Суеверные и несуеверные

Дата публикации: 25.07.2011

Результаты Всероссийского репрезентативного опроса, проведенного Службой СРЕДА (полевые работы: ФОМ-Пента, выборка 1500 человек).

Только каждый четвертый россиянин не суеверен, в то время как остальные могут быть отнесены к суеверным или среднесуеверным. Среди суеверных преобладают женщины; среди несуеверных – обеспеченные граждане. Молодежь оказывается более суеверной, чем люди пожилого возраста.

Суеверные чаще поддерживают «Единую Россию». Среди несуеверных – больше всего тех, кто на приближающихся выборах Президента РФ хотел бы отдать свой голос не Владимиру Путину и не Дмитрию Медведеву, а «другому политику».

Оценить суеверность россиян помог индекс, представляющий собой сумму трех показателей: веру в астрологические прогнозы, веру в сглаз / порчу и обращение к гаданиям. В результате, как оказалось: 14% россиян являются суеверными, 24% – несуеверны, 63% – среднесуеверны.

 

 

Среди суеверных: женщин (21%) почти в пять раз больше, чем мужчин (4%). Наоборот, среди несуеверных заметно больше представителей сильной половины человечества.

Чаще других суеверны россияне, имеющие образование ниже среднего, а так же, – что интересно, – респонденты, занятые в медицине и здравоохранении, а так же в сфере торговли.

Несуеверных респондентов оказалось всего 24%. Реже других суеверны наиболее обеспеченные респонденты, которые могут позволить себе покупку автомобиля, и респонденты с высшим образованием. Несуеверные граждане чаще проживают в городах – миллионниках. Это не относится к Москве: жители столичной «большой деревни» чаще других среднесуеверны, – как и опрошенные представители сельского населения.

Респондентов, имеющих за плечами школу, училище, колледж или техникум, также чаще можно отнести к среднесуеверной группе.

Прослеживается связь между возрастом и суеверностью: чем моложе респонденты, тем с большей вероятностью они оказываются среди суеверных. Россияне старше 65 лет (т.е. родившиеся в 30-е и 40е гг. прошлого века) лидируют среди возрастных групп по количеству несуеверных.

Что касается федеральных округов, жители Центрального и Северо-Западного ФО оказываются среднесуеверными, однако выражено суеверных людей в них меньше всего. Несуеверные россияне живут в Приволжском, Южном и Северо-Кавказском ФО.

 

 

Заметно выше оказалась суеверность респондентов, живущих в Уральском и Дальневосточном федеральных округах.

Суеверные россияне чаще полагают, что научное изучение религиозной жизни приносит обществу пользу, чаще сталкиваются с недружелюбным отношением к себе в православных храмах и реже прочих слушают духовную музыку. Зато заметно чаще других они встречаются с чудесами и боятся смерти. Несколько больше, чем в среднем, среди суеверных женщин, делавших аборты.

Несуеверные – не очень активны в благотворительности, говорят, что смерти не боятся, и не верят в воскресение после смерти.

Суеверные не особенно религиозны: чаще всех суеверными оказываются россияне, которые верят в Бога, но конкретной религии не исповедуют. Христиане, принадлежащие к Русской Православной Церкви, так же как и мусульмане, чаще попадают в число среднесуеверных.

По мнению суеверных, чаще за словом «Бог» стоят «сила и всемогущество»; по мнению среднесуеверных – «справедливость».

В преддверии выборов было интересно посмотреть на партийные предпочтения суеверных и несуеверных граждан. Оказалось, что суеверные респонденты несколько чаще поддерживают «Единую Россию». Несуеверные – напротив, либо не интересуются политикой, либо интересуются, но не имеют партийных предпочтений. Любопытной находкой является более высокая, чем в среднем по России, поддержка суеверными В.Путина. Также чаще, чем в среднем, суеверные и среднесуеверные поддерживают Д.Медведева. Обратная картина – с несуеверными: они реже готовы видеть следующим президентом В.Путина или Д.Медведева, зато каждый третий из них ждет в качестве следующего российского президента «другого политика».

Комментарии экспертов к итогам опроса

Александр Архангельский, писатель, публицист, телеведущий

Слой, на который сознательно опирается Путин – это люди, полностью не готовые отвечать за свою судьбу.

↑ к началу статьи

Чем больше люди вовлечены в активную социально – экономическую деятельность, тем меньше у них времени остается на размышление о всякого рода случайностях, страхах и совпадениях. С другой стороны, чем человек глубже погружен в ответственную религиозную жизнь (в данном случае неважно, к какой конфессии он принадлежит), тем меньше шансов, что он будет придавать серьезное значение бытовым и природным «знакам» и «предзнаменованиям» – он должен быть духовно трезв, и скорее «пропустит» реальное чудо, чем будет уповать на мнимое. Но здесь нужно говорить и о связи религиозности и образовательного уровня. Встречая в церковной среде суеверных, мы видим, что по большей части их суеверность связана с недостатком образования, а не с религиозностью как таковой. Религия наоборот, как раз старается вывести человека из этого состояния. Я помню, как в редакцию, где я работал, пришел в гости покойный патриарх Алексий Второй и поздравил нашего главного редактора с завтрашним днем рождения, добавив: «мы же не суеверные, чтобы бояться поздравлений накануне».

То, что среди суеверных больше сторонников Путина и «Единой России» – вовсе не говорит о какой-либо «суеверности» Путина и его партии. Их странная демократия – суверенная, а не суеверная; хотя среди так называемых элит приходится слышать суеверное «Путин – фартовый». Просто слой, на который он сознательно опирается – это пассивное большинство, люди, полностью не готовые отвечать за свою судьбу, всегда нуждающиеся в умном, усталом, но ласковом, в конечно счете, лидере. А среди такой аудитории суеверия цветут пышным цветом.

Идеи Медведева перекликаются с идеями Путина, но разница в ориентирах все-таки есть. Потому и суеверных среди его приверженцев чуть меньше.

То, что несуеверные чаще желают смены лидеров, связано с их активностью и самостоятельностью. Активность и самостоятельность исключают чрезмерное внимание к суеверию. Человек выбирает либо судьбу, либо знаки судьбы. То есть либо сам пытается строить эту судьбу, либо считает, что судьба строится кем-то – не важно, внешними природными силами или мудрыми политиками. Повторяю, настоящая религиозность не имеет к этому никакого отношения: религиозный человек убежден, что он строит свою судьбу вместе с Богом, как бы в соавторстве. И поэтому он сознает свою личную ответственность за совершенный жизненный выбор.

Что касается большей суеверности молодежи, я бы все таки хотел понять – какая это молодежь, как накладываются друг на друга характеристики возраста, социального положения, географического местоположения. Мне кажется, что «низовая» молодежь часто отвечает «по приколу», а не по существу. И как раз молодежные опросы менее достоверны в этом смысле. Я не думаю, что на самом деле уровень суеверность молодежи принципиально отличается от уровня суеверности среднего и старшего поколений. Образованные и верующие – менее суеверны, необразованные и (или) неверующие – более. Так было всегда, так и будет.


Марина Журинская, кандидат филологических наук, редактор и издатель журнала «Альфа и Омега»кандидат филологических наук, редактор и издатель журнала «Альфа и Омега»

Многие продолжают воспринимать окружающий мир как пространство, населенное злыми духами

↑ к началу статьи

Опрос не показывает, насколько суеверны люди в нашей стране, поскольку в нем заужено само понятие «суеверие», ограниченное лишь тремя показателями. И если бы опрос был выстроен более грамотно и подробно, то цифры были бы катастрофичнее.

Надо понимать, что суеверие – это анимизм, неверно называемый первобытным. Он никогда не умирал и вполне комфортно чувствует себя в наше время, и многие продолжают воспринимать окружающий мир как пространство, населенное злыми духами. Даже те люди, которые ходят в церковь. Другой вопрос – для чего они это делают? Сколько людей приходит в храм, потому что гадалки посоветовали им какой-то ритуал, для которого, скажем, нужна освященная свеча. И всевозможных магических ритуалов множество. Назвать таких людей православными нельзя, как бы они себя сами ни определяли. Православные – это люди, которые правильно славят Бога. Нельзя одновременно верить в Бога и еще во что-то магическое.

Подавляющее большинство «православных» считает, что им нужно регулярно совершать определенные механические действия, и все у них будет хорошо. А это и есть яркий показатель суеверия. Я писала, что у нас все духовные глаголы заменены глаголами физического действия – в церковь ходят, на службе стоят, вместо того, чтобы молиться, – вычитывают правило. При этом люди уверены, если все делается – совершается хождение, стояние и вычитывание, — то вне этого можно себя вести как угодно.

Коммунистическая религия старательно готовила народ к тому языческому состоянию, в котором он сейчас по большей части находится. Борьбы с суевериями не было, была борьба с христианством. А на фоне отсутствия христианства, естественно, суеверия разгорались пышным цветом. В результате мы имеем то, что имеем. В том числе академиков, которые выступают против религии, но не знают, что такое религия, не видят разницы между религией и суевериями. И мы, христиане, им эту разницу не показываем. Православное просвещение сейчас практически отсутствует.

Несмотря на коммунистическую идеологию, в советское время в школах и в вузах давалось более приличное образование, что и объясняет большое число несуеверных людей среди россиян старше 65 лет. Тем более что во времена их детства не было на каждом шагу магических салонов. Современная суеверная молодежь взрослела среди этих салонов, среди реклам чуть ли не в каждой газете, призывающих снять порчу и сглаз, среди телевизионных программ, посвященных экстрасенсам, астрологии…


Дмитрий Баранов, кандидат исторических наук, заведующий Отделом этнографии русского народа Российского Этнографического музея.

Суеверия помогают людям психологически

↑ к началу статьи

Большая часть этнографов выступает против термина «суеверие», «пережитки». Какие же это пережитки, если они существуют десятилетиями, столетиями, и даже тысячелетиями? Если они все время переживаются, существуют, значит – имеют свою прагматику. Просто она для нас не всегда очевидна. А прагматика имеется, в том числе в психологическом плане.

Что такое суеверие, вера в приметы? В обычной спокойной ситуации мы не вспомним ни о каких-то приметах, но как только предстоит какое-то важное, решающее событие в нашей жизни, мы все начинаем по-другому к этому относиться, воспринимать окружающий мир, как текст. Мы пытаемся считать некую информацию и действовать согласно правилам, которые мы знаем от бабушек, от дедушек, из книг. Вероятно, это помогает. Не в магическом, естественно, плане, а в чисто психологическом. Психологи говорят, что если человек уверен в своих силах, это передается и окружающим.

С одной стороны суеверие делает людей несвободными, с другой – есть такое понятие – мифологическое программирование жизни. Его употребляют этнографы и фольклористы в отношении, например, русской культуры. Оно характеризует жизнь человека и не является предметом рефлексии. Ряд действий, вроде бы магического значения, производились людьми прошлого механически, по привычке. И это позволяло им чувствовать себя комфортно, делало любую ситуацию знакомой, давало возможность освоить новый неожиданный поворот жизни. Другое дело, что сейчас традиционная культура разрушена, как система и иногда, конечно, странное впечатление производит современный человек, когда вдруг у него пробивается мифологическое мышление.

Согласно результатам опроса немало суеверных людей среди медицинских работников и людей, занимающихся торговлей. Это те области, которые связанны с неопределенностью, с непредсказуемостью результатов, когда человек прибегает к дополнительным ресурсам, чтобы добиться желаемого результата. И здесь опять возможна психологическая помощь от суеверий.

Суеверность молодых людей, я думаю, связана и с каким-то моментом моды и с отсутствием материалистической идеологии, кризисом позитивизма, когда человек все чаще видит, что в мире много непонятного.