Всеправославный собор: подготовка, повестка, контекст
Дата публикации: 18.12.2016Материал подготовлен Андреем Клочковым
Дайджест журнала «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом», № 1 (34), 2016.
«Государство, религия, Церковь в России и за рубежом» издаётся с 1968 г. и является ежеквартальным научным журналом, посвящённым междисциплинарному изучению религии. Учредителем является РАНХиГС при Президенте РФ.
«Мировое Православие: типология автокефальных церквей»
Автор: Научный сотрудник Центра изучения современных проблем православной экклезиологии ОЦАиД, член СББК РПЦ А. Кырлежев
«Именно парадигмальное сходство Константинополя и Москвы является причиной долгого соперничества этих двух Церквей на общеправославном поле, которое продолжалось весь минувший век и теперь перешло в нынешний… Сравнивая «материю» этих двух автокефалий, претендующих на лидерство, мы видим мощную «телесность» с одной стороны, и почти «бестелесность» (или очень «разряженную телесность») — с другой.
«Православный взгляд на современный мир. Контекст, история и смысл соборного документа о миссии Церкви»
Автор: Профессор Центра изучения религий РГГУ А. Агаджанян
«Представление о профанном мире не просто как «юдоли плача», …но и как о мире секулярном по существу, …было важной констатацией нового контекста, требовавшей по-новому определять жизнь Церкви и ее миссию…».
«Спорные экклезиологические вопросы повестки Всеправославного Собора и проблема верховной власти в Православной Церкви»
Автор: Руководитель Центра изучения современных проблем православной экклезиологии ОЦАиД; секретарь СББК Русской Православной Церкви А. Шишков
«Константинопольские патриархи предложили свое решение…, которое… заключалось в том, чтобы подчинить всю православную диаспору… Константинопольскому первоиерарху…».
«Календарный вопрос»: соборные дискуссии в истории и современности»
Автор: протоиерей, проректор по учебной работе СПбПДА Русской Православной Церкви Владимир Хулап
«Введение нового стиля имеет другую цель — установление единения… Вопрос о перемене стиля должен стать предметом обсуждения и быть решенным всеми Православными Церквами совместно».
«История подготовки Всеправославного Собора»
Автор: Исполнительный секретарь магистерских программ ОЦАиД А. Гусев
«Положение Константинопольского Патриархата в начале 1920-х гг. характеризовалось двумя факторами. С одной стороны, из-за антитурецкой позиции, которую Патриарх Мелетий занимал в ходе Греческо-турецкой войны…, Патриархат находился на грани физического уничтожения… С другой стороны, к этому времени Патриархат лишился многих своих канонических территорий. В качестве стратегии, призванной облегчить положение Константинопольского Патриархата в этих условиях, была выбрана интернационализация его деятельности, опиравшаяся на идею первенства Вселенского Патриарха в Православной Церкви. …По мнению Патриарха Мелетия, наиболее подходящей аналогией, описывающей специфику устройства Православной Церкви, является конституционная конфедерация».
«Константинопольская Патриархия и Русская Церковь перед революцией»
Автор: Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Л. Герд
«После падения Византийской империи Россия осталась единственным свободным православным Царством».
«Дискуссии конца XIX — первой половины XX в. о праве созыва Всеправославного собора»
Автор: кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета ПСТГУ диакон Павел Ермилов
«Одним из … тупиков оказалось расхожее представление о том, что созывать Вселенский собор должен …православный монарх. Однако после… ухода …последнего могущественного православного самодержца церковное сознание столкнулось с серьезным вызовом».
«К вопросу о русском факторе в срыве Всеправославного Собора в 1920–1930-е гг.»
Автор: Доктор церковной истории, профессор ПСТГУ иерей Александр Мазырин
«Для Русской Церкви затеваемые греками мероприятия были весьма несвоевременными. В мае 1922 г. во исполнение решения Политбюро РКП(б) в ней был спровоцирован так называемый обновленческий раскол… Фанару разделение в Русской Церкви было на руку, поскольку оно сильно подрывало ее позиции в православном мире и облегчало проведение в жизнь его планов по утверждению своих властных прерогатив». (Имеется в виду Константинопольская Церковь. — Прим. ред.).
Взаимодействию Церквей в контексте современной геополитики посвящена статья Н. Казаряна «Всеправославный Собор: формирование новой православной геополитики». Статьи профессоров Фордемского и Батлеровского университетов (США) «Евхаристия, Соборы и первенство» А. Папаниколау и «Соборы как выявление Церкви» П. Вальера продолжают разговор о современном взгляде на соборность.
«Древние Вселенские Соборы …были Соборами епископов Римской империи, но имели универсальный …характер …и потому, что империя рассматривалась как вся… ойкумена. Расширение границ «обитаемого мира» …изменило саму идею пространственного универсализма» (из редакционной статьи)