Андрей Глоцер, Представитель Федерации еврейских общин России по связям с общественными организациями и госструктурамипресс-секретарь Главного раввина России
Евреи в нашей стране прошли через мощную ассимиляцию, как физически, так и культурно
↑ к началу статьиВо-первых, я бы хотел высказать критическое замечание по поводу выборки: она, на мой взгляд, слишком маленькая. 100 человек (примерное число евреев, опрошенных в ходе всероссийского исследования, – прим. ред.) – это не очень репрезентативно. Тем не менее, как мне показалось, опрос отражает некоторые объективные тенденции.
Действительно, евреи в России были и остаются много читающим народом и среди них высокий процент людей, имеющих высшее образование, поскольку в еврейских семьях всегда старались дать своим детям высшее образование. Неудивительно поэтому, что Евангелие прочитали в три раза больше евреев, чем в целом россиян по всей стране. Но, конечно, тот факт, что у евреев спрашивали о том, читали ли они христианский источник, а не собственно иудейские источники, лично у меня вызывает недоумение.
Впрочем, многие люди в России, увы, далеки от понимания различий между иудаизмом и христианством. Евреи в нашей стране прошли через мощную ассимиляцию, как физически, так и культурно. Огромная часть еврейского населения СССР, которая имела связь с религиозной традицией, была уничтожена в Холокост. Этими причинами я объясняю высокий процент атеистов среди еврейского населения.
Еще, как мне кажется, евреи так стремились стать частью культурной, политической и общественной жизни в СССР, власти которого, как известно, боролись с любыми проявлениями религиозности и еврейского традиционного образа жизни в частности, что глубоко восприняли атеистическую идеологию. Это был двусторонний процесс: советская власть пыталась оторвать еврейские массы от своих духовных корней, но и многие евреи также желали расстаться с еврейским образом жизни, ассимилироваться… А через поколение уже выросли сотни тысяч людей, которые считали, что Бога нет и единственно правильная картина мира атеистическая.
Если также учесть, что значительная часть опрошенных это люди старшего поколения, прожившие большую часть жизни при советской власти, то причина такого «атеистического» результата становится очевидной. Кроме того, надо отметить, что в целом еврейская община демографически «старая»: количество пожилых людей в ней преобладает над молодежью.
Относительно «нелюбви» к России, я думаю, мы имеем здесь дело не столько с вопросом эмоционального отношения к стране, сколько с критическим восприятием действительности… Думаю, что причина именно в критическом восприятии респондентов. Оно выражено в той или иной степени у половины населения страны (44%) и есть, разумеется, у евреев. Я уверен в том, что критицизм в целом распространен также больше среди пожилого и образованного населения, а большая часть респондентов-евреев – люди старшего возраста и с высшим образованием…
Кроме того, интересно, как эта цифра коррелирует с тем, что «евреи в два раза чаще участвуют в благотворительной деятельности, а также в два раза чаще готовы принимать участие в гражданской, общественной работе. 12% готовы пожертвовать своим личным благополучием ради высоких целей (5% по России)». То есть, налицо высокая «пассионарность», говоря языком историка Льва Гумилева, еврейского народа, его жертвенность и критическое восприятие мира, но это, я думаю, не новость! Евреи всегда были очень «пассионарным» народом…
Кстати, о тех 23% людей, которые «мечтают» о жизни в другом государстве: эта цифра вполне сопоставима с подобными же данными в других странах. Мир стал мобильнее, люди готовы переезжать в поисках лучшей доли, ради учебы, заработка и создания семьи, но, полагаю, это как раз касается больше молодых участников опроса. Более мобильны, очевидно, жители больших городов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга. Но не стоит думать, что отъезд заграницу в наше время это навсегда. Многие живут по несколько лет вне страны, а потом возвращаются назад по тем или иным причинам.