владимиру Путину Семья Совесть
Мусульмане

Не имеют отличий от среднего

Счастливые Семья Нет святого
Предприниматели Семья Родина, совесть
Благотворители Вера и совесть
Интернет-аудитория Семья Родина и совесть
Москвичи Совесть
Высшее или специальное образование

Не имеют отличий от среднего

Школьное образование Семья
Образование ниже среднего Совесть Семья
Города-миллионники Родина и совесть Семья
Города с население от 250 тыс. до 1 млн. Бог и вера Семья
Сёла Семья
Центральный ФО Семья Совесть
Приволжский ФО Бог и вера
Южный и Северо-Кавказский ФО Совесть
Северо-Западный ФО Родина

Семья

В оформлении релиза использованы фотографии участников Конкурса “Святое и ценное”

Комментарии экспертов к итогам опроса

Игорь Белобородов, Директор Института демографических исследований

Мы не до конца готовы быть субъектами истории

↑ к началу статьи

В том, что люди старшего поколения чаще называют Родину святым, чем молодежь, я не усматриваю чего-то странного. Ценностная среда, формируемая сегодня СМИ, школой, собственной семьей –  все это совершенно не способствует росту патриотических настроений. Последние два десятилетия патриотизм не то что не в моде – он высмеивается. Быть патриотом сейчас – это то же самое, что служить в армии, ведь сегодня это совершенно необязательно, непрестижно и даже для кого-то позорно. Если на селе с этим немного получше, то среди жителей городов сейчас совершенно другая культура.

Существует очень много субкультурных движений, которые имеют западное, нероссийское происхождение. Если вы приезжаете в Сербию и кругом слышите национальный фольклор, то в России вы видите на телевидении двух мужчин, переодетых в бабушек, которые национальную культуру всячески высмеивают. Если у нас есть ведомства, которые отвечают за безопасность дорожного движения или соблюдение ГОСТов, то  в ценностно-нравственной и этнокультурной сфере вообще нет никаких регуляторов. Позволено все, кроме разжигания национальной розни. Основная проблема в том, что в области политики по воспитанию патриотизма есть большая недоработка.

Посмотрите, как в Америке проходят политические выборы. В них есть чувство сопричастности.  Это совершенно не молодежное событие. Тем не мене, его празднуют и в этом ощущается национальная гордость. И посмотрите, как проходят выборы у нас… Да, выборы были частично дискредитированы еще в 1990-х годах недобросовестными политиками. Но, мне кажется, объяснение лежит глубже: мы не до конца готовы быть субъектами истории. В первую очередь винить в этом мы должны не политиков и не западные спецслужбы, которые прилагают к этому усилия, а себя.


Андрей Мельков, Президент Института современных гуманитарных исследований, член Молодежной общественной палаты, кандидат филологических наук

В современном обществе наблюдается тенденция к деидеологизации, и мало места остается для патриотизма

↑ к началу статьи

«Святое» – это категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. Поэтому закономерно, что результаты опроса в подавляющем большинстве показали, что святым для наших граждан является именно то, что им ближе и дороже всего. Это то, с чем и кем они сталкиваются каждый день – семья, родственники, и атрибуты, способствующие их сохранению – здоровье и благополучие.

К сожалению, понятия «Родина» и «патриотизм», религиозные ценности не так важны для современных россиян. Почему мы наблюдаем такие результаты? В современном обществе наблюдается тенденция к деидеологизации, к глобализации, и здесь очень мало места остается для патриотизма и проявления гражданской позиции, чувства любви к Родине. Играют свою роль и СМИ, Интернет, социальные сети, размытость привычных границ общения, влияющие на самоидентификацию человека в обществе. В тоже время наблюдается усталость граждан от государственного контроля и законотворческих экспериментов, а понятие «государство» у нас часто сливается с понятием «Родина».

Представления о «святом» с наибольшей полнотой выражены в религиозном мировоззрении. «Святое» – универсальная категория религиозного сознания, характеризующая фундаментальный уровень религии. Однако современный мир характеризуется поступательной секуляризацией, подчас воинствующей, когда религиозное измерение перестает быть общественно-значимым явлением. Этот кризис религиозного сознания оказывает негативное воздействие на сферу общественных отношений и систему моральный ценностей. В результате уровень личной религиозности понижается и в системе ценностных координат человека религия перестает играть определяющее, первостепенное значение.


Протоиерей Геннадий Фаст, Настоятель Градо-Абаканского храма святых равноапостольных Константина и Елены (Хакасия)

Церковь и семья – иерархия ценностей

↑ к началу статьи

Нельзя сказать, что понятие Церкви и веры вытесняет понятие семьи, только потому что среди опрошенных, наиболее усердно посещающих храм невысок процент тех, кто ставит семью на первое место по святости. Так нельзя сказать, потому что как раз вера учит тому, что семья – это нечто святое и значимое, как раз у верующих семья бывает и крепкая, и святая, и многодетная. Когда человек ходит в церковь, это стимулирует его к устроению семью. Но иногда может происходить такое, что человек отдается полностью духовной жизни и служению Богу. Иногда это может носить несколько нездоровый характер, такое тоже имеет место. Люди ставят веру на первое место, но это не значит, что семья для них не является святым. Просто здесь имеет место иерархия ценностей.


Янина Солдаткина, Доктор филологических наук, доцент кафедры русской литературы XX века МПГУ

В глубине души люди ищут этой «небесной красоты», для определения которой у них, возможно, и не достает нужных слов

↑ к началу статьи

Результаты приведенного опроса показывают, на мой взгляд, что на вербальном уровне люди склонны, не задумываясь, провозглашать общепринятые истины, аксиомы, не нуждающиеся в подтверждении. Такой абсолютной ценностью в нашем нестабильном и лишенном, по сути, твердых нравственных ориентиров обществе, естественным образом становится семья и дети.

В визуальных же образах, в присланных фотографиях, душа и мышление респондентов раскрываются более творчески, более свободно – и категория «святости» как будто расцвечивается многоцветными красками. Они выходят за рамки словесного шаблона! Показательно, что в визуальном плане респонденты подсознательно ассоциируют святость с красотой и гармонией – в различных их проявлениях.

Как мне кажется, здесь не происходит смысловой подмены «этическое» vs «эстетические», но косвенным образом сказывается православная традиция визуального богословия иконы, храма, храмового убранства, в которой храм как сакральное место представляет собой земное воплощение небесной гармонии, рая. В глубине души люди ищут этой «небесной красоты», для определения которой у них, возможно, и не достает нужных слов, что и воссоздает фотографический ряд, приведенный в опросе.


Вадим Ф. Лурье, Литературовед, фольклорист, фотограф, создатель Сайта визуальных наблюдений Visantrop.ru

Для большинства наших граждан "Бог, Церковь и вера" -- это абстрактные и неинтересные категории

↑ к началу статьи

Для большинства наших граждан “Бог, Церковь и вера” — это абстрактные и неинтересные категории, отсюда и результаты опроса. А результаты Фотоконкурса другие, потому что соответствующие предметы ассоциируются с чем-то родным и близким, а не с этими абстрактными категориями (например, привычная и любимая культура и т.п.). Если икону или храм устроители Фотоконкурса проводили по ведомству религии, то многие испытуемые классифицировали эти объекты совершенно иначе, например, как “родное”, “народное”.

«Святость любви и дружбы символизируют по 5% полученных фотографий, а в ходе опроса эти ценности назвали святыми лишь 1% и 2% респондентов соответственно – (из опроса)» Это не очень большой разрыв. Скорее, он соответствует слабой развитости абстрактного мышления. Многие люди понимают и ценят любовь и дружбу, но сами для себя не знают, как это называется, и поэтому не ассоциируют свои ценности с указанными словами. Разрыв был бы еще сильнее, если бы при опросе не подсказывали нужные обобщающие категории, а просили их сформулировать самих испытуемых.


Борис Миронов, российский государственный, общественный и политический деятель, председатель Союза Русского народа

Те, кто были готовы отвечать как россияне, – это люди, потерявшие чувство Родины

↑ к началу статьи

Не удивительно то, что такой процент опрошенных поставил на первое место именно семью, а не Родину. Вы ведь опрашивали россиян. Вы не опрашивали русских, башкир, тувинцев, чувашей, а вы опрашивали россиян. Те, кто были готовы отвечать как россияне – это люди, потерявшие чувство Родины, нации. Если бы вы опрашивали конкретно татар, они бы говорили вам о Родине, о земле, а россияне естественно будут говорить о своем животе. То, что понятия веры и Бога оказались на третьем и четвертом месте после семьи и родины говорит о размывании понятия веры, которое происходит не без помощи представителей Патриархии.


Сергей Лебедев, кандидат социологических наук, доцент, проф. кафедры социологии и организации работы с молодежью.

Нам часто кажется, что образ ближе к исходному переживанию, чем словесная форма. На самом деле, и то и другое – продукты рефлексии.

↑ к началу статьи

Идея сопоставить образное и словесное представление святого (сакрального) заслуживает большого внимания и интереса. Такой метод позволяет, говоря словами Милорада Павича, «не прищуривать один глаз, посылая стрелу в цель». То есть он может обеспечить наиболее точное восприятие реального положения дел в силу стереоскопического видения, которое помогает избежать односторонности каждого отдельного подхода.

Однако в случае проведенного исследования правомерно говорить лишь о первом приближении к такому анализу. В дальнейшем следует учесть ряд важных моментов.

Прежде всего, представляется не совсем корректным сравнивать данные репрезентативного опроса, который был проведен методом выбора вербальных формулировок, и нерепрезентативной подборки фотографий. Сопоставление будет представительным в случае, если словесные и образные представления святого анализировались либо у одних и тех же людей, либо у полностью идентичных выборочных совокупностей.

Далее, если словесные формулировки предполагают какую-то иерархию святого (человек называет прежде всего то, что для него наиболее значимо), то образы отражают эту иерархию далеко не всегда. Фотография означает, что человек удачно зафиксировал что-то, что является для него священным или ассоциируется с ним. Но это что-то не всегда может быть для него «самым главным».

И, наконец, остается открытым вопрос о соотношении точности слов и образов. В данном случае «точность» обратно пропорциональна подверженности мысли некоторому клише, стереотипной ассоциации, чаще всего «сбивающей настройку», уводящей в сторону от аутентичного личностного переживания святого. Нам часто кажется, что образ ближе к исходному переживанию, чем словесная форма. На самом деле, и то и другое – продукты рефлексии, то есть вторичного осознания этого переживания через наложение на него сложных культурных ассоциаций. Поэтому образы подвержены клишированию, по крайней мере, не меньше, чем словесные формулировки. Более того: если в анкете вопросы, скорее всего, ставились в конкретном личностном ключе (что свято для Вас лично?), то при анонсе конкурса фотографий такое уточнение, вероятно, не делалось. В результате очень трудно оценить соотношение «лично святого» и «узнаваемо святого» по каждой отдельной фотографии.